Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование умения делить слова на слоги и ставить ударение.
Планируемые результаты
Предметные 
знать: чем отличаются гласные и согласные буквы;  две позиции буквы Е для распознавания значения буквы ([йэ], [э];
уметь: сопоставлять звук с буквой Ее; составлять слова из слогов; различать позицию буквы Е в слове; читать в соответствии с позицией.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        22.10.2019

Школа: 148 

Класс: 1 «Г»

Кабинет: 223                                                                                                                                                                                         

ФИО учителя Тельнова Е.М.

ФИ студента Комлева А., 46 гр.

ФИО методиста Галиуллина Н.К.

                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: «Звуки [й ’э], [э]. Буква Е, е»

Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование умения делить слова на слоги и ставить ударение.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: чем отличаются гласные и согласные буквы;  две позиции буквы Е для распознавания значения буквы ([йэ], [э];

уметь: сопоставлять звук с буквой Ее; составлять слова из слогов; различать позицию буквы Е в слове; читать в соответствии с позицией.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 часть, Горецкий В.Г., УМК «Школа России»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

4-5мин

 Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.  Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.

 - На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Как распознать гласные и согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова?

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

- От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме?

- Значит, какие бывают согласные?  

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Выделяют необходимую информацию

-Гласные и согласные.

-Гласные – воздух проходит свободно,

произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом.

-Гласные –  красным.

-Синим или зеленым.

-От того, какая гласная стоит  

после согласного.

-Твердые или мягкие, звонкие или глухие.

-А, о, у, ы, э- указывают на твердость предыдущего согласного звука.

-Е, ё, ю, я, и- указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

Отгадайте загадку, чтобы узнать, о чём мы будем с вами на уроке говорить.

-В лесу мороз крепчает, 
В полях метёт метель, 
На праздник нас встречает 
Сверкающая…

-Сейчас посмотрите на рисунок и схему. Какое слово там?

-Давайте прочитаем его (й-й-эли, йэ-ээли, йэ-л’л’ии)

- Ребята, сколько слогов в слове ели? Почему?

-Давайте поработаем с первым слогом. Сколько звуков мы слышим?

-Какой первый?

-Какой этот звук гласный или согласный?

-Почему? Что создает преграду?

-Какой второй звук?

-Какой он? Почему?

-Я вам открою  первую тайну буквы е: если мы в начале слова слышим слияние [йэ], то мы на письме обозначаем буквой Е.

-Давайте теперь разберем 2 слог (ли). Какой первый звук? Обозначаем буквой: л. Какой второй?

-Итак где стоит буква Е в этом слове?

-Какое первое правило?

-Когда еще буква Е обозначает 2 звука? Для этого прочитаем слова: роет, воет.

В слове роет, сколько слогов? Почему?

-Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает?

-Давайте еще раз произнесем слог и послушаем. Сколько звуков обозначает буква Е? Какие?

-А в слове воет сколько слогов? Почему?

-Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает?

-Еще раз произнесем. Сколько звуков обозначает буква е?

-Почему? Это же не начало слова.

-После какой буквы стоит буква е?

-Какой вывод мы сделаем?

-Посмотрите на красный квадрат в правом верхнем углу. Почему написано 2 буквы? Чем они отличаются?

-Когда нужна заглавная?

-А строчная?

-Итак, ребята, какая тема нашего урока?

-И мы уже знаем 1 роль.  Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Но у буквы е есть еще роль. Какая эта роль давайте узнаем вместе.

-Давайте еще раз вспомним, что мы узнали о букве Е?

-Какие цели поставим на урок?

-Ель.

-Ели.

-2.

-Сколько в слове гласных столько и слогов.

- Йэ- 2 звука.

-Й.

-Согласный.

-Потому что есть преграда.  Язык поднимается к верхнему нёбу, и не пускает воздух.

-Э.

-Гласный. Воздух выходит свободно, и мы слышим голос.

-Первый- е, второй- ли.

-Ль

-И.

-В начале.

-Буква Е обозначает два звука в начале слова.

-2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов.

-На 1 слог.

-2 звука. Слияние [йэ].

-2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов.

-На 1 слог.

-2 звука. Слияние [йэ].

-После гласной.

-Буква е  обозначает два звука после гласного.

-Одна заглавная, другая строчная.

-В начале предложения и в именах собственных.

-Во всем остальных случаях.

-Буква е и ее роли

-Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного.

-Научить давать характеристику звукам [йэ], [э], научиться читать слова с буквой Е.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя


Словесный:

 произнесение звука.

Практический:  характеристика звука

Словесный: формулировка вывода

Наглядный: рассматривание буквы Е и сравнение печатной буквы с прописной

- Ребята, давайте посмотрим на слоги, которые даны нам в учебнике на странице 73. Давайте прочитаем вместе и внимательно прослушаем. И понаблюдаем за согласной буквой. Давайте прочитаем хором все вместе: (се,ре,ле,ве,не,ке,те)

-Какая гласная буква есть в каждом слоге?

Давайте послушаем какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой?

-Какие согласные звуки в этих словах твёрдые или мягкие? -Где стоит буква Е?

-Значит, какой вывод можно сделать?

-Давай прочитаем правило в учебнике (хором).

-Когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук?

-На что указывает буква е после согласного? Какой звук обозначает?

-Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". Будем читать слоги, договаривать до целых слов.

-Ребята, а теперь давайте поиграем. Когда вы услышите, что буква е обозначает 2 звука, то хлопаете в ладоши, а если один звук, то руки перед собой.

Винегрет, ель, пельмени,  есть, егерь, еловый, зевнул, неделя, день, ехал.

-Гласная –е.

-Другой, звук э.

-Мягкие. После согласных.

-Если после согласного стоит буква е, тогда согласный читается мягко.

-Буква е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Один звук после мягкого согласного.

-На мягкость предшествующего согласного звука. Гласный звук э.

СЕ (селедка, семечко, семья);

РЕ (ребро, ребята, редька, решение);

ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);

НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);

КЕ (океан, кефир, кепка, кеды);

ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);

ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес).

-Винегрет(1), ель(2), пельмени(1),  воет(2), есть(2), егерь(2), еловый(2), зевнул(1), неделя(1) роет(2), день(1), ехал(2).

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: диалог учителя и учащихся

Практический: выполнение задания учителя

-А теперь  найдите и прочитайте слова в столбиках на стр. 73.

-Давайте прочитаем по слогам.

 С ударением.

Как говорим.

-Прочитайте где буква е в начале слова.

-Прочитайте где буква е после гласного.

-Где нет буквы е?

Сейчас прочитайте родственные слова, т.е слова, у которых есть общая часть.

-Молодцы ребята. А сейчас найдите  слова называющие действия.

Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает.

-Ели, еловые.

-Роет, воет, лает, кусает.

-Сосны.

-Ели- еловые; сосны –сосновые.

-Роет- воет; лает- кусает.

П: поиск и выделение информации

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполнение упражнения по заданию

7-9мин

Чтение текста с.73 Прочитайте сначала про себя. Хором. В парах сначала 1 вариант второму, потом второй вариант первому.

-Прочитай 1 предложение. Сколько мы слышим звуков в слове ели? Почему?

-Прочитай 2 предложение. Сколько мы слышим звуком в слове роет? Почему?

- Каким еще порядок слов может быть в предложении?

Игра «Кто больше запомнит слов из текста» 

«Е» похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили всЕ.

-В каких словах нам попалась буква е?

-2, потому что е в начале слова.

-2, т.к после гласного.

-Лиса около ели.

-Сделать, может, всем,все.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

VII. Включение в систему знаний

 

Словесный: беседа

3мин

-Давайте еще раз прочитаем правило в конце страницы.

-Теперь поиграем в игру «добавь букву».Добавьте букву, чтобы можно было сказать: красивые ....(лес)

-А теперь замените один слог, чтобы «леса» превратились в жаркое, любимое всеми нами время года. 

-На что похожа буква?

Ева гребнем причесалась — 
В нем три зубчика осталось.
 (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась — 
Вместо грабель потрудилась.
 (В. Степанов).

-Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

-Леса. 

-Лето.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

Деятельностная

-Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? А почему ее называют хитрой?

Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]?

- Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали? Что запомнили?

-Все хорошо потрудились, спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

-Буква е и ее роли.

-Потому что она может обозначать 2 роли  1 роль- 2 звука[йэ] и 2 роль- обозначает 1 звук[‘э].

-Когда стоит после  согласного.

-Когда стоит в начале слова и  после гласного.

-Да, научились давать характеристику звукам [йэ], [э], научились читать слова с буквой Е.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з\']. Буквы З и з

Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з']. Буквы З и з...

Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...

Конспект урока по обучению грамоте «Звук [о]. Буква О, о» 1 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Звук [о]. Буква О, оЦели деятельности учителя: знакомство с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о.Планируемые результаты:...

Конспект урока по обучении грамоте "Звук [a], буква Аа" 1 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕТема: Звук [a], буква АаЦели деятельности учителя: знакомство со звуком [a] и буквой Аа.Планируемые результаты:Предметные: Знать гласный звук [а], заглавную и стро...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)

Дата: 16.11.2021Школа: №152Класс: 1 «в»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110Студент: Закирова ЭльвираГруппа: 45Учитель: Берсенева Е.М._________________________Методист: Кошкаров...

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс, УМК «Школа России»)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока:формирование у обучающихся представления о согласных звуках [т], [т’] и способы обозначения звуков буквах Т, т.Дидактические:1. Познаком...