Урок "Обозначение мягкости согласных буквой ь"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тимошенко Наталия Геннадьевна

ь - показатель мягкости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком»

Класс 2

Цель: создать условия для обобщения способов  обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака.  

Задачи:

1. Развивать умение использовать букву  мягкий знак для обозначения мягкости  согласного звука.              

2. Научить находить слова с ь и правильно их записывать.

3. Развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость.  

Предметные УУД 

1.   Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным. 

2.    Развивать фонематический слух. 

3.    Учить использовать Ь (мягкий знак) в письменной речи.

4.    Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение. 

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. 

Личностные УУД:

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, осознание алгоритма своего действия.

Познавательные УУД:

осмысление отсутствия звука у данной буквы, находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква. 

Регулятивные УУД:

начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.

Коммуникативные УУД:

умение объяснять свои действия (способ написания), договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока

1. Организационный момент.

(слайд)

- Можно ли разделить гласные буквы на 2 группы?

- По какому принципу?  

(1.Гласные, обозначающие твёрдость согласного звука)

2. Гласные обозначающие мягкость согласного звука)

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, я обнаружила у себя на столе записку. Сначала я ничего не могла понять, но потом сумела всё-таки прочитать. Мне интересно, а у вас получится?

(слайд)

- Мама! Я вымыл пол, протёр пыл. Купил сол и рис. Вернус в сем часов. Игор.

- Мы научились обозначать мягкость согласных звуков.  Могут ли в этом задании нам помочь гласные буквы и, ё, е, ю, я?

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Да, есть в русском языке ещё одна буква, которая обозначает мягкость согласного звука.

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать.

Как согласный прочитать.           (слайд)

Мягкий голос.

Мягкий шаг.

Это буква... (мягкий знак).

- Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется «мягкий знак».   (слайд)

3. Актуализация знаний.

- Ребята, хотите поработать волшебниками?

Игра "Волшебные превращения".  (слайд)

- Попробуйте превратить:

угол – в топливо
шест – в число
мел – в мелкое место
полку – в танец

- Какую букву нужно позвать на помощь, чтобы превратить эти слова в новые?

- Проверьте себя.  (слайд)

Физминутка

4. Работа по теме урока.

-  Сейчас я предлагаю вам выписать из текста только те слова, в которых есть буква Ь.

Выборочный диктант

Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

5. Закрепление изученного.

Игра «Один – много»

Я буду называть названия животных во множественном числе, а вы запишите их в единственном числе:  лебеди, рыси, глухари,  гуси, голуби, олени, медведи, снегири, окуни.

Взаимопроверка.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Послушайте стихотворение.

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай
Выше руку поднимай!

- Так о каком же волшебнике идёт речь в этом стихотворении?

- Вы согласны с автором, что "ь" волшебник?

- Что нового узнали на уроке?  

- Что понравилось?

- В чём вы были успешны?

- Какие трудности были?

  1. Домашнее задание.

Выписать из словаря 10 слов с мягким знаком и поставить ударение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организационный момент А теперь проверь дружок, Ты готовь начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка? Ручки? А тетрадки?

Слайд 2

А Я О У Ю И Ы Э Е Ё

Слайд 4

Мама! Я вымыл пол, вытер пыл ь . Купил сол ь и рис. Вернус ь в сем ь часов. Игор ь .

Слайд 5

Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква — мягкий знак. ь

Слайд 7

Попробуйте стать волшебниками и помогите превратить: угол – в топливо шест – в число мел – в мелкое место полку – в танец Проверьте себя. угол – уголь шест – шесть мел – мель полка – полька

Слайд 8

С мягкого знака не начинаются слова . Мягкий знак не обозначает звука. Буква есть, а звука – нет. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных буквами Е,Ё,Ю,Я

Урок литературного чтения 1 класс...

Конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквами е,ё,ю,я"

Дан развёрнутый конспект урока в помощь молодым учителям...

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обозначение мягкости согласных буквами и, я, ю, е, ё, ь».

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Обозначение мягкости согласных буквами и, я, ю, е, ё, ь"...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко....