Русский язык конспект урока "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чужинова Вера Леонидовна

конспект урока по русскому языку "Разноспрягаемые глаголы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс, русский язык.

Тема: Разноспрягаемые глаголы.  (Урок-обобщение)

Формирование УУД: предметное: познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; на примере глаголов бежать и хотеть рассмотреть особенности данной группы;

регулятивное: формулирование цели работы, выяснить на примере выполнения задания, какого спряжения бывают глаголы данной группы;

личностное: формирование внутренней позиции учащегося в процессе работы;

коммуникативное: приобретение  умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Планируемые результаты

Дети научатся:

- распознавать спряжение глаголов;

- правильно писать безударные личные окончания глаголов;

- обобщать изученный материал.

Ход урока

1. Актуализация знаний

   Учащиеся повторяют правила спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.

Учитель. Как определить спряжение глагола? (При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме глагола, при ударных – по самим окончаниям.)

2. Мотивация

Приём «выполнимое/невыполнимое действие».

Учитель. Вы хорошо знаете правила о том, как определить спряжение глагола. Поэтому, я думаю, для вас не составит особого труда определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.

  На доске:                        I  спряжение                                          II  спряжение

Глаголы:  ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать.

   В процессе выполнения задания у некоторых учеников может возникнуть вопрос, затруднение. Учитель фиксирует вопрос, усиливает значение возникшего затруднения.

   Учитель. Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе и проверить, кто из вас прав?

  Формулируется цель исследования: проспрягать данные глаголы, выделить окончания и сделать вывод.

  3. Исследование в малых группах.

   Каждой группе предлагается проспрягать два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

  4. Обмен информацией и организация информации.

   Все группы собираются вместе и представляют свои находки.

   Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые её участники спрягали, учащиеся называют окончания глаголов и определяют спряжение. По ходу выступления дети вывешивают на доску спрягаемые ими глаголы в определённом порядке:

   I спряжение:                       II спряжение:

 -ешь, -ет, -ем,                      -ишь, -ит, -им,

 -ете,  -ут/-ют                        - ите, -ат/-ят                        

   ужинать                              терпеть

   писать                                 наполнить

   петь                                     рубить

                                               лежать

                                               молчать

    Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I,  и  II спряжения. Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно.

5. Связывание информации.

Учитель. Вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика. Но у нас остались глаголы бежать и хотеть. К какому же спряжению они относятся?

 I спряжение:                               II спряжение:

-ешь, -ет, -ем,                           -ишь, -ит, -им,

-ете, -ут/-ют                              -ите, -ат/-ят

ужинать                                  терпеть                                               хотеть

писать                                     наполнить                                          бежать

петь                                         рубить                                            

                                                лежать

                                                 молчать

   Учащиеся выдвигают версию, что их нужно отнести в какую-то третью группу.

   Учитель.  Вы правы. Есть третья группа. Учёные назвали её «разноспрягаемые».

6. Подведение итогов.

 Учитель. Итак, какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты?

  Обобщение: есть глаголы, которые в одних формах имеют окончания I спряжения, а в других – II. Они называются разноспрягаемыми.

 7. Применение.

 Учитель. Ребята, а как вы думаете, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?

 Выслушиваются мнения детей и предлагается им самим проверить предположения.

Учитель.  Перед вами конверты, откройте их. Каждый возьмите листочек с заданием, в котором надо определить спряжение глаголов. Если вы найдёте разноспрягаемые глаголы, запишите их на обратной стороне листочка, подпишитесь и отправьте листочек мне. Кто быстрее?

 (У детей разные глаголы, но среди них повторяются есть и дать).

  Собрав листочки, учитель объявляет результаты работы ребятам. А на доске дети выписывают в третью группу ещё два глагола: есть и дать.

  В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки «Разноспрягаемые глаголы».

Приложение к уроку

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №2

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Писать                                                                Наполнить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №3

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Бежать                                                               Рубить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №4

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Лежать                                                                Хотеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №5

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Петь                                                                Молчать

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать



Предварительный просмотр:

4 класс, русский язык.

Тема: Разноспрягаемые глаголы.  (Урок-обобщение)

Формирование УУД: предметное: познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; на примере глаголов бежать и хотеть рассмотреть особенности данной группы;

регулятивное: формулирование цели работы, выяснить на примере выполнения задания, какого спряжения бывают глаголы данной группы;

личностное: формирование внутренней позиции учащегося в процессе работы;

коммуникативное: приобретение  умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Планируемые результаты

Дети научатся:

- распознавать спряжение глаголов;

- правильно писать безударные личные окончания глаголов;

- обобщать изученный материал.

Ход урока

1. Актуализация знаний

   Учащиеся повторяют правила спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.

Учитель. Как определить спряжение глагола? (При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме глагола, при ударных – по самим окончаниям.)

2. Мотивация

Приём «выполнимое/невыполнимое действие».

Учитель. Вы хорошо знаете правила о том, как определить спряжение глагола. Поэтому, я думаю, для вас не составит особого труда определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.

  На доске:                        I  спряжение                                          II  спряжение

Глаголы:  ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать.

   В процессе выполнения задания у некоторых учеников может возникнуть вопрос, затруднение. Учитель фиксирует вопрос, усиливает значение возникшего затруднения.

   Учитель. Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе и проверить, кто из вас прав?

  Формулируется цель исследования: проспрягать данные глаголы, выделить окончания и сделать вывод.

  3. Исследование в малых группах.

   Каждой группе предлагается проспрягать два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

  4. Обмен информацией и организация информации.

   Все группы собираются вместе и представляют свои находки.

   Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые её участники спрягали, учащиеся называют окончания глаголов и определяют спряжение. По ходу выступления дети вывешивают на доску спрягаемые ими глаголы в определённом порядке:

   I спряжение:                       II спряжение:

 -ешь, -ет, -ем,                      -ишь, -ит, -им,

 -ете,  -ут/-ют                        - ите, -ат/-ят                        

   ужинать                              терпеть

   писать                                 наполнить

   петь                                     рубить

                                               лежать

                                               молчать

    Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I,  и  II спряжения. Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно.

5. Связывание информации.

Учитель. Вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика. Но у нас остались глаголы бежать и хотеть. К какому же спряжению они относятся?

 I спряжение:                               II спряжение:

-ешь, -ет, -ем,                           -ишь, -ит, -им,

-ете, -ут/-ют                              -ите, -ат/-ят

ужинать                                  терпеть                                               хотеть

писать                                     наполнить                                          бежать

петь                                         рубить                                            

                                                лежать

                                                 молчать

   Учащиеся выдвигают версию, что их нужно отнести в какую-то третью группу.

   Учитель.  Вы правы. Есть третья группа. Учёные назвали её «разноспрягаемые».

6. Подведение итогов.

 Учитель. Итак, какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты?

  Обобщение: есть глаголы, которые в одних формах имеют окончания I спряжения, а в других – II. Они называются разноспрягаемыми.

 7. Применение.

 Учитель. Ребята, а как вы думаете, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?

 Выслушиваются мнения детей и предлагается им самим проверить предположения.

Учитель.  Перед вами конверты, откройте их. Каждый возьмите листочек с заданием, в котором надо определить спряжение глаголов. Если вы найдёте разноспрягаемые глаголы, запишите их на обратной стороне листочка, подпишитесь и отправьте листочек мне. Кто быстрее?

 (У детей разные глаголы, но среди них повторяются есть и дать).

  Собрав листочки, учитель объявляет результаты работы ребятам. А на доске дети выписывают в третью группу ещё два глагола: есть и дать.

  В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки «Разноспрягаемые глаголы».

Приложение к уроку

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Рабочий лист №1

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Ужинать                                                                Терпеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №2

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Писать                                                                Наполнить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №3

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Бежать                                                               Рубить

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №4

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Лежать                                                                Хотеть

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Рабочий лист №5

  Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Петь                                                                Молчать

Я_______________  Мы______________       Я______________ Мы_____________

Ты______________  Вы______________      Ты______________ Мы_____________

Он______________ Они_____________       Он______________ Они_____________

 Спряжение __________                                  Спряжение  ___________________

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.

Их личные формы имеют окончания I и II спряжения

хотеть

бежать

 по I спр.:                           по II cпр.:

я хочу; ты хочешь;     мы хотим; вы хоти-

он хочет                      те; они хотят      

по I спр.:                            по II спр.:

они бегут                        я бегу; ты бежишь;

                                    он бежит; мы бежим;

                                  вы бежите

Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний

есть

дать

 по I спр.:                             по II спр.:

я ем; ты ешь;              мы едим; вы едите;

он ест                          они едят

 по I спр.:                                  по II спр.:

я дам; ты дашь;        мы дадим; вы дадите;

он даст                     они дадут

Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...