Тема: «Правописание имён прилагательных во множественном числе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Якубсон Светлана Викторовна

Научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

падежи

вопросы

Склонение имен прилагательных

окончания



Предварительный просмотр:

 

     

Русский язык, 4 класс  

Тема: «Правописание имён прилагательных во множественном числе».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели деятельности учителя: научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

Планируемые результаты:                         

  • Личностные: проявлять познавательный интерес к русскому языку, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Предметные: научатся изменять по падежам имена прилагательные множественного числа, определять падеж имен прилагательных в форме множественного числа, научатся сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных.

    Оборудование: Русский язык: УМК «Школа России», 4 класс, часть 2, стр. 38-39, презентация, раздаточный материал.

     

Этап занятия (урока)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

1.Мотивационный.

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

Метод – словесный;

стихотворный рассказ учителя.

Метод – словесный;

Прием – учебный диалог, проблемный диалог.

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

 Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

 

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова

Метод – языковой анализ;.

1.Организационный этап

 Сейчас у нас урок русского языка.

 Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.  Хочется начать наш урок словами: « Учитесь так, словно ваших знаний вам не хватает, и так,  словно вы  вечно страшитесь растерять их.» Как вы их понимаете? Слайд 1

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Посмотрите на стенд

Сегодня 18февраля.

 Запишите в тетрадь дату , классная работа

Урок начнет с минутки чистописания.

2. Минутка чистописания (на доске)  

 С высокого неба изредка падали одинокие снежинки.

 На минутке чистописания будем писать это предложение. Прочитайте его. Цель-  скоропись  его написания .Что это значит ?

 Разберем все орфограммы , встречающиеся в нем.

  А теперь запишем его: быстро, красиво, правильно. Итог.  

Вам в предложении встретились прилагательные. Назовите их, что мы можем у них определить?

  – Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-? Да,) мы не знаем

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

Слайд 2

3.Какую учебную задачу вы поставите перед собой сегодня на уроке?

 Начнем с проверки домашнего задания .

Какое вам  было задано домашнее задание?  Стр. 37 упр. 79 Что в нем надо было выполнить? Как вы проверяли безударное окончание имен прилагательных в единственном числе?  Перечислите имена прилагательные, которые употреблены  в творительном падеже?, в предложном падеже? Как вы определяли падеж имен прилагательных в ед числе?

 У вас на столах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные  орфограммы

Слайд 3

Ранн…  в…сной  р…дился  маленьк… зайчонок. По утрам был крепк…  весенн… моро….

Птиц и зв..рей  д..ржал на сн..гу  плотн…  наст. Кре…ко  прижался друг к другу в норкне  маленьк…. зв…рек. Они ждут св…ю  мать.

 Проверьте

         

На какие правила встретились вам орфограммы? Безударная гласная, правописание  окончаний у имен прилагательных, парная звонкая согласная в корне и на конце слов.

 Объясните,  почему вы  поставили окончание  ий в слове ранний,  маленький, крепкий,

   Поднимите руку, кто задание выполнил без ошибок, 1-2, 3-4.Оцените себя

4. Работа над новой темой

 У вас на парте лежат листочки  с таблицей, которую мы свами будем вместе заполнять

  Мы будем склонять словосочетания шумные воды, красивые дни—Котова Полина, Морозов Константин

Рассмотрим таблицу. Сравните падежные окончания прилагательных.

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

 Т. п.
ыми, ими

5.–Откроем учебник на странице 38-39

– Прочитайте «обратите внимание» про себя . Что вы не знали раньше?

– Итак,  как определить падеж прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка

           Руки подняли и покачали-

           Это деревья в лесу.

           Руки согнули, кисти встряхнули-

          Ветер сбивает росу.

          В сторону руки, плавно помашем-

          Это к нам птицы летят.

         Как они тихо садятся, покажем-

         Крылья сложили назад.

7.Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

 Слайд 4Посмотрите на картину . Я предлагаю вам составить предложение  по данной схеме, вставляя свои  слова и используя эти слова.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком. Иванова Вероника

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение. – у доски

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных- у доски.

 1 вариант выписать1 словосочетание с прилагательным, которое стоит в ед. числе, 2 в. оцените себя словосочетание с прилагательным, которое стоит во мн. . числе. Оцените себя

8.Работа по учебнику

 Давайте поработаем над упражнением 82 Нашли его. Прочтите задание. Кто прочтет загадку выразительно? Кто знает на нее ответ? (салют) Верно, это новое словарное слово, запишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Повторим хором: сАлют. Определите сколько в нем букв, звуков А почему не 6 звуков, ведь гласная буква ю?

Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, различные по написанию и звучанию, но сходные по лексическому значению)

Ребята, а кто нашел синоним к слову красный? (пунцовый) Бирюзовый? (голубой) Тёмный? (чёрная) Жёлтый? (золотой) А к слову невиданный какой синоним? (небывалый).

Молодцы!

Что еще нужно сделать в данном упр.? (списать, определить падеж имен прилагательных во множественном числе, выделить окончания) Мы определяем падеж у всех прилагательных!!!

Как определить падеж имен прилагательных множественного числа? (как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании).

Итак, приступаем к работе, списываем, определяем падеж, выделяем окончания у прилагательных.

 Проверка. Все доказываемЧёрной – относится к существительному темноты. Определяю падеж существительного темноты. Задаю вопрос вдруг из чего? Темноты, кого? Чего? – Р.п. Значит и прилагательное черной – Р.п. Окончание –ой.

Друг из чёрной (Р.п.) темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые (И.п.),

Пунцовые (И.п.), золотые (И.п.)

Распускаются цветы

Небывалой (Р.п.) красоты…

 Что нам надо выполнить в этом упражнении? (над словом чёрной стоит цифра 3) что это значит? (разобрать слово как часть речи.

Разбираем. Самостоятельно,.а у  доски  Ефимчук Ирина

Чёрной (темноты) – прил., какая?

Н.ф. – чёрный, ж.р., в Р.п., в ед.ч.

Второстепенный член предложения.

Справились с заданием. Если время в таблицу вписать прилагательное с сущ. Сильный мальчик, вкусная ягода

Домашнее задание стр. 39 упр. 83

Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?(Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

 Выставление отметок

Участвовать в учебном диалоге, работать со значением слов, применяя свои знания и личный опыт.

.

Отрабатывать скоропись

Восприринимать информацию на слух.

Постановка учебной деятельности

Умение

находить орфограммы

Анализировать написание имен прилагательных в разных падежах.

Изменять по падежам имена прилагательные в форме множественного числа.

Изучить правила и умение их принимать

Работа с текстом, умение находить орфоргаммы, находить словосочетания имен прилательных в единственном и множественном числе

Выполлнять фонетический разбор слова

Изменять по падежам имена прилагательные в форме множественного числа

Рефлексия учебной деятельности

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

 П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника

К: формулировать собственное мнение и позицию

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

К: формулировать собственное мнение и позицию

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

 

К: формулировать собственное мнение и позицию

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

3.Решение частной учебной задачи.

Метод - наглядный;

Прием – анализ таблицы.

Метод - словесный;

Прием – постановка проблемного вопроса.

5. Закрепление, полученных знаний

Метод – практический;

Прием – выполнение упражнений

Метод - словесный;

Прием – учебный диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – неполный разбор предложения.

Метод – языковой анализ;

Прием – морфологический разбор имени пралагательного.

Метод – практический;

Прием – дидактический синквейн.

5. Итог урока.

Метод – словесный,

Прием – фронтальный опрос.

6. Рефлексия.

Метод – наглядный;

Прием – рисунок.

7. Домашнее задание.

20-25 мин.

3 мин.

2 мин.

1 мин.

А теперь будем закреплять ваши знания на упражнениях. Записали упр. 82. Нашли его. Прочтите задание. Кто прочтет загадку выразительно? Кто знает на нее ответ? (салют) Верно, это новое словарное слово, запишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Повторим хором: сАлют.

Как можно красиво назвать эту загадку? (Разноцветные огни, яркие вспышки на небе и т.д.)

Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, различные по написанию и звучанию, но сходные по лексическому значению)

Ребята, а кто нашел синоним к слову красный? (пунцовый) Бирюзовый? (голубой) Тёмный? (чёрная) Жёлтый? (золотой) А к слову невиданный какой синоним? (небывалый).

Молодцы!

Что еще нужно сделать в данном упр.? (списать, определить падеж имен прилагательных во множественном числе, выделить окончания) Мы определяем падеж у всех прилагательных!!!

Как определить падеж имен прилагательных множественного числа? (как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании).

Итак, приступаем к работе, списываем, определяем падеж, выделяем окончания у прилагательных. Первое прилагательное разберем вместе, кто объяснит?

Чёрной – относится к существительному темноты. Определяю падеж существительного темноты. Задаю вопрос вдруг из чего? Темноты, кого? Чего? – Р.п. Значит и прилагательное черной – Р.п. Окончание –ой.

Остальное – самостоятельно. Кто готов – руку поднимает, и я проверяю.

Друг из чёрной (Р.п.) темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые (И.п.),

Пунцовые (И.п.), золотые (И.п.)

Распускаются цветы

Небывалой (Р.п.) красоты…

Проверка.

Ребята, скажите, текст загадки это что? Сколько предложений? (одно) Чем он осложнено? (перечисление, однородные прилагательные) А это предложение простое или сложное? (сложное) Почему?  (2 основы) Какие основы в этом предложении? (кусты вросли, распускаются цветы). Выделите их у себя в тетради.

Что еще заметили? (над словом чёрной стоит цифра 3) что это значит? (разобрать слово как часть речи.

Разбираем. Самостоятельно, кто пойдет к доске?

Чёрной (темноты) – прил., какая?

Н.ф. – чёрный, ж.р., в Р.п., в ед.ч.

Второстепенный член предложения.

Справились с заданием.

Упр.83.

Что нужно сделать? (прочитать, составить предложения, записать предложения, указать падеж прилагательных, выделить окончания)

Какие предложения получаются?

Первое? (Жёсткие(И.п.) и колючие(И.п.) ветры гуляли в голых(П.п) макушках деревьев)

Второе? (С еловых(Р.п.) лап падали на землю снеговые(И.п.) шапки).

Третье? (По лиловым(Д.п.) шишкам прыгали краснозобые(И.п.) снегири и вертелись синички).

Четвертое? (Иней осыпался с берез и серебристыми(Т.п.) искрами блестел на снегу.)

Определяем падеж прилагательных, выделяем окончания.

Молодцы!

А кто был самым внимательным и скажет, с работы  над каким словом мы начали урок? (Здоровье). Составим синквейн.  Синквейн – это стихотворение, которое написано по определенным правилам.

Ваша задача написать стихотворение, озаглавить его.

1 строчка – прилагательные

2 строчка – глаголы

3 строчка – пословица о здоровье

4 строчка – что для тебя значит здоровье.

Вот пример, который составила я, но он может быть и с рифмой, побудьте поэтами:

 

                                Здоровье.

                Сильный, спортивный.

          Закаляться, бегать, двигаться.

          В здоровом теле - здоровый дух.

             Здоровье - счастье.

Ребята, давайте сделаем вывод по сделанной нами работе. Мы достигли целей, которые ставили перед собой в начале урока? Чего достигли?

Что нового узнали?

Как изменяются прилагательные в форме множественного числа? (по падежам, по родам не изменяются).

Как определить падеж имен прилагательных множественного числа? (по существительному, к которому относится). Проговорите алгоритм.

А сейчас вы расскажете о своем настроении и усвоении знаний с помощью смайликов.

Если вам был все понятно на уроке, все понравилось, то рисуем улыбающийся смайлик.

Если остались какие-то вопросы, что-то не понравилось, то равнодушный смайлик.

Если совсем ничего непонятно и плохое настроение, то грустный смайлик.

Какие были трудности?

Запишите домашнее задание: упр. 84, Р.т. упр. 50, 51

 

Анализировать таблицу окончаний имен прилагательных, делать выводы.

Находить варианты решения проблемного задания.

Изменять имена прилагательные по родам в форме единственного числа.

Видеть орфограммы в слове.

Определять конкретный смысл понятий.

Самостоятельно выполнять задание в соответствии с планом.

Комментировать свои действия, объяснять, проговаривать алгоритм определения падежей у имен прилагательных.

Определять вид предложения, выделять основу предложения.

Уметь разбирать слово как часть речи.

Составлять предложения из слов, определять падеж имен прилагательных, выделять в них окончания.

Проявлять свои творческие способности в соответствии с заданием учителя.

Подводить итог занятия, отвечать на вопросы учителя.

Знать и уметь проговаривать алгоритм определения падежа у имен прилагательных в форме множественного числа.

Высказывать свои достижения и неудачи при помощи смайликов, осознавать свои успехи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника и словаря;

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Р: выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

К: учатся адекватно оценивать работу друг друга.

Р: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

Р: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитесь так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их.

Слайд 2

ТЕМА: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Слайд 3

Ранней весной родился маленький зайчонок. По утрам был крепкий весенний мороз. Птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижался друг к другу в норке маленький зверек. Они ждут свою мать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока по русскому языку "Правописание имён прилагательных во множественном числе".

Цель: повторить правописание имён прилагательных во множественном числе, развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи....

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

"Правописание имён прилагательных во множественном числе"

Цели деятельности учителя: научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж им...