Урок русского языка во 2 классе "Суффиксы -ек-, -ик-."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по УМК "Начальная школа 21 века", учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

                             "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"                         Герасимова Л.И.

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик –

Задачи урока:- организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; - открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик-, -ек”, , карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.  «Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.   Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

2. Минутка чистописания.    У. – Что вы узнали в узорах?  Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-.

Игра с суффиксами

У. – Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а… Д. – Котёнок.  У. – Не медведь, а  Д. – Медвежонок У. – Не волк, а . Д. – Волчонок.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..

У. – На что он указывает?  Д. –На названия детенышей..У. – Пропишите слова. Выделите суффикс.

Проверка -назвать суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..

3.Повторение пройденного. (Параллельно дифференцированная работа на доске. Слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок. –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок. 2 человека разбирают карточки со словами в столбик с соответствующим суффиксом)

Проверка дифференцированной работы. Повторение алгоритма написания суффиксов –онок– , -ёнок-.

4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

– Определите тему нашего урока.( – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–). ТЕМА

– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ

(Цель: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек._

V. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

- Итак, мы сами изобретаем правило.  - Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:  Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к, арбузика,бантика, горошка, кармашка.

– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можн о подставить слова(есть - нет)   - Разделите слова на два столбика: есть, нет  Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.  На доске:

есть

нет

кузнеч...к

сыноч...к

мяч...к

ореш...к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика.

- Что интересного вы заметили?   (Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

Физминутка.

VI. Закрепление нового материала.

1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий. С.116. АЛГОРИТМ

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.http://doc4web.ru/uploads/files/7/6195/hello_html_m37b5e5f9.gif

1. [ ик ] -?

2.Изменюю форму слова (нет, много)

3. Если [и ] - ик

Если [- ] – ек

2. Решение детьми типовых заданий.

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

VII. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Самостоятельная работа  Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28) Упражнение 1 (по вариантам) – I вариант – первый столбик   II вариант – второй столбик.

VIII.. Итог урока:- Что нового вы сегодня узнали на уроке?  Домашнее задание: учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?- Отразите свои успехи в листе самооценки.       Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.

Лист самооценки

http://doc4web.ru/uploads/files/7/6195/hello_html_b8b333f.gif

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

VIII. Домашнее задание:

учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....