Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок для учащихся 3 класса с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_imya_prilagatelnoe.doc | 146.5 КБ |
prilagatelnoe_3_klass.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №99» МОСКОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
3 класс
Русский язык
Тема: «Имя прилагательное»
Учитель: Демидова Е.Н
ПРОЕКТ УРОКА
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | 2 мин | Знакомит с темой и целями урока. | Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок. |
Работа с индивидуальными карточками над правилом | 3 мин | Индивидуальная работа | Заполнение карточек |
Каллиграфическая минутка. | 3 мин | Фронтальная работа с классом. | Написание окончаний имён прилагательных. |
Орфографическая минутка. | 5 мин | Фронтальная работа с классом. | Определение орфограмм |
Физкультминутка | 2 мин | ||
Работа по индивидуальным карточкам | 15 мин | Индивидуальная работа по карточкам | Оказание помощи ученикам, контроль за индивидуальной работой учащихся. |
Работа над текстом | 5 мин | Фронтальная работа | Вставить прилагательные, определить род, число, падеж |
Рефлексивно-оценочный этап | 10 мин | Индивидуальная работа | Тест |
Рефлексия | 2 мин | Подведение итогов. | Оценивание своих работ. |
Тема: Имя прилагательное.
Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков
имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
- Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном;
формирование орфографической зоркости. - Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать,
обобщать, делать выводы.
3. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и
самооценку деятельности.
Тип урока: повторения и обобщения.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Мотивационно-целевой этап.
Организационный момент
Приурочить к неделе добра 21-27 апреля.
- Здравствуйте, ребята! Мысленно подарите добрые
слова друг другу и гостям, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
- Прочитайте стихотворение, какие качества вы выберете себе?
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
2). Сообщение темы и цели урока. Слайд № 2, 3.
- Определите тему нашего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
- Определите учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об этой части
речи. Я буду рада вашим хорошим ответам. - На полях тетради поставьте ту оценку, которую вы хотите сегодня заработать на уроке.
3)Работа с индивидуальными карточками над правилом:
Уровень «А» (3)
Имя прилагательное — это …………………….. часть речи, которая обозначает …………………………….. предмета и отвечает на вопросы ……………………………………………………………………… и т.д.;
Имя прилагательное изменяются по ……………………………………………….;
Имя прилагательное – это …………………………………… член предложения, в предложении чаще всего бывает ………………………, иногда …………………..;
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется ………………………….;
Выделяются три разряда прилагательных по значению: …………………………………………………………………………………………..
4) Каллиграфическая минутка. Слайд № 4, 5.
А) Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Два весёлых воробьишка
Ни минутки не сидят-
В луже скачут шалунишки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы).
Б) Чистописание.
На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие
- Что можно сказать об этих буквосочетаниях?
- Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и
подчеркните его.
5) Орфографическая минутка. Слайд № 6
- Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.
С…рока, грач…, в…рона, валь…шнеп, дроз…, солов…и, гок…о .
Орфограммы:
- Безударный гласный, проверяемый ударением.
- Безударный гласный, непроверяемый ударением.
- Парный согласный.
- Непроизносимый согласный.
- Разделительный мягкий знак.
- Двойная согласная в корне слова.
- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Вальдшнеп
Достаточно распространенный представитель семейства бекасовых, обитающий на большей части евразийского континента. Вальдшнепов часто можно встретить во влажных лиственных или смешанных лесах, с перелесками и пустошами. Окраска оперения вальдшнепов, в которой преобладают серо – бурые тона и черные полосы, позволяет ему быть незаметным на фоне прошлогодней листвы и жухлой травы.
Тонкий и длинный клюв вальдшнепов служит хорошим орудием для добычи дождевых червей и личинок разнообразных насекомых, которыми так любят питаться эти птицы.
Чаще всего вальдшнепы живут в одиночку, предпочитая активность только в вечернее и ночное время суток.
Гокко
Один из представителей многочисленного вида птиц, входящих в семейство Куринных, преимущественно обитающий в густых лесах Южной Америки. Этих птиц с преимущественно темным цветом оперения, называют еще древесными курами, что обусловлено их образом жизни, которую они в основном проводят в густых ветвях тропических деревьев, где и сооружают свои гнезда. Гокко являются желанным предметом охоты для людей, которые ценят их вкусное и нежное мясо.
Питаются гокко разнообразными плодами и семенами растений, изредка в их рацион входят и небольшие насекомые, которых они собирают с ветвей и листвы деревьев.
6) Работа по индивидуальным карточкам.
Уровень «Б» (4)
1. Напишите слова в два столбика (имя существительное, имя прилагательное)
Красивый, лебедь, весенние, грачи, лесной, добрая, кукушка, весна, голубь, теплые.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
2. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напишите. Обозначьте род и выделите окончания имен прилагательных.
____________________ ( )крыло
____________________ ( )клюв
_____________________ ( )лапка
_____________________ ( )перо
Уровень «С» (5) Спишите, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и падеж прилагательных (в скобках), выделите окончания.
Было ………….. (………….) утро. В ………………(…………..) овраге журчал … ………….(……………)ручей. В кустах заливался ………………(………….) соловей. В поле чуть-чуть колыхалась ……………( …………..) рожь. В воздухе слышалась ……………….(……………) песенка жаворонка. ………………..(…………….)солнышко всё выше и выше поднималось по ……………..(……………) небу.
7) Физкультминутка
Слайд № 8
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, яркое солнце, весёлая песня, светлое небо, маленькая птица, крикливый петух, , золотое сердце, зоркий глаз, алая заря, далёкий край, дружная семейка, великое дело.
8) Закрепление. Слайд № 9, 10, 11, 12
А) Запись текста
- Прочитайте текст. Понятно о ком говорится в этом тексте? Почему?
На ветке притаилась…….. птичка ………цвета с....……... головкой и …….клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
- А теперь? (Показать картинку воробья)
- Дополните текст именами прилагательным, озаглавьте его. Запишите.
Взаимопроверка в парах. Образец на доске.
Воробей.
На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
Б) Определение рода и числа имени прилагательного.
- Как определить число и род имен прилагательных.
Составление алгоритма.
Алгоритм
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
- Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
- Определить род и число имени существительного.
- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
- Определите у имен прилагательных род и число.
Воробей.
На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
Проверка в группах.
9) Обобщение. Слайд № 13
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Используя модель на доске, ваши записи, попробуйте рассказать все то, что
вы знаете об имени прилагательном.
10) Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
- утеплять;
Б) теплый; - тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
- - ие;
Б) - ее; - - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
- гладкая;
Б) короткая; - толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
- имени существительного;
Б) глагола; - местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. - В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;
Проверка и оценка за тест. Слайд № 14
11) Рефлексия Слайд № 15
А) Чему мы научились на уроке
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Хочу похвалить...
Б) Выставление оценок
Слайд №16.17
12) Домашнее задание
Слайд № 18
13) Итог урока
Слайд № 19
- Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вежливый, старательный, Скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный, Нежный, вежливый и мирный, Злой, сердитый и крикливый, И ленивый, и драчливый. Сколько качеств есть на свете. Выбирайте себе, дети!
Тема урока Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё …
? Имя прилагательное ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Массаж рук Два весёлых воробьишки Ни минутки не сидят- В луже скачут шалунишки, Только брызги вверх летят. (Руки- в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони). Чистописание
Чистописание Работа в тетради Семнадцатое апреля. Классная работа. ый ий ой ая яя ое ее ые ие
С…рока, грач…, в…рона, валь…шнеп, дроз…, солов…и, гок…о . Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы. Орфограммы Безударный гласный, проверяемый ударением. Безударный гласный, непроверяемый ударением. Парный согласный. Непроизносимый согласный. Разделительный мягкий знак. Двойная согласная в корне слова. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. орфографическая минутка
ВАЛЬДШНЕП
ГОККО
Задание на «4» Напишите слова в два столбика (имя существительное, имя прилагательное) Красивый, лебедь, весенние, грачи, лесной, добрая, кукушка, весна, голубь, теплые. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мужской род - присядете, женский род - похлопаете в ладоши, средний род - поднимите руки.
Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напишите. Обозначьте род и выделите окончания имен прилагательных. ____________________ ( )крыло ____________________ ( )клюв _____________________ ( )лапка _____________________ ( )перо Задание на «4»
Спишите, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и падеж прилагательных (в скобках), выделите окончания. Было ………….. (………….) утро. В ………………(…………..) овраге журчал … ………….(……………)ручей. В кустах заливался ………………(………….) соловей. В поле чуть-чуть колыхалась ……………( …………..) рожь. В воздухе слышалась ……………….(……………) песенка жаворонка. ………………..(…………….)солнышко всё выше и выше поднималось по ……………..(……………) небу. Задание на «5»
На ветке притаилась…….. птичка ………цвета с....……... головкой и …….клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Воробей. На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
Алгоритм Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род и число имени существительного. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека. ПРОВЕРЬ СЕБЯ ед.ч., ж.р., Т.п . ед.ч., м.р., Т.п. ед.ч., ж.р., Им.п. ед.ч., м.р., Р.п .
Тест 1. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) - ие; Б) - ее; В) - яя. 3 . Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 5 . Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения; 4. Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения.
Правильные ответы 1. Б 2. Б 3. В 4. А 5. В Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре правильных ответа. Хорошо. Пять правильных ответов. Отлично.
Чему мы научились на уроке: Я научился… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Хочу похвалить… РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня вы были: Умные Внимательные Активные Красивые Добрые Воспитанные
4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 МОЛОДЦЫ !!! 5
Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на тему: «Человек без Родины, что соловей без песни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).
Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...