Правописание суффиксов ЕК - ИК
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Войтко Ольга Олеговна

Правописание суффиксов ЕК - ИК, разработка урока, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_ek_-_ik_3_klass.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка,  тема «Правописание суффиксов ЕК - ИК»

(УМК «Школа России, 3 класс)

        

Выполнила: Войтко Ольга Олеговна, учитель начальных классов

        

Урок русского языка в 3 классе, УМК «Школа России».

Тема: «Правописание суффиксов ЕК - ИК»

Цели:

  1. Способствовать овладению способом правописания существительных с суффиксами ЕК – ИК.
  2. Формировать умение различать собственное знание и незнание на примере правописания существительных с суффиксами ЕК – ИК.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: конверты со словами, карточки с заданиями, чистые листы и маркеры для групповой работы, карточки с дифференцированным заданием.

Ход урока:

I. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку)

II. Актуализация знаний, умений

 - Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.

 - Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую  мы будем писать на минутке чистописания.

                     Норка    дочка      книжка

Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.

        Кк    кк    к к     к  к       ка     рк     чк     жк

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс  - к  этим словам? (уменьшительно - ласкательное)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

  таким же суффиксом (берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

- Приведите примеры значимых частей слова,  которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают  суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

- Молодцы!

III. Проблемная ситуация

- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

       Смел_сть,  бел_нький,  ваз_чка,  ключ_к.

     - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

     - Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

        Смелость,  беленький, вазочка,  ключ?к.

      - Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

      - А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения?  (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).

        IV. Открытие нового способа действия

Групповая работа

      - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

      - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. (существительное)

     - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

     - Разделите слова в два столбика.

     - В каждой паре слов выделите суффикс.

     - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? (слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е  в суффиксе).  

       Расположите слова в 2 группы.

       Назовите слова 1 группы.                   Назовите слова 2группы.

              Кузнечик       кузнечики                    Орешек          орешки

              Птенчик        птенчики                      Горошек        горошки

     - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова  гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

     - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

       А в словах 2 группы что происходит? (гласная е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах  ЕК и ИК?- Суффикс ИК  пишется, если (… при изменении формы слова гласная сохраняется:  кузнечик - кузнечики.)

-  Суффикс ЕК пишется, если (… при изменении формы слова гласная исчезает: орешек  - орешки).

- Представьте новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание суффиксов ЕК и ИК всем, кто о нём не знает и поможет в написании слов с этими суффиксами.

Детям выдаётся на группу лист а4 и маркер. Свои рассуждения учащиеся фиксируют на бумаге:

         

Далее происходит оценка графических моделей. Работа каждой группы помещается на доску. Учащиеся воспроизводят условия выбора орфограммы и сверяют их со свои работами. Оценивают, у кого точно представлено правило, а у кого есть недочёты.

V. Первичное закрепление

Учащиеся работают по карточкам, записывая слова в тетрадь, с устным проговариванием своих действий.

VI. Контроль

- Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

Индивидуальная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы.
кораблики – корабл..к

цветочки – цветоч..к

уголочки – уголоч..к

гвоздики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы.
Замоч..к,
корабл..к, 
хвост..к, 
уголоч..к, 
звоноч..к, 
гвозд..к, 
дружоч..к.

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.

Нос..к, 
рот..к,
носоч..к, 
огуреч..к, 
корабл..к.

VII. Рефлексивная оценка

- Что вы знали о правописании суффиксов? (что они пишутся одинаково)

- Что нового добавилось к вашим знаниям? (что существуют правила написания некоторых суффиксов)

- В написании какой пары суффиксов можно ошибиться? (в написании суффиксов ЕК и ИК)

- Что нового вы узнали о правописании этих суффиксов? (что в зависимости от того, изменилась ли форма слова во мн.ч. мы выбираем суффикс ЕК или ИК)

- Как вы будете действовать, если встретите слово с такой орфограммой? Что нам может помочь? (будем следовать правилу – алгоритму, поможет нам созданный нами помощник).

VIII. Домашнее задание

Упражнение в учебнике

IX. Просмотр фрагмента фильма «В стране невыученных уроков», где мальчик сомневался в правописании слов замочЕК – ключИК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе

 «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Повторение правописания суффиксов

1.    Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; 2.    Создать условия для формирования ум...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....