Что рассказало слово. Урок русского языка 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Вотчель Оксана Петровна

Урок русского языка по УМК "Перспектива". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon votchel_o.p._konspekt_uroka_lit_chteniya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Учитель – Вотчель  Оксана Петровна

ОУ          – ГБОУ СОШ № 630 , Приморский район Санкт-Петербурга 

Класс      – 3 «А»

Ресурсы   урока – учебник « Русский язык» для 3 класса ( авторы Л. Ф. Климанова, Т. Б. Бабушкина ), технологическая карта урока, мультимедийная  доска, презентация, карточки с заданиями для работы в парах – тройке.

Учебник, тетрадь, пенал, листы самооценки, фразеологические словари, палочки для пальчиковой гимнастики.

УРОК № 36

Тема урока: «Что рассказало слово».                                                             Тип  урока: освоение новых знаний

Цель: Показать роль слова в речевом общении и роль жеста, как помощника и предшественника слова.

Задачи: Учить получать и применять информацию. Учить находить в тексте фразеологизмы и объяснять их значение. Обогащать знания учащихся о русском языке.

Ход  урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Приветствует обучающихся.

Настраивает класс на работу.

Предлагает провести упражнения по профилактике зрения (УПЗ), пальчиковую гимнастику.

Создаёт условия для формулирования целей и задач урока с опорой на пантомиму  (пропедевтика урока).

Предлагает прочитать высказывания о слове:

« Если в мире есть вещи,  достойные « чуда», то слово,  бесспорно,  самая первая и самая чудесная из них».   

Л. Успенский

« У земли – ясно солнце, у человека – слово».

Предлагает выбрать девизом  урока понравившееся высказывание,  записать его в тетрадь, выделить  орфограммы:

для 1 высказывания – орфограммы с индексами 5 и 7

для 2 высказывания – орфограммы с индексами 2 и 6

(Девять  правил  орфографии.)                        

Приветствуют учителя, друг друга.

Улыбаются новому уроку.

Дежурные проводят  У П З и пальчиковую гимнастику, используя  индивидуальные палочки.

Учащиеся, посещающие студию художественного слова, разыгрывают пантомиму « Пойми меня без слов».

Фиксируют, что перенять информацию без звуковой оболочки слова сложно. Находят ответ на вопрос: что передаёт точную информацию?

Читают  высказывания, рассуждают, обмениваются  мнениями.

Выбирают  девиз по группам (а-сильная группа).

Записывают высказывания в тетрадь, работая по алгоритму к правилу.

Выделяют орфограммы.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи для себя, опираясь на проблемный вопрос упражнения № 90.

Оценочный лист (начало урока)

Находят проблему. Формулируют тему  урока.

Ставят задачи для себя.    

Организация познавательной деятельности

Предлагает описать щенка по опорным словам к упр. 90

Записать небольшой рассказ.

Обращает внимание на дружеские отношения между человеком  и животными.

Вводит новые знания о жесте. как помощнике в общении на основе рассказа О. Оленчи  ( Приложение № 1)

Предлагает карточки для работы в парах.  ( Приложение № 2)

Организует с учащимися двигательную разминку  « Пальма».

Предлагает найти ответ на вопрос:  Какие жесты  уместны для воспитанного  человека.

Предлагает организовать « Театр  жестов».

Организует деятельность учащихся по заданию  упражнения № 94 для получения информации о фразеологизмах.

 Предлагает каждому учащемуся  самостоятельно выбрать  фразеологизм, который  начинается  с первой  буквы его  имени.

Предлагает записать предложение с выбранным фразеологизмом.

Записывают небольшой рассказ, используя опорные слова.

Обмениваются  тетрадями, читают  рассказы друг друга.

Ставят  взаимооценки  - знаки «!», «+»,«-»

Обмениваются мнениями о дружбе человека с братьями своими меньшими.

Слушают рассказ (читает учитель).

Заполняют карточки в парах, тройке.

Выполняют движения со словами.

Обсуждают, совещаются, делают вывод  о недопустимости некоторых жестов.

Показывают  жесты,  над которыми работали в парах. Делают вывод: уместные жесты украшают общение.

Извлекают информацию о фразеологизмах.

Находят выражения в переносном значении.

Составляют и записывают предложение. Читают друг другу

Закрепление и включение в систему знаний

Предлагает составить и записать памятку об уроке с заданием: закончить предложения.

В  д_лёкие   вр_ мена  люди  общались  при  пом_щи  …

Мы  общаемся , используя … и …  .

Не все жесты  …  .

Составляют памятку.

Записывают составленные предложения в тетрадь.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает проанализировать работу класса на уроке, используя фразеологизмы:

 Работать до седьмого пота.

Зарубить на носу.

Бить баклуши.

Гонять лодыря.

Убить двух зайцев.

Работать засучив рукава.

Работать спустя рукава.

Предлагает соотнести поставленную задачу с результатами урока.

Домашнее задание:

1 уровень – Упр. № 93

2 уровень – на политической карте мира отметить страны, о которых говорится в упражнении

Обучающиеся оценивают коллективную работу  класса.

Заканчивают предложения:

Сегодня на уроке нам удалось…

Мы работали…

Анализируют результаты своей работы по оценочному листу.

Приложение № 3

Благодарят друг друга и учителя за сотрудничество.

                                                                                         

 Приложение № 1

– Сколько языков вы знаете? – спросил я Машу и Петю.

– Русский, – ответил Петя.

– А еще английский учу, – ответила Маша. – Всего получается два.

– Сколько бы языков вы ни знали, вы даже не догадываетесь о том, что кроме этого знаете еще один язык. И это язык жестов.

Маша пожала плечами, а Петя замотал головой.

– Мы не знаем такого языка, – сказали ребята.

– Только что вы пользовались этим языком, – возразил я.

– Вот здорово! – сказал Петя и показал большой палец.

– Восхитительно! – воскликнула Маша, захлопав в ладоши. – Расскажите об этом языке.

– Нет ни одного человека на земле, который бы не пользовался языком жестов, – начал я и поднял вверх указательный палец,            подчеркивая важность темы. – В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов.

Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, был известен еще древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать, оставлять жизнь гладиаторам или нет.

В течение многих веков также считалось: если кто-то при нас чешет голову или теребит одежду, то этим он выражает свое пренебрежение к нам. Образованные люди никогда так не делают.

Петя поднял руку и спросил:

– Значит, все люди на земле могут понять друг друга при помощи жестов?

– Есть жесты, которые стали международными и понятны всем, – ответил я. – Например, поднятая рука – это просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу.

Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом приветствуют слушателей.

А вот эскимосы, приветствуя, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.

Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные.

Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву: держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Помните, Маша, выражая восхищение, захлопала в ладоши? А вот испанец или мексиканец сложит для этого три пальца, прижмет их к губам и воспроизведет звук поцелуя. Бразилец, восторгаясь чем-то, возьмется за мочку уха.

                                                                         

Если испанец или итальянец указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать: «Осторожно!»

Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык, не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

А вот эти жесты во всем мире воспринимаются одинаково. Если во время разговора вы будете махать во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить ему пуговицы, то любому человеку станет ясно: не очень воспитанный.

Палец, приставленный к губам, означает молчание. «Кивая» указательным пальцем, грозят или укоряют. Опустивши голову, показывают печаль.

Изображение пальцем языка змеи в штате Пенджаб (Индия) означает: «Ты лжец!» У русских согнутый палец означает просьбу: «Разогни!» – то есть перестань сочинять!

Порой мы употребляем эти жесты вслед за нашими предками по привычке, без особой нужды. Но иногда без жестов невозможно обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как говорят на разных языках. К тому же им мешает шум на стадионе. Для таких случаев люди придумывают язык профессиональных жестов.

Иногда человек даже не может раскрыть рта для произнесения слов. Например, под водой. И вот тогда без языка профессиональных жестов просто не обойтись. От знания жестов может зависеть жизнь водолаза.

– Ну что ж, настала пора прощаться, – сказал я ребятам. – Русские, прощаясь, машут кистью сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А вот жители Андаманских островов на прощание подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

– Как здорово! – воскликнули Маша и Петя. И на прощание мы подули друг другу на ладошки. Пока!

                                                                                  Приложение № 2

                                                             Задание к карточкам для работы в парах , тройке

1 уровень – найти в тексте значение жеста , предать ему звуковую оболочку.

2 уровень – записать предложение с этим словом.

1 пара : пожать плечами –

2 пара : замотать головой –

3 пара : показать вверх указательный палец –

4 пара : показать вверх большой палец –

5 пара : рукопожатие –

6 пара : палец приставленный к губам –

7 пара : кивать указательным пальцем –

8 пара : опустить голову –

9 пара : махать кистью руки –

10 пара : чесать голову –

11 пара : хлопать собеседника по плечу –

12 пара : крутить пуговицу –

13 пара : рука поднятая вверх –

14 пара : махать руками –

                                                                                 

Приложение № 3

 

                                   Оценочный лист                                                                                   Резерв урока

       

    В начале урока                 Утверждение                       В конце урока                                                    Игра «Шифровальщик»

     

                                   Понимаю роль слова в                                                                                                     Описание игры :

                                   общении.                                                                           Каждую букву русского алфавита можно представить при помощи

                                                                                                                               пальцев двух рук и лица.

                                   Умею использовать жесты и                                           Например : «А» - большой палец вверх

                                   преобразовывать их в слова.                                                                «О» - при помощи губ

                                                                                                                                                    «У» - беремся пальцами за мочку уха

                                   Умею работать со словарем                                                                  «К» - показать кулак

                                   фразеологизмов.                                                              Любое слово можно зашифровать и показать описанным способом.

                                                                                                                              Вариантное название игры – «По – немому».      

                                   Понимаю , что в паре

                                   работать интересней.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Корень слова" урок русского языка во втором классе

Тема урока: Корень слова:Цель: Создать условия для формирования умения распознавать однокоренные слова и выделять корень: уточнение представлений о том, что корни в словах пишутся одинаково; раз...

"Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе

Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.

Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)

В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...