русский язык :суффикс, 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Коржаева Ирина Казимировна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon suffiks.ppt1.28 МБ
Файл suffiks_2_klass.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в новый раздел Что вы видите на центральном кадре? Что подставил к корню Петя Зайцев? Что же получилось? Какова тема нового раздела? Рассмотрите новый кадр диафильма. СУФФИКС.

Слайд 2

? 1. Что такое суффикс? 2.Какие бывают суффиксы? 3. Зачем нужны суффиксы? (Роль суффиксов)

Слайд 3

- ОК - листок ? песок Определяем основной вопрос урока Кто из ребят прав? Есть ли суффикс - ок - в этих словах? Где у вас возникло затруднение? Какой возникает вопрос? ?! Что такое суффикс? Как его найти в слове?

Слайд 4

Учимся открывать новые знания Прочитайте слова. Спишите. Суффикс – это часть слова. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Сравните свой вывод с выводами авторов учебника. Волчонок, мышонок, галчонок, зайчонок. Чем похожи эти слова? Выделите суффикс. Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит?

Слайд 5

Прочитайте слова. Развиваем умения Листок, бельчонок, кашка, горка, ежонок, молоток. Запишите слова в три столбика. к ок онок Проверьте себя. кашка горка листок молоток бельчонок ежонок

Слайд 6

Проверяем себя Соедините слово и суффикс . Затем укажите рядом с цифрой нужную букву. ежиха заюшка мальчик домище Проверьте себя. а) - чик - б) - ищ - в) - их - г) - юшк - 1)в, 2)г, 3)а, 4)б.

Слайд 7

Что такое суффикс ? Буратино сказал: «Суффикс-часть предложения » Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова». Незнайка сказал: «Суффикс-это слово». Где в слове стоит суффикс ? Буратино сказал: « В конце слова». Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня». Зачем нужен суффикс ? Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова». Незнайка сказал: «Просто так».



Предварительный просмотр:

Тема: Суффикс. Определение суффикса.

Цель:

  развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Огр.момент

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

Комментированная запись числа.

– Напишите слова «Классная работа».     

– Посмотрите на картинку.         http://pokupishka.ru/_sh/453/45379m.jpgик    

– Что вы видите? Корень (Дом)

– Что я подставила к корню? (Буквы ик.)

– Что же получится? (Слово домик).

– Что же такое -ик? (Это суффикс.)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

Открытие нового знания.

Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое суффикс?

2. Какие бывают суффиксы?

3. Зачем в слове нужен суффикс?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Выполните задание. В словах на карточках выделите суффиксы.

Листок, песок

(Работа в группах)

- Задание было одно, а выполнили по- разному. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос?

(Что такое суффикс? Как его найти?)

 – Давайте составим план, как находить суффикс в слове.

- Если мы этого не знаем, что нам может помочь? (Верно учебник)

- Откройте учебник, на стр.90, в парах обсудите текст в серой рамочке, и составьте алгоритм нахождения суффикса в слове.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти действия фиксируются на доске.

Развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

–Давайте применим этот алгоритм и проверим, чьи версии нахождения суффикса правильные в словах на карточках. (1. Проверяем слово листок - с помощью объяснения значения однокоренным словом, листок – маленький лист. Корень лист.  2. Выделяем добавившуюся часть – ОК.)  

– Как она называется? (Суффикс.)

– Где находится суффикс в словах? (После корня.)

На доске записывается: после корня.

Песок: 1. Песок - это песок. Корень песок.

Суффикса – нет.

- Прочитайте слова. Спишите.

Волчонок, мышонок, галчонок, зайчонок.

- Чем похожи эти слова?

- Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит?

- Выделите суффикс. Как вы действовали?

- Сделайте вывод, что такое суффикс.

Суффикс – это часть слова. Он стоит после корня и служит для образования

новых слов.

- Сравните свой вывод с выводами авторов учебника.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

– Как изменилось значение слова? (Слова стали называть маленькие предметы, детенышей.)

– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса?

(Уменьшительно-ласкательное.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в парах с проговариванием алгоритма.

Выделите суффиксы в словах, согласно алгоритму:
грибок, глазик, мышат, лосёнок, замок.

2. Работа по учебнику.

Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

– Выделите эти суффиксы.

На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.

– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».

– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод.

– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125.

– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

– Все ли признаки вы назвали сами?

 3.Применение нового знания самостоятельно с самопроверкой.

- Кто из вас считает, что хорошо усвоил тему «суффикс» и сумеет правильно найти эту часть в словах? Давайте проверим.

Карточки с заданием. Запишите слова в три столбика.

Листок, бельчонок, кашка, горка, молоток, ежонок 

С суффиксом К,  ОК,  ОНОК.
( Самопроверка по слайду)  Алгоритм самооценки.

Какое задание было? Вы с ним справились? Справились правильно или с ошибкой? Справился самостоятельно или с чьей- то помощью? Какую  отметку себе ставишь?

4.Игра «Побудь волшебником».

– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

ΙV. Итог урока.

Найдите верные высказывания:

Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: «Суффикс-часть предложения»
  • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова».
  • Незнайка сказал: «Суффикс-это слово».

Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: « В конце слова».
  • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня».

Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова».
  • Незнайка сказал: «Просто так».

V. Домашнее задание.

Стр. 91, упр. 126 (выделить суффиксы согласно алгоритму)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...

Русский язык. 2 класс. Тема урока: Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.

Конспект урока русского языка по теме "Суффиксы. Значение некоторых суффиксов." УМК "Перспектива". На уроке использована групповая форма работы....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...