Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Демидова Екатерина Николаевна

    Урок для учащихся 3 класса с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_imya_prilagatelnoe.doc146.5 КБ
    Office presentation icon prilagatelnoe_3_klass.ppt1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №99» МОСКОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

    3 класс

    Русский язык

    Тема: «Имя прилагательное»

    Учитель: Демидова Е.Н

    ПРОЕКТ УРОКА

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент.
    Целеполагание.

    2 мин

    Знакомит с темой и целями урока.

    Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок.

    Работа с индивидуальными карточками над правилом

    3 мин

    Индивидуальная работа

    Заполнение карточек

    Каллиграфическая минутка.

    3 мин

    Фронтальная работа с классом.

    Написание окончаний имён прилагательных.

    Орфографическая минутка.

    5 мин

    Фронтальная работа с классом.

    Определение орфограмм

    Физкультминутка

    2 мин

    Работа по индивидуальным карточкам

    15 мин

     Индивидуальная работа по карточкам

    Оказание помощи ученикам, контроль за индивидуальной работой учащихся.

    Работа над текстом

    5 мин

     Фронтальная работа

    Вставить прилагательные, определить род, число, падеж

    Рефлексивно-оценочный этап

    10 мин

    Индивидуальная работа

    Тест

    Рефлексия

    2 мин

    Подведение итогов.

    Оценивание своих работ.

    Тема: Имя прилагательное.

    Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков

    имени прилагательного как части речи.

    Задачи урока:

    1. Закрепление   и   систематизация   знаний   об   имени   прилагательном;
      формирование орфографической зоркости.
    2. Развитие   речи,    внимания,    умения   сравнивать,   классифицировать,
      обобщать, делать выводы.

    3.        Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и
    самооценку деятельности.

    Тип урока: повторения и обобщения.

    Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной  работы.

    Ход урока

    1.  Мотивационно-целевой этап.

      Организационный момент

    Приурочить к неделе добра 21-27 апреля.

    -        Здравствуйте, ребята! Мысленно подарите добрые
    слова друг другу и гостям, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

    - Прочитайте стихотворение, какие качества вы выберете себе?


    Вежливый, старательный,
    Скромный и внимательный.

    Добрый, ласковый и смирный,

    Нежный, вежливый и мирный,
    Злой, сердитый и крикливый,
    И ленивый, и драчливый.
    Сколько качеств есть на свете.
    Выбирайте себе, дети!

    2). Сообщение темы и цели урока. Слайд № 2, 3.

    -        Определите тему нашего урока.

    Я имя ищу необычное, звучное,

    Особое, сильное, самое лучшее,

    Короткое, длинное, красное, синее,

    Неброское, яркое, очень красивое,

    Оно уменьшительное или ласкательное,

    Его называют ещё ... (Прилагательное)

    •  Определите учебную задачу.
    • Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об этой части
      речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.
    • На полях тетради поставьте ту оценку, которую вы хотите сегодня заработать на уроке.

    3)Работа с индивидуальными карточками над правилом:

    Уровень «А» (3)

    Имя прилагательное — это …………………….. часть речи, которая обозначает  …………………………….. предмета и отвечает на вопросы ……………………………………………………………………… и т.д.;

    Имя прилагательное изменяются по ……………………………………………….;

    Имя прилагательное – это …………………………………… член предложения, в предложении чаще всего бывает ………………………, иногда …………………..;

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется ………………………….;

    Выделяются три разряда прилагательных по значению: …………………………………………………………………………………………..

    4) Каллиграфическая минутка. Слайд № 4, 5.

    А) Подготовка руки к письму.

    -        А сейчас подготовим руку к письму в тетради.


    Два весёлых воробьишка

    Ни минутки не сидят-

    В луже скачут шалунишки,

    Только брызги вверх летят.

    (Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы).

    Б) Чистописание.

    На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие

    • Что можно сказать об этих буквосочетаниях?
    • Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и
      подчеркните его.

    5)  Орфографическая минутка. Слайд № 6

    -        Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.

    С…рока,     грач…,   в…рона,  валь…шнеп,  дроз…,   солов…и, гок…о .

    Орфограммы:

    1. Безударный гласный, проверяемый ударением.
    2. Безударный гласный, непроверяемый ударением.
    3. Парный согласный.
    4. Непроизносимый согласный.
    5. Разделительный мягкий знак.
    6. Двойная согласная в корне слова.
    1. Мягкий     знак     на     конце     имён     существительных     после шипящих.

    Вальдшнеп

    Достаточно распространенный представитель семейства бекасовых, обитающий на большей части евразийского континента. Вальдшнепов часто можно встретить во влажных лиственных или смешанных лесах, с перелесками и пустошами. Окраска оперения вальдшнепов, в которой преобладают серо – бурые тона и черные полосы, позволяет ему быть незаметным на фоне прошлогодней листвы и жухлой травы.

    Тонкий и длинный клюв вальдшнепов служит хорошим орудием для добычи дождевых червей и личинок разнообразных насекомых, которыми так любят питаться эти птицы.

    Чаще всего вальдшнепы живут в одиночку, предпочитая активность только в вечернее и ночное время суток.

    Гокко

    Один из представителей многочисленного вида птиц, входящих в семейство Куринных, преимущественно обитающий в густых лесах Южной Америки. Этих птиц с преимущественно темным цветом оперения, называют еще древесными курами, что обусловлено их образом жизни, которую они в основном проводят в густых ветвях тропических деревьев, где и сооружают свои гнезда. Гокко являются желанным предметом охоты для людей, которые ценят их вкусное и нежное мясо.

    Питаются гокко разнообразными плодами и семенами растений, изредка в их рацион входят и небольшие насекомые, которых они собирают с ветвей и листвы деревьев.

    6) Работа по индивидуальным карточкам.
    Уровень «Б» (4)
    1. Напишите слова в два столбика (имя существительное, имя прилагательное)
    Красивый, лебедь, весенние, грачи, лесной, добрая, кукушка, весна, голубь, теплые.

    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


    2. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напишите. Обозначьте
    род и выделите окончания имен прилагательных.

     ____________________  (           )крыло
    ____________________   (           )клюв
    _____________________ (           )лапка
    _____________________ (           )перо

    Уровень «С» (5) Спишите, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и падеж прилагательных (в скобках), выделите окончания.


    Было ………….. (………….) утро. В ………………(…………..) овраге журчал … ………….(……………)ручей. В кустах заливался ………………(………….) соловей. В поле чуть-чуть колыхалась ……………( …………..) рожь. В воздухе слышалась ……………….(……………) песенка жаворонка. ………………..(…………….)солнышко всё выше и выше поднималось по ……………..(……………) небу.
     

    7) Физкультминутка

    Слайд № 8

    -        Все  встали!   Я  буду  называть  словосочетания  «сущ.  +  прил.».  Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

    Дружный класс, яркое солнце, весёлая песня, светлое небо, маленькая птица, крикливый петух, , золотое сердце, зоркий глаз, алая заря, далёкий край, дружная семейка, великое дело.

    8) Закрепление. Слайд № 9, 10, 11, 12

    А) Запись текста

    • Прочитайте текст. Понятно о ком говорится в этом тексте? Почему?

          На ветке притаилась…….. птичка ………цвета с....……... головкой и …….клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.

    • Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
    • А теперь? (Показать картинку воробья)
    • Дополните текст именами прилагательным, озаглавьте его. Запишите.
      Взаимопроверка в парах. Образец на доске.

                                                          Воробей.                                         

    На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.

    Б) Определение рода и числа имени прилагательного.

    -        Как определить число и род имен прилагательных.
    Составление алгоритма.

    Алгоритм

    Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

    1. Найти   имя   существительное,   к   которому   относится   имя прилагательное.
    2. Определить род и число имени существительного.
    3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

    Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

    -        Определите у имен прилагательных род и число.

    Воробей.                                         

    На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.
    Проверка в группах.

    9) Обобщение. Слайд № 13

    • Над какой темой мы сегодня с вами работали?
    • Используя модель на доске, ваши записи, попробуйте рассказать все то, что
      вы знаете об имени прилагательном.

    10) Рефлексивно - оценочный этап.

    1) Контроль

    Тест

    1.        Укажи имя прилагательное.

    1. утеплять;
      Б) теплый;
    2. тепло.

    2.        Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
    Зимн... утро.

    1. - ие;
      Б) - ее;
    2. - яя.

    3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

    1. гладкая;
      Б) короткая;
    2. толстая.

    4). Род и число имени прилагательного зависит от:

    1. имени существительного;
      Б) глагола;
    2. местоимения.

    5. Выберите верное утверждение:

    1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
      Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
    2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
      членом предложения;

    Проверка и оценка за тест. Слайд № 14

    11)  Рефлексия Слайд № 15

    А) Чему мы научились на уроке

    Я научился...

    Я понял, что...

    Было трудно...

    Было интересно...

    Хочу похвалить...

    Б) Выставление оценок

    Слайд №16.17

    12)  Домашнее задание

    Слайд № 18

    13) Итог урока

    Слайд № 19

    - Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.

    Очень занимательное -

    Имя прилагательное.

    Трудно будет без него,

    Если пропадет оно.

    Ну, представь-ка себе это:

    Как без признаков предмета

    Будем спорить, говорить,

    Веселиться и шутить?

    Что тогда получиться?

    Не скажем мы - прекрасное,

    Не скажем - безобразное,

    Не скажем маме милая,

    Красивая, любимая,

    Отцу, и брату, и сестре

    Не сможем говорить нигде

    Эти замечательные прилагательные.

    Чтобы все отличным стало,

    Разных признаков немало

    Будем всюду замечать

    И к месту в речи их вставлять.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    3 класс Русский язык

    Слайд 2

    Вежливый, старательный, Скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный, Нежный, вежливый и мирный, Злой, сердитый и крикливый, И ленивый, и драчливый. Сколько качеств есть на свете. Выбирайте себе, дети!

    Слайд 3

    Тема урока Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё …

    Слайд 4

    ? Имя прилагательное ? ? ? ? ? ? ? ? ?

    Слайд 5

    Массаж рук Два весёлых воробьишки Ни минутки не сидят- В луже скачут шалунишки, Только брызги вверх летят. (Руки- в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони). Чистописание

    Слайд 6

    Чистописание Работа в тетради Семнадцатое апреля. Классная работа. ый ий ой ая яя ое ее ые ие

    Слайд 7

    С…рока, грач…, в…рона, валь…шнеп, дроз…, солов…и, гок…о . Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы. Орфограммы Безударный гласный, проверяемый ударением. Безударный гласный, непроверяемый ударением. Парный согласный. Непроизносимый согласный. Разделительный мягкий знак. Двойная согласная в корне слова. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. орфографическая минутка

    Слайд 8

    ВАЛЬДШНЕП

    Слайд 9

    ГОККО

    Слайд 10

    Задание на «4» Напишите слова в два столбика (имя существительное, имя прилагательное) Красивый, лебедь, весенние, грачи, лесной, добрая, кукушка, весна, голубь, теплые. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    Слайд 11

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мужской род - присядете, женский род - похлопаете в ладоши, средний род - поднимите руки.

    Слайд 12

    Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напишите. Обозначьте род и выделите окончания имен прилагательных. ____________________ ( )крыло ____________________ ( )клюв _____________________ ( )лапка _____________________ ( )перо Задание на «4»

    Слайд 13

    Спишите, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и падеж прилагательных (в скобках), выделите окончания. Было ………….. (………….) утро. В ………………(…………..) овраге журчал … ………….(……………)ручей. В кустах заливался ………………(………….) соловей. В поле чуть-чуть колыхалась ……………( …………..) рожь. В воздухе слышалась ……………….(……………) песенка жаворонка. ………………..(…………….)солнышко всё выше и выше поднималось по ……………..(……………) небу. Задание на «5»

    Слайд 14

    На ветке притаилась…….. птичка ………цвета с....……... головкой и …….клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.

    Слайд 15

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ Воробей. На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека.

    Слайд 16

    Алгоритм Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род и число имени существительного. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

    Слайд 17

    На ветке притаилась маленькая птичка серого цвета с круглой головкой и коротким клювом. Живёт она в городах и очень зависит от человека. ПРОВЕРЬ СЕБЯ ед.ч., ж.р., Т.п . ед.ч., м.р., Т.п. ед.ч., ж.р., Им.п. ед.ч., м.р., Р.п .

    Слайд 18

    Тест 1. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) - ие; Б) - ее; В) - яя. 3 . Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 5 . Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения; 4. Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения.

    Слайд 19

    Правильные ответы 1. Б 2. Б 3. В 4. А 5. В Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре правильных ответа. Хорошо. Пять правильных ответов. Отлично.

    Слайд 20

    Чему мы научились на уроке: Я научился… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Хочу похвалить… РЕФЛЕКСИЯ

    Слайд 21

    Сегодня вы были: Умные Внимательные Активные Красивые Добрые Воспитанные

    Слайд 22

    4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 МОЛОДЦЫ !!! 5

    Слайд 24

    Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!

    Слайд 25

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на тему: «Человек без Родины, что соловей без песни»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

    Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Прилагательные синонимы и антонимы"

    Презентация "Прилагательные синонимы и прилагательные антонимы" содержит все этапы урока, включая работу в парах и др....

    Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.

    Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....

    Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

    В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

    Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

    Новое знание:имена прилагательные изменяются по родам и числам.Проблема:почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?Цели:·        С...