Разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Алфавит", программа "Перспектива"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Чиркова  Татьяна Викторовна

Данный материал представлен в виде технологической карты. что удобно для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_alfavit.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чиркова Т.В.,  14.03.2016

Технологическая карта урока русского языка

в 1 «А» классе

1.

ФИО

Чиркова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ» №120  г. Перми

2.

Предмет

Русский язык (письмо)

3.

Класс

4.

Тема  урока

 «Алфавит»

5.

Программа

«Перспектива»

6.

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок ОНЗ

                                 

Цели урока: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение в жизни людей, формировать умение расставлять слова и предметы в алфавитном порядке.

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом в различных ситуациях.

Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитывающие: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в группах.

Планируемые результаты

Личностные:

- Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в паре, в группе.

 

                       

Структура и ход урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … видят

Уши внимательно слушают и всё … слышат

Голова хорошо …думает

И мы с вами активно  … работаем.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

 будет ..интересно!

1)Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

2) положительный настрой на урок.

1) положительный настрой на урок

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2

Актуализация знаний, опираясь на их жизненный опыт

Формулирование темы урока, составление плана работы.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

На слайде 2 картинки

Перед вами дети.

- Скажите, в каком порядке они стоят?

-А сейчас?

- А на этой картинке? ( не знаем)

-Бывает же в жизни , что мы с вами выстраиваемся в каком –нибудь порядке. Правда?

Слайд.

(клавиатура и телефон кнопочный)

- Вам знакомы эти предметы?

- Рассматривали ли вы их когда- нибудь?

- Что общего в них?

- Что разного?

- На чём вам быстрее было бы набрать печатное слово?

- Зачем иногда нужно набрать номер быстро?

Задаю наводящие вопросы к теме, поддерживаю интерес учащихся вопросами

1)Отвечают на вопросы учителя.

2) Высказывают свои предположения, мнения

Фронтальная

Формирование УУД:

(П) находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию

3

Формулирование темы урока  и связь темы с жизнью – где может пригодиться знание алфавита.

Открытие нового знания

       

- Что же сегодня будем изучать? ( алфавит).

 

 У детей на столах карточки с текстами

- У вас на столах лежат карточки с текстами для каждой группы. Прочитайте и расскажите нам эту информацию

Буквы – значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд,

Каждый в условленном

Месте стоит

И называется всё …

(Алфавит.)

Зачем нам нужно знать порядок букв? Где нам может это пригодиться? Посмотрите на слайды – может они помогут вам ответить на поставленный вопрос?

1) Предлагаю тексты с информацией  по группам.

2) Предлагаю детям картинки из жизни – дети пытаются связать с темой урока

3) Проверка выполнение работы.

4) Организую фиксацию индивидуальных затруднений и побуждаю детей определить свою позицию.

1) Формулируют цель урока и значение данной темы в жизни

2) Пересказывают информацию, полученную из текста,

обосновывают ответ.

3) Производят самоконтроль

4) Отвечают на вопросы учителя.

Групповая, Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию;

смысловое чтение;

4

Физ. Минутка

.Закрепление последовательности букв в алфавите.

- Я называю букву – если эта буква есть в русском языке- присядьте. Если –нет – хлопните ( о, эй, вэ, би, зет, ка. Эль, у, джи)

- я буду говорить слово – а вы превратите его в слово

 ( какой). Например- добро – добрый, школа – школьный, свет- светлый, учеба- учебный, алфавит -…)

1)Организую закрепление знания  букв русского алфавита.

1) На слух определяют – есть ли  буква в русском алфавите.

Формирование УУД:

(П): структуирование знаний.

5

Первичное закрепление нового материала.

Цель: упражнение на ориентирование в алфавите.

Постановка проблемы.

Цель: 

Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

 1) Научить расставлять слова и предметы  в алфавитном порядке.

Кто знает место буквы А? Какое? Буквы Ё?

Почему так говорят – Я – последняя буква в алфавите? Что это значит?

1) Организую коллективную беседу.

1) Отвечают на вопросы учителя.

3)Формулируют ответ

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

 (К):

умение выражать свои мысли.

- Сейчас мы попробуем выполнить задания, где нам пригодится знание алфавита.

1 группа – 5 книг нужно расставить на полку в алфавитном порядке , по фамилии писателя.

2 группа – расставить  5 магнитов с городами России алфавитном порядке

3 группа – работа с 5 игрушками. Нужно их расставить в алфавитном порядке.

4 группа – расположить 5 рек России в алфавитном порядке.

- Проверка работы групп после 3 минут работы

Проблемный вопрос.

- Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы?

- Как вы поступили?

 

 Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.

 Подводим итог работы над вторым пунктом плана. Где же нам может понадобиться знание алфавита?

-У меня на столе лежит словарь русского языка. Как вы думаете, почему он сегодня на уроке , как он может быть связан с нашей темой?

- Если есть время, попробуем расставить 4 детей в алфавитном порядке у доски.

1)Вспомним правила работы в группе

2) Побуждаю к единому решению группы

3)Организую обсуждение способов решения.

4) Организую проверку групповой работы.

5) Подвожу обучающихся к выводу о том, как расположить слова начинающиеся с одинаковой буквы в алфавитном порядке.

5)Даю познавательный материал о реках России

1)Выполняют задания в группе

2)Формулируют выводы - правила.

Фронт.

Групповая.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

умение делать предположения и обосновывать их;

(П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений;

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

учебное сотрудничество со сверстниками;

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2) Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

2)Фиксация нового знания во внешней речи.

- Я начну предложение, а вы его продолжите. Только не повторяться.

Я на уроке узнал…

В моей группе очень хорошо работал(а)….

Я теперь умею…

 - Слайд. Вернёмся к нашим ребятам.  В каком же порядке они могли встать?

(алфавитный)

Чтобы расставлять в алфавитном порядке людей или предметы, нужно знать… АЛФАВИТ.

Домашнее задание:  будем учить алфавит наизусть.

1)

Задаю вопросы о задачах урока.

2)

Побуждаю к высказыванию мнения: чему научились? Что умею?

3)

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя  и свою деятельность

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Разработка урока русского языка .4 класс.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного письма  и чтенияпо теме« Способы проверки безударных гласных в корне  слова»...

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...