Конспект урока "Правописание корней родственных слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

УМК:  Школа России  Учебник: Русский язык, Канакина В.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект  урока

Предмет Русский язык

Учитель Ошкина Людмила Николаевна

Класс 3 «Г»

Уровень: школьный

в рамках учительской НПК

Дата: 05.04.2016

Режим урока: интерактивный.

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: Правописание корней в родственных словах

Дидактическая цель урока: находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов

Задачи урока:

Обучающие: 

-формировать новые способы действий;

-обучать работе по плану, алгоритму.

Развивающие: 

- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;

- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности.      

Воспитательные:

- формировать умение  работать в команде;

-воспитание культуры учебного труда;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ресурсы:

Информационные (УМК)

Программа:  Школа России

Учебник: Русский язык, Канакина В.П.

Технические

Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска, интерактивная игра, ноутбуки

Наглядность: слайдовая презентация с анимацией, ЭОР

Технологические

Используются технологии: 

1) ИКТ-технологии:

- работа с локальной сетью

- работа с текстовым редактором word

2) технология проблемного обучения:

- работа с проблемным полем в начале урока

- работа с выделение проблемы от заданного действия

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

Планируемые результаты:

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

нахождение родственных слов по их признакам, действуя по   алгоритму, овладение «секретом корней»

Общеучебные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- постановка вопросов

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-целеполагание

-планирование  

-прогнозирование  

-контроль

-коррекция  

-оценка  

-саморегуляция

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания.

Ход урока:

Этап урока

Содержание (этапа урока)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный

самоопределение  к учебной деятельности

5 мин.

Приветствие

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

- Проверим готовность. По каким критериям?

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время приветствия

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в тетради.

  1. Чистописание.

  1. Работа со словом стол:

Учитель подводит к подбору родственных слов к слову стол. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня.  Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница.

Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.

Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать?

Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения.

Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень).

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. Записывают слово стол, заглавную букву С.

Учащиеся работают со словом стол. Рассуждают, записывают.

Предположения детей

Коммуникативные: Слушать собеседника;

- Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательные: Выделять существенную информацию.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Целевой

2 мин.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

-У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи.

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться?

Как вы думаете, какая тема урока?

Учитель фиксирует тему на доске  Написание корня в родственных словах.

Какие задачи поставим перед собой?    

Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют.

Регулятивные:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательные:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Содержательный

15 мин.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия 

инструкция

Упражнение 290.

Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

Каждая группа работает со своей группой слов.

1 группа – гриб

2 группа – хлопать

3 группа – дар

4 группа - белый

А план работы такой:

  1. Прочитать слова.
  2. Определить, являются ли слова родственными или есть лишние.
  3. Выделить корень.
  4. Обратить внимание на слово, которое объясняет другие.
  5. Сформулировать правило нахождения родственных слов.
  6. Сформулировать правило написания корня родственных слов.

Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

Родственные слова

Общее значение  Общая часть - корень

О чём говорит эта схема?

Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему?

Сформулируйте правило.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило нахождения родственных слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Запись слов. Выделение корней.

Регулятивные:   

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Практический

7 мин.

Музыкальная физминутка  

Построение способа действия

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 7, стр. 11.

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова.

Составьте алгоритм написания корней родственных слов.

Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки».

1 группа – рыба, рыпка, рыбачить, рыбак.

2 группа – трава, трафка, травушка, травинка.

3 группа – дом, дамишко, домик, домовой.

4 группа – дубовый, дуп, дубок.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

   

Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.

Регулятивные:   

-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием нетбуков

Подключение к сети, передача задания на нетбуки учащихся, получение результатов.

Выяснение понимания задания

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Сможем выполнить сейчас? (решение орфографической задачи).

Дети читают задания и выполняют их.

Действуют согласно составленному алгоритму.

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

Познавательные:

 – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Контроль и самоконтроль знаний

6 мин.

Работа с нетбуками.

Приложение «Отличник»

Откройте электронное приложение «Отличник»  и выполните на оценку задание по теме нашего урока

Самостоятельно выполняют работу и получают оценку.

Регулятивные:

-контроль

-оценка  

Подведение итогов урока

2 мин.

Проводит обобщающую беседу по уроку. Формулирует с детьми главный вывод урока.

Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как?

Что понравилось на уроке?

Дают словесную оценку

Регулятивные:

-прогнозирование  

-контроль

-коррекция  

-оценка  

-саморегуляция

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Просит детей оценить свою деятельность на уроке.

Благодарит за работу.

Создает положительный настрой на дальнейшею работу

Оцените себя с помощью таблицы.

Слайд 12

Знаю

умею

Хочу научиться

Научился

Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (карта самооценки)

Проводят анализ своей деятельности в течение урока и самооценку.

Регулятивные:

-прогнозирование  

-контроль

-коррекция  

-оценка  

-саморегуляция

Информация о Д/З

1 мин.

Придумать задание для соседа по парте: записать на листочке не менее 5 слов на изученную орфограмму с пропущенной буквой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание в корне родственных слов"

На уроке поставлена цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.Предлагаемый урок учит думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде.Решая проблемны...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Конспект урока. 2класс.Родственные слова.

Знакомство с новой темой Родственные слова....

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...