Разработка урока русского языка .4 класс.
видеоурок (русский язык, 4 класс) по теме

Мельникова Лариса Александровна

Урок русского языка

с использованием технологии морфемного письма  и чтения

по теме

« Способы проверки безударных гласных в корне  слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

с использованием технологии морфемного письма  и чтения

по теме

« Способы проверки безударных гласных в корне  слова»

4 класс

2011г.

Цель урока

Формировать умение использовать способ графической проверки безударной гласной в корне слова.

Задачи урока

Образовательная:

  1. Отработка приема морфемного письма и чтения слов.
  2. Учить обосновывать выбор безударной гласной в корне слова.

Развивающая:

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная:

1.Воспитание умения оценивать свой труд, видеть свои достижения.

Тип урока.

Урок закрепления знаний.

Используемые учебники и учебные пособия.

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. М.: Изд-во «Баласс2,2010г.

2. Куропаткина Т.И. « Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем». Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. Самара, 2000г.

3. Куропаткина Т.И. Словарь с ключами запоминания для учащихся 4 классов: Словарь-раскраска. Самара: Изд-во САМГПУ,2004г.

Использованная методическая литература.

1.Куропаткина Т.И. «Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем».  Методические рекомендации для учителя. Самара ,2000г.

Оборудование.

Цветные карандаши, презентация  с видами природы,

мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя, снятия напряженности перед уроком.

Учащиеся высказывают свои предположения.

II.Словарная работа с

использованием приемов мнемотехники.

На доске записаны слова с пропущенными буквами

С..ч…нение,ф..олетовый.к..п..тан,л..ловый,с..туация.

1.Сочинение о Сочи написал –то я не очень!

2.-Фи!-сказала Оля тете.- Фиолетовый не в моде!

3.Пудель Капиапитан.

   Он объехал много стран.

4.Лиловые лилии подарили Лилии, но лилии       подарили ли Лилии?

5.Ситуация- кошмар!

   Си- готовит нам скандал!

Подготовленные учащиеся зачитывают рифмованные строки, показывают рисунки, вписывают пропущенные буквы.

Ученики записывают слова со вставленными буквами.

III.Введение в тему урока.

1.-Ребята, продолжите дорожку из букв

 (на доске задание для минутки чистописания)

а о е и я………..

- Что это за буквы?

-Что вы можете сказать об их безударном положении?

2.- Вспомните, пожалуйста, правило проверки слов с безударной гласной в корне слова.

3-.Вы догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, что будем учиться делать?

4.-Правильно, ребята, сегодня мы продолжим учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слова и проверять её с помощью морфемного чтения и письма.

5.-У вас на партах лежат карточки с лесенкой, поставьте звездочку красным цветом на той ступеньке, на уровне  которой вы оцениваете свои знания по данной теме.

Учащиеся продолжают записывать строчку букв до конца.

- Это гласные , которые в корнях слов могут быть в безударном положении.

-Гласные а о е и я в безударном положении находятся в слабой позиции.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Дети  высказывают предположения

и определяют тему урока.

Ученики определяют свои знания и умения по данной теме и отмечают карандашом на какой ступеньке они находятся.

IV.Актуализация знаний.

( на экране появляется презентация)

- Осень  по праву господствует в природе, и нам она прислала в подарок красивые кленовые листья, но не простые, а волшебные, со словами, в которых пропущены буквы.

про..ЗЖать,по..ГРать,уД..Вительный,проТ…нувшийся,заБР..сти,оП..вшие,ЭТ..Жи,за..Леть.

-Будьте добры, вставьте пропущенные буквы в слова и подберите по 2-3 однокоренных слова для составления гнезд слов.

-Ребята, давайте проверим , что у нас получилось.

Работа с гнездами однокоренных слов.

проЕЗЖать, Ехать, ЕЗДок, Еду.

заБРЕсти, БРОДить, БРОЖение.

оПАвшие, ПАДать.

- Молодцы! С этим заданием вы справились.

Посмотрите на экран, послушайте мелодию. Настройтесь на творческий лад и запишите по одному простому предложению с однородными членами и разберите его синтаксическим разбором.

 

Ученики слушают учителя, читают слова, вставляют пропущенные буквы, подбирают  по 2-3 родственных слова.

Учащиеся зачитывают способом морфемного чтения гнезда однокоренных слов, самостоятельно записывают данные слова в тетради с выделением корневых морфем пастой зеленого цвета.

Учащиеся настраиваются на творческое задание, и, определив тему серии картинок ,составляют и записывают предложение в тетради.

V.Физкультминутка.

Проводят физорги.

VI.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

  1. Работа в парах.

-Откройте свои «Словарики» на страничке, где находится карточка № 7.Здесь располагаются слова, корни которых начинаются на букву З.

-Давайте поработаем в парах.

К-7.Корни, которые начинаются на З.

З-А,З-О,З-Е,З-И,З-Я.

ЗАяц

поЗАДи

ЗНАкомый

ЗВОНок

( ЗВЕНеть)

ЗДОРОВяк

ЗОВущий

ЗОЛОТой

(поЗОЛОЧенный)

ЗОНТы

ЗВЕЗДа

(ЗВЕЗДочка)

ЗВЕНо

ЗВЕНеть

(поЗВОНить)

ЗВЕРиный

ЗЕМЛянка

(наЗЕМ)

ЗЕРКАЛЬный

ЗЕРНистый

(ЗЕРНышко)

соЗРЕвать

ЗИМовать

Один ученик читает слова, второй проговаривает корень.

Затем они меняются.

VII.Физкультминутка

Проводят физорги.

VIII.Творческое задание.

 -Давайте обратимся вновь к нашему экрану.

Посмотрите внимательно  на следующие картинки.

-Какое время года здесь изображено?

-Вы обратили внимание на то, как принарядились деревья?

-Где вы еще могли наблюдать такую картину?

-Я попрошу вас написать мини-сочинение ,используя в нем слова из карточки №7.Постарайтесь найти такие слова, чтобы ваши описания показали величие природы осенью. В словах на безударную гласную в корне проверяемую ударением выделите зеленой пастой корень, а безударную гласную подчеркните.

-Задание понятно?

-Тогда начинаем работать.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в течение 5-7 минут.

По окончании работы зачитываются 2-3 сочинения.

в корне

IX.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались на уроке?

-Какой способ чтения и письма мы вспоминали и применяли сегодня?

-Что вам больше всего запомнилось?

На своих лесенках отметьте зеленым цветом на какой ступеньке оказались вы по окончании урока. Покажите свои лесенки соседу по парте.

-Благодарю всех за работу.

-Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...