Главные вкладки

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2_oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_bukvoy_.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».

    Тип урока: изучение нового материала ;

    Цель:  организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.

    Планируемые результаты

    предметные: -определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;

    -правильно и точно говорить и писать на родном языке, - уметь обозначать мягкость согласных на письме буквой «мягкий знак», -распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных ;

    - личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

    Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный

    Словесный

    ≈ 2

    Здравствуйте, ребята.

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Эмоционально настраиваться на работу.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    2.

    Актуализация знаний.

    Этап повторение.

    Словесный

    Приём закрепления и сравнения.

    Фронтальный опрос.

    Учебный диалог.

    ≈ 5

        Ну-ка проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Тут затеи и загадки,

    Игры, шутки, все для вас!

    Пожелаем всем удачи-

    За работу, в добрый час.

    -Дома вам нужно было прочитать выразительно стихотворение и вставить пропущенные буквы.

    - Кто прочитает это стихотворение?

    - Объясните, какие буквы пропущены в словах. (гласная, ударная, обозначает мягкость согласного).

    – Произнесите звуки, которые они обозначают.

    - Почему ударный гласный звук (а) в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами? (в первом слове гласная не обозначает мягкость согласного, а во втором гласная обозначает мягкость согласного).

    -Из чего состоит наша речь? ( из предложений).

    –А предложения? (из слов).

    –Слова?(из слогов).

    – Слоги? (из звуков).

    – Чем обозначаются звуки? (гласные, согласные).

     –На какие две группы делятся все звуки? (твердые, мягкие).

     –Какие гласные смягчают предшествующие согласные?  (е,ё,ю,я,и) .

    –Какие гласные обозначают твердость согласного? (а, о, у, ы, э).

    - Какие согласные постоянно мягкие? (ч, щ, й). –Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (да). – Например? (булка, белка).

    -А чем еще можно смягчить согласный звук? (мягким знаком). Приведите пример .(мель).

    Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем.

    Поддерживать учебный диалог

    Читать стихотворение

    Произносить звуки

    Анализировать звуки

    Поддерживать учебный диалог

    Приводить пример

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    3.

    4.

    5.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Метод: создание проблемной ситуации.

    Физ. Минутка

    Решение частных задач

    Итог урока. Рефлексия.

    ≈ 10

    ≈20

    =5

    Ребята, вы изучили все буквы алфавита. А буква  о которой пойдет речь сегодня,  тридцатая по счету.

    -Она не означает никакого звука. –В русском языке нет слов, начинающихся с неё. – Безголосый добряк. Всё смягчает. – Скажите, что это за буква? (мягкий знак).

    -А кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? (Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».)

    -  Какие цели мы можем поставить к уроку?

     (- обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; - различать мягкие и твердые согласные звуки.)

    -Давайте разомнем наши пальчики.

    Пальчик к пальчику приходит,

    Друга он себе находит.

    Будут пальчики дружить,

    В гости часто приходить.

    (Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным,  и т.д.)

    -Нам с вами нужно сегодня на уроке повторить написание буквы ь.

    -Руки все приготовили. Повторяем за мной.

    Чтоб составить мягкий знак,

    Нужно правый сжать кулак.

    Ну а левый –распрямить

    И друг к другу приложить.

    -Посмотрите на доску как пишется мягкий знак. Высота овала составляет половину высоты буквы.

    -Теперь откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

    -Я вам раздала сказку про букву мягкий знак. Читаем по цепочке, по предложению .

    Жили-были в Азбуке буквы, разные- гласные, согласные. Ходили, друг к другу в гости. Вот как- то раз Г пошла в гости к Я. В и Д к И. О к З. Буквы жили- не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. Что ты за буква? Возмущались они. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

    Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

    Без головы, а в шляпе, одна нога- и та без сапога. (гвоздь).

    Гвозд- получается. Что-то у нас не получается!- говорили буквы. –звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. – И говорит:- Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце. –Что получилось? (гвозди). –У нас опять ничего получается. Что же делать? Ребята, подскажите! (надо поставить ь!). Иди к нам, мягкий знак,- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. Что получилось? (гвоздь). Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. О чем рассказала нам эта история? Что мы узнали про мягкий знак? (обозначает мягкость согласных звуков.)

    -Буквы предлагают вам ребята отгадать другие загадки самостоятельно написать отгадки. Ответы вы записываете в тетрадь и подчеркиваете мягкий знак в словах.

    1)Кто учит детей всех писать и читать, природу любить, стариков уважать? (учитель).

    2)Обувка на стальном ходу, зимой катает нас по льду.(коньки).

    3) То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я ? (тетрадь).        

    Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Внимание на экран.

    А теперь давайте встанем и разомнемся.

    -Продолжаем нашу работу.

    - Открываем учебник на странице 87 упражнение № 2.

    Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

    -Сравните слова по значению и по написанию. (слова имеют разное значение и разное написание).

    - Как обозначена мягкость согласных звуков? (ь).

    -Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно .Букву перед мягким знаком подчеркните либо синим, либо зеленым цветов , в зависимости от мягкости и твердости.(проверка).

    На странице 88 прочитайте правило в рамочке.

    -Давайте хором его произнесем.

    На странице 89, найдите упражнение № 5.

    Прочитайте задание.

    -Запишите эти слова в строчку через запятую правильно, подчеркивая мягкий знак в словах. (самопроверка с доски). Встаньте те…… и т.д.

    Подводим итоги урока: 

    - Давайте еще раз хором произнесем правило .

    -Дома прочитайте выразительно строки из сказки «Два жадных медвежонка» на странице 90, упражнение № 8.

    -Что может обозначать мягкий знак на письме?

     ( мягкость предшествующего согласного.)

    -Оцените свою работу на уроке. (учащиеся прикрепляют на цветок пчелок грустных и веселых).

    -Урок окончен, Спасибо за работу.

     

    Поддерживать учебный диалог

    Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

    Разминать пальцы

    Показывать наглядно

    Составлять в воздухе руками букву ь

    Показывать наглядно

    Прописывать в строчку ь

    Выполнять задание

    Читать по цепочке

    Проверять правильность выполнения задания,

    рассуждать

    поддерживать учебный диалог

    Отгадывать загадки, записывать в тетрадь

    Совершать взаимопроверку

    Выполнять упражнения

    Подчеркивать ь

    Записывать правильно слова

    Обобщать информацию

    Поддерживать учебный диалог

    Подводить итог

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л: установка на ЗОЖ.

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л:Самооценка на основе критерия успешности;

    Контроль и оценка успешности деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

       Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

    Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс

    Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс...

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс...

    Конспект урока по обучению грамоте на тему «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф\']».

               Технологичекая карта. Конспект урока по обучению грамоте на тему     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф\']»....

    Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"

    Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....