Методическая разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему

Липовская Ирина Васильевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Повторение пройденного по теме: «Звуки и буквы». Зимний лес.                                                                                                                                          Цели:    актуализировать знания учащихся о  правописании  парных                                                                                                                                                                                                             звонких  и  глухих  согласных, безударных гласных  в  корне                                                      слова,  мягкого  знака,  сочетания  чк,  чн,  щн,  жи-ши,  чу-щу,  ча-ща;  повторить  знания  о  предложении;  развивать  речь, мышление;                               воспитывать  любовь  к  природе.                                                                                      Оборудование:  : учебник «Русский язык. 2 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), индивидуальные карточки, картины по развитию речи «Зимние забавы», «Волшебница-зима», таблицы с правилами, таблицы  о звуках и буквах.

                                                             Ход урока.                                                                                      1.  Организационный  момент.                                                                                      2.  Сообщение  темы  и  целей  урока                                                                            -Наша  тема  сегодня:  «Повторение  изученного  по  теме:  «Звуки  и  буквы».  Мы  будем  повторять  и  закреплять  изученные  правила  о  правописании  парных  звонких  и  глухих  согласных,  безударных  гласных,  мягкого  знака,  сочетаний чк,  чн,  щн,  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу,  умение  писать  слова  на  изученные  правила, а сделаем мы это, рассказывая о красоте русского леса зимой. Я  предлагаю  вам  отправиться  на  экскурсию  в  зимний  лес.  Вы  согласны?  Но  прежде,  чем  мы  двинемся  в  путь,  выясним,  не  осталось  ли  у  нас  невыполненных  заданий.  Скажите,  все  вы  справились  с  домашним  заданием?  Проверим.                                                                                                    3.  Проверка  домашнего  задания.                                                                                -Какие  слова  с  разделительным  ь  вы  выписали?  (Один  ученик  читает,  дети  проверяют  и  сигнализируют  светофорами  о  правильности  выполнения.)                                                                                              - Молодцы!  Вот  теперь  можем  ехать  в  зимний  лес  далеко  за  город  на  электричке.                                                                                                                          - На  вокзале,  в  первом  зале                                                                                           Мы билеты  в  кассе  взяли.                                                                                  Только  сели  мы  в  вагон -                                                                                   Побежал  по  рельсам  он.                                                                                          Едут  лыжи,  едут  санки,                                                                                                      Шубы,  валенки,  ушанки.                                                                           Остановка…                                                                                                          Настежь  двери!                                                                                                         Нас  встречает  зимний  лес.                                                                                         Он  стоит  как  белый  терем,                                                                                  Полный  сказок  и  чудес.                                                                                             На  ребят  из-за  берез                                                                                               Глянул  Дедушка  Мороз,                                                                                                   Хлопнул  в  рукавицы -   

                                                                                  

Запушил  ресницы.                                                                                                                Солнце  брызнуло  сквозь  ветки –                                                                                          И  по  снежному  ковру                                                                                                          Вмиг  рассыпались  монетки                                                                                          Серебром  по  серебру.                                                                                                   4.  Чистописание.                                                                                                                -Как  же  красиво  в  зимнем  лесу!  Такая  тишина,  что  кажется,  будто  кроме  нас  никого  нет.  Вот  белая  поляна,  как  чистая  страница.  Давайте  изобразим  на  снегу  узоры.  Откройте  тетради  и  пропишите  вот  такие  элементы  и  слова:  щ ш   ши   ща   щн   щу   тишина  

                                   ч        чк    чн   чу     ча     чаща.                                                                                                                                         5.  Словарный  диктант.                                                                                                             

  -Продолжаем  нашу  экскурсию.

  -За  кустом,  за  бугорком  

   Промелькнул  пушистый  ком.

  -Заяц,  заяц,  трус  лесной!

   Ты  куда  бежишь,  постой.

   Хочешь,  вместе  до  реки

   Побежим  вперегонки.

   Но  боится  заяц  нас:

   Раз,  два,  три-

    и  скрылся  с  глаз.                                                                                                                  - В  лесу,  несмотря  на  кажущуюся  тишину,  своя  жизнь,  свои  правила  и  законы.  Здесь  много  лесных  жителей.  Каких? (ответы детей)

  - А  какие  деревья  растут  в  лесу?

  - Запишем  некоторых  лесных  жителей,  деревья.  Словарный  диктант:

Медведь,  заяц,  сорока,  лисица,  ворона,  береза,  осина.

    Этимология:  медведь- два  корня  мед- и-вед,  так  называли  его за то, что  он  медом  ведает,  знает,  где  его  найти.  Заяц  означает  «прыгун».  Это  слово  заимствовано  из  польского  языка.  Береза - от  слова  бер - белый,  раньше  она  называлась  берза.  Сорока - от  слова  сорка-трещетка,  трещит.  Лиса,  лисица – за  желтую  окраску,  от  слова  «лисый» - желтоватый,  залисеть – «пожелтеть».                                                                                                               6.  Работа  над  предложением.

- Мы вышли на поляну. Смотрите, как много здесь пеньков. Что это значит? (Здесь проходила вырубка леса).

- А для чего производят вырубку леса? (Ответы детей)

- Присядем на пеньки, отдохнем.                                                                                                                                          - Составьте  со  словарными  словами  предложения.  Используйте  как  можно  больше  слов.  Разобрать  предложение  по  членам  (главные  члены  предложения). Сказочный  наряд  зима  подарила  березкам.  (Повест.,  

невоскл.,  распр.).  (Дети  объясняют  орфограммы).                                                                                      7.  Повторение  знаний  о  звуках  и  буквах.

  - Продолжаем  нашу  экскурсию.

  - Как  хрустальный  башмачок  

    Звонко  у  тропинки  

    Бьет  прозрачный  родничок

    Каблучком  по  льдинке.

    У  лесного  родника  лепим  мы  снеговика

   А  на  горке  лешего –  Старожила  здешнего.

 - Давайте,  слепим  снеговика.  Но  чтобы  получился  он  у  нас,  будем  работать  дружно,  активно  и  выполним  задания  учителя.                                           -Сколько букв  в  русском  языке?  Сколько  из  них  гласных?  Какие  это буквы?  Какие  звуки?  Что  можете  сказать  о  буквах  я,  ё,  ю,  е  (они  обозначают  2  звука).  Когда?  (вначале  слова,  после  гласной  и  после  разделительного  ь).  Сколько  согласных  букв? (21).  Какими  бывают  согласные  звуки?  (парными,  назвать  пары,  звонкими,  глухими,  непарными,  назвать,  твердыми,  мягкими).  Когда  звуки  мягкие?  (после  него  ь  или  гласный  звук или гласный  е,  ё,  ю,  я,  и).  Какие  всегда  мягкие? (ч,  щ,  й).  Какие  всегда  твердые?  (ц,  ж,  ш)  Какие  сонорные? (й, м, л, н, р). Сколько  согласных  звуков  в  русском  языке? (36).  (Таблица).

- С  какими  орфограммами  мы  знакомились  в  этой  теме?  Найти  ошибки  в  транскрипции:  [зайац],  [ёлач’к’и],  [варабьи].

 - Молодцы,  хорошо  вы  отвечали,  и  вот  готов  первый  ком  для  снеговика.

  8.  Работа  по  карточкам.

- Наша  экскурсия  продолжается. Послушайте, как пишет о зимнем лесе русский писатель И. Соколов-Микитов в рассказе «Русский лес».

«Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными  тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет – нет, да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.»

- На  морозе,  у  рябины,  

  Бусы  яркие  горят.

  Для   девчонки,  для Марины,

  Чем  не  наряд?

- Полюбовались  красотой  зимнего  леса,

- Продолжим  лепить  снеговика.

3  ученика  работают  по  карточкам.

9.  Физминутка

-Продолжим нашу экскурсию по лесу

 - Между сосен, между елей,

   Где вчера мели метели,

   Мчатся санки,        

   Шубы, валенки, ушанки.

   Скачут белки по ветвям.

   Удивляются гостям.

 - Давайте покатаемся на лыжах. Поиграем в снежки (музыка) (Упражнения, похожие на катание на лыжах). (Пальчиковая гимнастика – греем руки после снежков).

10. Подбор  слов  на  изученные  правила.

 - Вспомним  изученные  орфограммы.

Дети говорят правило и подбирают слова к ним. (таблицы с названиями правил)

   - Молодцы, хорошо поработали.

Вот и ещё ком для снеговика готов.

  Проверяем карточки.

   - Эти дети хорошо справились со своими заданиями. Вот и готов снеговик.

11. Работа по учебнику

 Идем дальше по сказочному лесу. «Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

 - Мы вспугнули стайку птиц-

   Двух клестов и трех синиц.

 - Не желаете ли, птицы,

   Вместе с нами подкрепится?

 - Тень-тень-тень, -они в ответ,-

   Очень вкусный ваш обед,

   Улетая в небеса,

    Тают птичьи голоса.

 Воспитательный момент. Почему нужно помогать птицам зимой?

  Поработаем с учебником.  Стр. 139, упр. 187.

  -Выписать слова с разделительным мягким знаком. Группа А – найти другие орфограммы в этих словах.

  Проверка.

12. Работа с деформированным текстом.

- Задевая за верхушки,

  Проплывают облака,

  Вот и домик на опушке,

  Это – домик лесника.

  У него живет лосенок,

  Он совсем еще ребенок,

  Спас его лесник в мороз,

  Чуть живого в дом принес.

 - Кто такой лесничий? (Беседа о помощи животным)

 - На доске текст:

 Л…сной,  д…рев…ев, в…рш…ны,  в, к…ч…ются, т…ш…

шапо..ки, ело..ки, снежные, одели  

белых, стоят, в , ду..ки, шу..ках,

и, сн..гу, видны, на, Зв..рей, птиц, сл..ды.

 - Составить текст, вставить пропущенные буквы. Группа А – продолжить текст.

13. Итог урока        

 - Словно занавес на сцене

   Опустился вечер вдруг.

   От берез упали тени,

   Прекратился дятла стук.

   Встали лыжи, встали санки.

 - Электричка, как стрела,

   Нас по рельсам понесла.

   До свиданья зимний лес,

    Полный сказок и чудес.

 - Вот и закончилась наша экскурсия. Мы с вами полюбовались красотой зимнего леса, побывали в гостях у доброго лесника, накормили птиц, видели зайца, белку, лепили снеговика, катались на лыжах, санках, играли в снежки. Но и плодотворно работали, продолжали учиться.  Чему мы сегодня учились?

14. Оценки учащихся

15. Домашнее задание

Написать мини-сочинение о зимнем лесе, о его красоте, жителях.

На память о нашей замечательной экскурсии мне хочется подарить вам снеговичков.

Спасибо за урок!

                                 

 

     

 

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....