Разработка урока по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Шемарова Светлана Львовна

Разработка урока предназначена для изучения темы "Антонимы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

« Основная школа п. Большевик» - « Ст.-Ахматовская основная школа».

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе.

Выполнила учитель начальных классов

Шемарова Светлана Львовна

Учебный предмет: Русский язык

 УМК « Школа Россиии»

 Тема урока:  « Антонимы»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об антонимах, дать понятие антонима.

 Задачи урока:

познакомить с термином антонимы, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

 употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

сравнивать антонимы по значению

обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

использовать словари антонимов.

 развивать внимание, логическое мышление.

 совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-Учащиеся научатся находить в тексте антонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

 Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Контроль, оценка действий партнера.

 Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;

-Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни, мотивации к труду, к работе на результат.

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс автор  В.П.Канакина,  тетради, словари, мультимедийный проектор,

экран, презентация, ромашка с заданиями.

Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

 ( формируемые УУД)

1

Организацион

ный этап.

- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у вас все получится.

- Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой.

-Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

- Что подарили вы своему соседу?

Выполняют действия.

Настраиваются на учебную деятельность.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Орфографическая минутка

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

— Разгадайте загадки, напишите отгадки. ( слайд 2)

— Поставьте ударение в словах- отгадках.

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.) .

Дерево стоит,

А лист дрожит. (Осина.)

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Круглые, зеленые на дереве растут,

Лишь бочок краснеет — тут же их сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку,

Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.)

Рядом с дворником шагаю.

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.)

Записывают

 

Записывают отгадки красиво и аккуратно

Взаимопроверка.

Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.

Коммуникативные;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:  - подбирать подходящие по смыслу слова- отгадки,, логические действия .

Предметные:

ставить в словах  ударение.

Регулятивные:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

Формирование мотивации к труду, к работе на результат.

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

3

Словарная работа

Послушайте стихотворение.

Не говори, не повторяй

Мне слова страшного «прощай»;

Отравой горького сознанья

Моей души не помрачай,

С улыбкой руку мне подай

И тихо молви: «до свиданья».

— Найдите слова-синонимы.

Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске?

— Слово до свидания тоже словарное. (Учитель записывает слово на доске.)

До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.

- Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.

— Подберите слово с противоположным значением к слову до свидания.

Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.

Прощай, до свидания.

Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчеркивает букву О.

Дети записывают слово, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные.

Здравствуйте.

Дети записывают слово

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

4

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!        

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, Самый толстый и большой.        Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Хлопают в ладоши.

Поочередный массаж пальцев.

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.

5

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте стихотворение

 Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый.

 Был бы, как Степан здоровый.

 ( слайд 3.)

 - Чем интересны слова больной, здоровый?

А кто знает как называются такие слова?

- Сформулируйте задачи урока.

Ребята, а что  сделал неправильно Петя?

 Почему нельзя пить ледяной чай?

У них противоположное значение

 Слова с противоположным значением.

Узнать как называются слова с противоположным значением, какую роль они играют в языке, научиться употреблять их в речи, пользоваться  словарями.

  Он пил ледяной чай.

Можно простудиться, заболит горло. ( и т. д ответы детей)

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение принимать решение,.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

логические действия .

Предметные:

- находить в тексте и в предложении антонимы,

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни

6

Работа по теме урока 

Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы ?)

Кто уже может ответить на вопрос урока?

В слове антоним первая часть «анти», значит «против, противоположный», а вторая часть — «онима» - по-гречески означает — «имя, слово».  (слайд 4.)

 Учитель показывает школьный словарь  антонимов  М. Р. Львова  и других авторов., обращает внимание на словарь антонимов в конце учебника на с. 142.  

-Существует множество словарей антонимов, которыми вы должны научиться пользоваться. Посмотрите на слайд. ( слайд 5.)

- Прчитайте стихотворения, найдите слова с противоположным значением  и запишите их в тетрадь.

 ( слайд 6.)

1.За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

2.Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

3.Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

5.Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»

6.Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жёсткий табурет
Вовсе претендентов нет.

 

Читают тему урока.

Антонимы — это

слова с противоположным значением.

Смотрят на слайд, читают названия словарей.

Читают стихи , записывают слова парами.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений.

Предметные:

- находить в тексте и в предложении антонимы, объяснять их значение;

 -работать с словарем антонимов;

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

7

Первичное закрепление новых знаний

  Прочитайте текст упражнения №71

Почему муравей загрустил?

Что сравнивал муравей по длине?

Самостоятельно выполните упражнение  №71

-Выполнить задание к упр. №71

Дети читают.

За всю жизнь он не сможет увидеть конца моря.

 Себя и море.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:- находить в тексте и в предложении антонимы.

8

Физкультминут

ка.

Раз, два, три — веселей шагайте. Раз, два, три — ноги поднимайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два, три - сели и привстали. Раз, два, три — ручками похлопали. Раз, два, три — ножками потопали.

Выполняют физкультминутку.

9

Первичная проверка понимания

 «Ромашка»

Оторвите лепесток у ромашки, прочитайте высказывание, дополните его необходимыми антонимами.


"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... . (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ... .(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ... .(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ... .(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ... .(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ... .(конец)

   Работа с интерактивной доской

Соедините антонимы стрелками на доске. ( слайд 7.)

Быстрый              найти

Здоровье              грязь

Друг                    медленный

Щедрый             враг

Плакать              правда

Цвести                болезнь

Потерять           скупой

Ложь                 увядать

Чистый             грязный

Дети отрывают лепестки ромашки,  читают записанные на обратной стороне стихи ,  дополняют их антонимами.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение.

Познавательные

структурирование знаний; смысловое чтение;

Предметные:

- подбирать подходящие по смыслу антонимы.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

10

Первичное закрепление.

Работа в парах с  словарём антонимов.

Составьте предложения употребив в них антонимы.

Составляют предложения, используя антонимы из словаря

Коллективная проверка.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

( распределение ролей при парной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; Предметные:

- составлять предложение,

- подбирать подходящие по смыслу антонимы.

Регулятивные:-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы

Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

-осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить упр. 74 (с. 56).

Задание повышенной сложности. Найти и написать четыре пословицы, в которых есть антонимы. ( слайд 8.)

Слушают домашнее задание, уточняют информацию.

12

Рефлексия

Дополните фразы:

Я   …   знаю, что такое  антонимы.  

Я … умею подбирать антонимы к словам.

Я … умею находить антонимы в предложении, в тексте.

( слайд 9.)

- Какую роль играют антонимы  в нашей речи?

- С какими видами словарей вы познакомились на уроке?

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! ( слайд № 10)

Ответы детей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение  выражать свои мысли;Познавательные:

структурирование знаний; смысловое чтение.

Регулятивные:оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...