Правописание окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Солнцева Галина Николаевна

Методическая информация

Тип урока

 

Комбинированный.

 

Цели урока

 

Познакомить детей с особенностями правописания окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах.

Задачи урока

 

  • систематизировать знания учащихся о склонении существительных
  • совершенствовать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
  • учить последовательности действий при написании безударных окончаний;
  • воспитывать аккуратность к оформлению работы, самостоятельность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся познакомятся с особенностями правописания окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах, закрепят умение определять падеж и склонение существительных и правильно записывать окончания.

 

Необходимое оборудование и материалы

Учебники по русскому языку, проектор, экран, памятка «Склонения существительных», сигнальные карточки с гласными, карточки с дополнительными заданиями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Правописание окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах.

Предмет

русский

Класс

4

Автор урока (ФИО, должность)

Солнцева Галина Николаевна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №7

Республика/край, город/поселение

Костромская обл, город Мантурово

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный.

Цели урока

Познакомить детей с особенностями правописания окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах.

Задачи урока

  • систематизировать знания учащихся о склонении существительных
  • совершенствовать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
  • учить последовательности действий при написании безударных окончаний;
  • воспитывать аккуратность к оформлению работы, самостоятельность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся познакомятся с особенностями правописания окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах, закрепят умение определять падеж и склонение существительных и правильно записывать окончания.

Необходимое оборудование и материалы

Учебники по русскому языку, проектор, экран, памятка «Склонения существительных», сигнальные карточки с гласными, карточки с дополнительными заданиями.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

В начале урока создаётся положительный эмоциональный фон, дети настраиваются на работу на уроке.

Ход и содержание урока

Карточки со словами у детей

Таблички-конверты: 1скл, 2 скл, 3 скл.

Предложение на доске.

По 2 таблички: Р.п, Д.п.     1.

2. 

Памятки на доску

3.

Слайд презентации

3.

4.

Карточки

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. 

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.

Проверка готовности к уроку.

Записать на доске, а затем в тетради дату. Классная работа.

2.Орфографическая разминка

- Начнем урок с орфографической разминки. У вас на столе карточки со словами. Определим их склонение. (у каждого 1 слово, дети выходят к доске, читают слово определяют склонение, контролер со свистком подает знак в случае ошибки, исправляет ошибку)

Аллее, удачи, овсу, тетрадью, верности, отвагой, России, календарем, смелости, речью, лопате, ягоде, октябрем, печью, ночью, улице, сеялки, лагеря, осени, степи, огурцом.

3. Словарная работа

- Отдельно рассмотрим слова 2 скл. По 1 буквам сложим новое словарное слово. ОКОЛО

А) Знакомство с образованием слова.

Слово «около» образовалось с помощью приставки «о» от общеславянского «кола», означает «круг».

Б) Знакомство с многозначностью слова.

Что означает слово? Подберите близкие по значению слова:

Около речки – рядом, поблизости, вблизи. Указывает место.

Около 15 минут – примерно, приблизительно. Указывает время.

В) Орфографическая подготовка.

Какую орфограмму надо запомнить в слове «около»? (сочетание – оло -)

Сколько слогов в слове «около»? (в слове 3 слога)

Как разделить слово «около» на слоги для переноса? (око – ло)

Г) Работа с предложением.

1. Запись на доске для всего класса:

Лё_к_й    м_р_зец    зат_нул    лужицу   ок_л_    осинки.

1 ученик у доски. Вставить пропущенные буквы. Разобрать по членам, дополнить однородными членами.

2. Индивидуальная работа:

1 ученик (откидная доска) Составляет предложение со словом ОКОЛО в значении места.

2 ученик (откидная доска) Составляет предложение со словом ОКОЛО в значении времени.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Чему учились на прошлых уроках? Сегодня мы продолжим учиться писать без ошибок безударные

окончания существительных.

5. Объяснение нового материала

- Вернемся к словам, с которыми работали в начале урока. Запишем существительные в Р.п. и Д.п.

девочки                                       мальчики

удача                                            отвага

октябрь                                         лагерь

- Выделим окончания существительных. К какому выводу пришли?  Вывод на доску.

     Р.п.            Вопросы

Предлоги

Окончания

кого?  чего?

(откуда?  где?)

от

до

из

без

у

для

около

с

1 скл.

2 скл.

3 скл.

 -ы

 

Д.п.          Вопросы

Предлоги

Окончания

кому?  чему?

(где?  куда?)

к

по

1 скл.

2  скл.

3 скл.

6. Физкультминутка

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Закрепление нового материала

1. Работа с сигнальными карточками.

( показывают окончание, доказывают, указывая падеж, склонение)

БЕЗ ДОРОГ…                        ПО ДОРОГ…

ОТ ПОДРУГ…                       К ПОДРУГ…

ВОЗЛЕ РЕЧК…                      ПО РЕЧК…

ОБ ОТДЫХЕ…                       ДЛЯ ОТДЫХ…

У ПАЛАТК…                          К МАГАЗИН…

2. Рефлексия:

- Поднимите руку, кто хорошо понял материал урока.

( кто хорошо разобрался, работа по карточкам при помощи памятки, остальные по учебнику с учителем)

3.Карточки( смотри приложение)

4. Работа по учебнику: упр. 197 с.103

8.Итог урока

Оценивание работы детей

- Чему научились на уроке?

- Назовите окончания существительных Р.п? Д.п?

- Зачем нам нужно знать падежные окончания существительных?

9. Домашнее задание.

Упр. 199 с.104




Предварительный просмотр:

Карточка №1

 Прочитай. Подчеркни нужное окончание.

На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).

Карточка №2

Прочитай. Допиши окончания имён существительных.

На детской площадк_ было шумно. Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ .На топол__ и сирен__ набухли почки. На площадк_    в центр_ города был праздничный концерт. Под берёз_ мы нашли большой гриб. На мор_    кружились чайки.

Карточка № 3

 Допишите окончания существительных. Определите падеж.

Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз..., в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан.. .

Карточка № 4

Допишите окончания существительных. Определите падеж.

До берег.., по причин.., в непогод.., к речк.., от речк.., на лип.., в повозк.., с кроват.., на площадк.., в речк.. .

Карточка №5

 Допишите окончание, укажите падеж, выделите окончания.

Гладить по головк_ . Видно как на ладон_ . Бояться собственной тен_ . Висеть на телефон__ . Через час по чайной ложк_ .  Делать из мух_      слона.

Карточка №6

 Вставь пропущенные окончания, определи падеж.

В серебристом и сыро туман... . Светло и пусто на полян... . От зимней стуж... и метел... . Давно уж птицы улетели.


Карточка №7

Допиши окончания существительных, определи нач.форму, род, склонение, падеж

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

по памят….

у сирен…

из деревн…

по дорог…

у город…

без портфел…

по тропинк…

без помощ…

Карточка №7

Допиши окончания существительных, определи нач.форму, род, склонение, падеж

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

по памят….

у сирен…

из деревн…

по дорог…

у город…

без портфел…

по тропинк…

без помощ…



Предварительный просмотр:

     Р.п.            Вопросы

Предлоги

Окончания

кого?  чего?

(откуда?  где?) 

от

до

из

без

у

для

около

с

1 скл.

2 скл.

3 скл.

 -ы

Д.п.          Вопросы

Предлоги

Окончания

кому?  чему?

(где?  куда?) 

к

по

1 скл.

2  скл.

3 скл.

Склонения существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж.р., м.р

м.р., с.р.

ж.р.

- а, -я

-о,-е,

- ь


     Р.п.            Вопросы

Предлоги

Окончания

кого?  чего?

(откуда?  где?) 

от

до

из

без

у

для

около

с 

1 скл.

2 скл.

3 скл.


Д.п.          Вопросы

Предлоги

Окончания

кому?  чему?

(где?  куда?) 

к

по 

1 скл.

2  скл.

3 скл.



Предварительный просмотр:

Аллее  удачи  овсу тетрадью  верности отвагой  России календарем  смелости речью  лопате  ягоде октябрем  печью ночью  улице  сеялки  лагеря осени  степи  огурцом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТВАГА, ЛАГЕРЬ УДАЧА, ОКТЯБРЬ Р.п. удач и , октябр я Д.п. удач е , октябр ю Р.п. отваг и , лагер я Д.п. отваг е , лагер ю

Слайд 2

Вопросы Предлоги Окончания Роль в предложении кого? чего? (откуда? где?) от до из без у для около с 1 скл . 2 скл . 3 скл . Второстепенный член -и - ы -а -я -и Родительный падеж Дательный падеж Вопросы Предлоги Окончания Роль в предложении кому? чему? (где? куда?) к по 1 скл . 2 скл . 3 скл . Второстепенный член -е -у - ю -и

Слайд 3

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 4

БЕЗ ДОРОГ… ОТ ПОДРУГ… ВОЗЛЕ РЕЧК… ОБ ОТДЫХ… У ПАЛАТК… ПО ДОРОГ… К ПОДРУГ… ПО РЕЧК… ДЛЯ ОТДЫХ… К МАГАЗИН… И И И Е И У А Е Е Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Урок составлен по Сингапурской методике. Это совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Обучающиеся должны овладевать критическим и креативным мышлением. Для того чтобы наши учени...

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Урок составлен по Сингапурской методике.Для того чтобы наши ученики стали успешными, нам необходимо обучать их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Обучающиеся на уроке...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....