Разработка урока русского языка 3 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Как образуются новые слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс УМК Перспектива

Тема: Как образуются слова.

Обучающая цель:

знакомство с основными способами образования слов, с помощью приставки и суффикса.

Развивающая цель:  

развитие логического мышления;

развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.

Воспитательная цель:

воспитание любви и интереса к родному языку.

УУД:

Познавательные:

образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;

познакомить обучающихся с гнездами слов в словообразовательном словаре.

Регулятивные:

находить в слове и объяснять орфограммы, применять нужный алгоритм для ее проверки;

понимать лексическое значение однокоренных слов с разными приставками и суффиксами;

анализировать словарную статью, делать выводы по теме.

Коммуникативные:

учиться критично относиться к собственному мнению;

уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;

сотрудничать при работе в паре, группе;

проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.

Личностные:

осознавать роль языка в речи и жизни людей.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Девиз нашего урока: «К новым знаньям стремимся, друзья,

                                Без открытий на в жизни нельзя!»

- Поясните смысл этого высказывания.

- Будем стремиться и открывать для себя на уроке новые знания.

  1. Словарная работа.

- Я вам предлагаю начать урок с работы со словарными словами.

- Словарные слова я предложу в разной форме, в виде ребусов, загадок, которые вы должны будете отгадать и записать ответы в тетрадь – в строчку.

- Орфограммы подчеркните самостоятельно.

1.  Ребус   В «Е»  - «СЕЛО»                                            весело

2. Назовите синоним к слову «ТРЯСИНА»                    болото

3.        Она удобна и лнгка,

        Её название недлинно,

        В хозяйстве служит нам века,

        Есть в слове этом имя «Зина».                        Корзина

4.

                                                                                                Трамвай

- Объясните как догадались.

5.

                                                                                                 Портфель

- Объясните.

6.         Ученик так аккуратен,

        Взгляду каждого приятен.

        И приходит точнов срок,

        Раьше, чем звенит звонок.                      

- Образуй от этого слова имя прилагательное.                     Аккуратный

- Итак, какие слова вы записали?     (Хором)

Весело, болото, корзина, трамвай, портфель, аккуратный.

  1. Актуализация знаний.

- Какие знакомые части речи встретились?

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

- Каким членом предложения может быть глагол?

- А какие ещё члены предложения вы знаете?

- Тогда предлагаю поработать в парах и выполнить следующее задание.

- Распределите слова на группы, проведите соответственно линии на листочках, которые я вам раздам.

Имя существительное

Сказуемое

Второстепенные

Глагол

Корень

Окончание

Части речи

Члены предложения

Части слова

Имя прилагательное

Суффикс

Подлежащее

Основа

Предлог

Приставка

- Что отнесли к членам предложений?

- Что отнесли к частям речи?

- Что отнесли к частям слова?

- А теперь проверьте себя , правильно ли вы выполнили задание.

ПРОЕКТОР

- Встаньте те пары, у кого выполнено так же, как на эране.

- А кто ошибся, исправьте свои ошибки.

4. Самоопределение к деятельности,

- А теперь попробуем определить, чем отличаются понятия «ЧАСТИ РЕЧИ» и «ЧАСТИ СЛОВА».      - Может это одно и тоже?

- А чем они  отличаются?

- А из каких частей состоит слово?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Что общего у приставки и суффикса?

(Служат для образования новых слов)

- Над чем сегодня будем работать?

(Образовывать слова)

- Значит сегодня мы будем образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса.

На доску: «Образование новых слов с помощью приставки и суффикса».

  1. Работа по теме урока.

- Сейчас я предлагаю поработать в парах. И записать в тетрадь цепочки слов, которые рассыпались.

                                                        облетела                снежинка

                                               снежок                        подлетел

                                                отлетел                        снеговик                                                                      снеговая                        прилетел

- По какому признаку будете собирать слова?

(С корнем – ЛЕТ-, с корнем – СНЕГ-)

- Проверяем как составили цепочки.

На доске перставляю слова,

 когда проверяем.

-ЛЕТ-    облетел, отлетел, подлетел, прилетел

- Какая часть слова служит для образования новых слов в первой цепочке?

(ПРИСТАВКА)

- Выделите приставку.

- Какие приставки выделили?

- Как изменилось значение слов?

- СНЕГ -   снежок, снеговая, снежинка, снеговик

- Какая часть слова служит для образования новых слов во второй цепочке?

(СУФФИКС)

- Выделите суффикс.

- Какие суффиксы выделили?

- Как изменились значения слов?

- Какие орфограммы в корне вы заметили?

Чередующиеся согласные.

Безудар. глас. в корне, провер. ударен.

- Подчеркните эти орфограммы.

  1. Физминутка.

Одолеле нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка делайте со мною упражнение такое:

Вверх – потянись,

Вперед – потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята ровно встали.

И на месте зашагали.

Как пружинки, все присели,

И на место тихо сели.

- Продолжаем нашу работу.

- Цепочки каких слов получились?          (Однокоренных)

- Составьте предложения с данными словами.                     (Записать на доске)

 Например: Легкая снежинка облетела снеговую тучу и полетела дальше.

- Найдите грамматическую основу, подчеркните.

- Что заметили?                                                                (Однородные сказуемые)

- Почему они так называются?                                           Отвечают на один и то же вопрос

и относятся к одному подлежащему.

  1. Работа со словарной статьей.

- Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщик».

- Ваша задача расшифровать надпись на доске с помощью шифра и словарных слов.

3 5 6 1        2 4 1                  3 7 4 2          5 6 1                  6 7 8                   8 9 10

Отвечают и появляется надпись:

3 5 6 1        2 4 1                  3 7 4 2          5 6 1                  6 7 8                   8 9 10

с л о в         о  о б           р а з о           в а т             е л ь              н ы й

- Что значит словообразовательный?

- Что может быть словообразовательным?                     (Показать словарь)

- Так называется словарь, в котором показано образование новых слов.

Показать страницу через документ –камеру.

- Что заметили?

- В словаре слова размещены по гнездам. Слова одного гнезда близки по смыслу.

- Сейчас мы поработаем со словарной статьей. Задание будете выполнять на листочках  по вариантам.

(Задание на листочках)

1 вариант.

                             

                                                 ДЕТКИ

        ДЕТ ( И )                       ДЕТИШКИ

                                                 ДЕТЁНЫШ

                                                 ДЕТСТВО

                                                 ДЕТСКИЙ

2 вариант.

                                                                ВСТРОИТЬ

                                                                ДОСТРОИТЬ

        СТРО / И / ТЬ                              ЗАСТРОИТЬ

                                                                НАДСТРОИТЬ

                                                                ПРИСТРОИТЬ

- Догадалисть с помощью какой части слова образовались новые слова ?

- Выделите ее.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

  1. Домашнее задание.                                               5 мин. До конца урока

 Упр. 211, записать 5 словосочетаний со словами.

  1. Рефлексия.

- Какие способы образования новых слов мы рассмотренли?

- У кого были затруднения на уроке?

- Какие затруднения были?

- Заполни «Палитру моих успехов», поясни.

Если время осталось:

1 вариант:

Запиши однокоренные слова, которые образуются с помощью                 приставки.

2 вариант:

Запиши однокоренные слова, которые образуются с помощью суффикса..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методические разработки уроков русского языка для 2 класса по УМК "Перспектива"

Конспекты трёх последовательных уроков русского языка для 2 класса по теме "Состав слова". УМК "Перспектива"...

Разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Алфавит", программа "Перспектива"

Данный материал представлен в виде технологической карты. что удобно для учителя....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...