Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_bukvoy_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».

Тип урока: изучение нового материала ;

Цель:  организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.

Планируемые результаты

предметные: -определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;

-правильно и точно говорить и писать на родном языке, - уметь обозначать мягкость согласных на письме буквой «мягкий знак», -распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных ;

- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

≈ 5

    Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и загадки,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час.

-Дома вам нужно было прочитать выразительно стихотворение и вставить пропущенные буквы.

- Кто прочитает это стихотворение?

- Объясните, какие буквы пропущены в словах. (гласная, ударная, обозначает мягкость согласного).

– Произнесите звуки, которые они обозначают.

- Почему ударный гласный звук (а) в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами? (в первом слове гласная не обозначает мягкость согласного, а во втором гласная обозначает мягкость согласного).

-Из чего состоит наша речь? ( из предложений).

–А предложения? (из слов).

–Слова?(из слогов).

– Слоги? (из звуков).

– Чем обозначаются звуки? (гласные, согласные).

 –На какие две группы делятся все звуки? (твердые, мягкие).

 –Какие гласные смягчают предшествующие согласные?  (е,ё,ю,я,и) .

–Какие гласные обозначают твердость согласного? (а, о, у, ы, э).

- Какие согласные постоянно мягкие? (ч, щ, й). –Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (да). – Например? (булка, белка).

-А чем еще можно смягчить согласный звук? (мягким знаком). Приведите пример .(мель).

Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем.

Поддерживать учебный диалог

Читать стихотворение

Произносить звуки

Анализировать звуки

Поддерживать учебный диалог

Приводить пример

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

Ребята, вы изучили все буквы алфавита. А буква  о которой пойдет речь сегодня,  тридцатая по счету.

-Она не означает никакого звука. –В русском языке нет слов, начинающихся с неё. – Безголосый добряк. Всё смягчает. – Скажите, что это за буква? (мягкий знак).

-А кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? (Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».)

-  Какие цели мы можем поставить к уроку?

 (- обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; - различать мягкие и твердые согласные звуки.)

-Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

(Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным,  и т.д.)

-Нам с вами нужно сегодня на уроке повторить написание буквы ь.

-Руки все приготовили. Повторяем за мной.

Чтоб составить мягкий знак,

Нужно правый сжать кулак.

Ну а левый –распрямить

И друг к другу приложить.

-Посмотрите на доску как пишется мягкий знак. Высота овала составляет половину высоты буквы.

-Теперь откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

-Я вам раздала сказку про букву мягкий знак. Читаем по цепочке, по предложению .

Жили-были в Азбуке буквы, разные- гласные, согласные. Ходили, друг к другу в гости. Вот как- то раз Г пошла в гости к Я. В и Д к И. О к З. Буквы жили- не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. Что ты за буква? Возмущались они. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе, одна нога- и та без сапога. (гвоздь).

Гвозд- получается. Что-то у нас не получается!- говорили буквы. –звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. – И говорит:- Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце. –Что получилось? (гвозди). –У нас опять ничего получается. Что же делать? Ребята, подскажите! (надо поставить ь!). Иди к нам, мягкий знак,- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. Что получилось? (гвоздь). Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. О чем рассказала нам эта история? Что мы узнали про мягкий знак? (обозначает мягкость согласных звуков.)

-Буквы предлагают вам ребята отгадать другие загадки самостоятельно написать отгадки. Ответы вы записываете в тетрадь и подчеркиваете мягкий знак в словах.

1)Кто учит детей всех писать и читать, природу любить, стариков уважать? (учитель).

2)Обувка на стальном ходу, зимой катает нас по льду.(коньки).

3) То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я ? (тетрадь).        

Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Внимание на экран.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжаем нашу работу.

- Открываем учебник на странице 87 упражнение № 2.

Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

-Сравните слова по значению и по написанию. (слова имеют разное значение и разное написание).

- Как обозначена мягкость согласных звуков? (ь).

-Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно .Букву перед мягким знаком подчеркните либо синим, либо зеленым цветов , в зависимости от мягкости и твердости.(проверка).

На странице 88 прочитайте правило в рамочке.

-Давайте хором его произнесем.

На странице 89, найдите упражнение № 5.

Прочитайте задание.

-Запишите эти слова в строчку через запятую правильно, подчеркивая мягкий знак в словах. (самопроверка с доски). Встаньте те…… и т.д.

Подводим итоги урока: 

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

-Дома прочитайте выразительно строки из сказки «Два жадных медвежонка» на странице 90, упражнение № 8.

-Что может обозначать мягкий знак на письме?

 ( мягкость предшествующего согласного.)

-Оцените свою работу на уроке. (учащиеся прикрепляют на цветок пчелок грустных и веселых).

-Урок окончен, Спасибо за работу.

 

Поддерживать учебный диалог

Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

Разминать пальцы

Показывать наглядно

Составлять в воздухе руками букву ь

Показывать наглядно

Прописывать в строчку ь

Выполнять задание

Читать по цепочке

Проверять правильность выполнения задания,

рассуждать

поддерживать учебный диалог

Отгадывать загадки, записывать в тетрадь

Совершать взаимопроверку

Выполнять упражнения

Подчеркивать ь

Записывать правильно слова

Обобщать информацию

Поддерживать учебный диалог

Подводить итог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...

Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование у...