Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Криворучко Наталья Анатольевна

Урок русского языка во 2 классе

Тема: "Развитие умения находить

грамматическую основу предложения".

Учитель: Криворучко  Н. А. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: "Развитие умения находить

грамматическую основу предложения".

Учитель: Криворучко  Н. А.

Цели и задачи урока:

- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

- Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

                              Ход урока – путешествия.

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик).  

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят…

Стричь будут овец.

Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!

2. Минутка чистописания.

- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)

Игра «День и ночь»

- Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)

- Вспомните алгоритм написания букв Ч, ч (на плакате)

- Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее..

 3. Словарная работа.

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ карточек после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей).

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона)..

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

4. Зарядка для глаз «Осень»

5. Сообщение темы и цели урока.  

- Продолжаем наблюдать за природой осенью.

- Прочитайте предложение на доске:

С.рока л.тит к   дер.ву.  

- Объясните написание пропущенных букв.

  (сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)

- Запишите.

- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии

- Хором прочтите предложение.  О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

- Что говорится о сороке? (летит)

- Задайте вопрос хором:   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

6. Упражнение в нахождении грамматической основы.

- Мы отправляемся в воображаемый лес.

  Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.

1) Читаем 1 часть задания.

2)  Стихотворение читает подготовленный ученик.

- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?

  (Знаки в конце предложений)

- Мы участники этого сбора грибов.

- Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)

- Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.

   Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

  (Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

Проверка.

Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.

о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.

7. Составление предложений по схемам с опорой на картину.

- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину.  – Что вы видите?  

- Какое время года?

- Как изменились деревья?

- Что растёт в лесу?

- Чем заняты дети?

- Что происходит на поле?

- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.  (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

- Какой вопрос задан к сказуемому?

что?   что сделала?.   Осень наступила.

что?   что сделал?      Урожай созрел.

что?   что делают?     Машины работают.

что?   что делают?.     Грибы растут.

кто?    что сделали? целые корзины.  Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.

-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?

Проверка.

Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.

8. Физминутка «Дождь».

IX. Творческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

- Вспомним, какая погода бывает осенью.

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

- Прочтите, что получилось.

- Находим главные члены предложения.

10 . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)

- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой

11. Итог урока.

- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)  Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

.

12.  Домашнее задание.  Д/м упр. 72, стр. 35 - составить маленькие предложения по схемам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения находить грамматическую основу в предложении

Тип урока: урок развития умений.Цель как деятельность учеников: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности.Задачи: 1. Обучающие: продолжить з...

Предложение как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения

Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления  предложения.Задачи:·...

Открытый урок русского языка во 2 классе "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"

Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень»...

урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...

Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.

Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.В конспекте показаны приемы, при помощи которых учитель показывает учащимся ход рассуждений пр определению грамматической осно...

Открытый урок "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"

Цели и задачи урока: - Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;- Учить составлению маленьких предложений по ...