Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы VIII вида
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Мокеева Лариса Викторовна

Закрепление систематизации знаний по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по письму

Дата проведения: 30.11.16.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 3А

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Тема: обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний по обозначению

                      мягкости согласных звуков на письме.

Методическая цель: организация самостоятельной работы обучающихся с использованием карточек-опор, сигнальных

                      карточек, инструкций.   

Виды задач

задачи

Коррекционно-образовательные

- закреплять представление обучающихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;

- совершенствовать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;

- совершенствовать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком;  

- совершенствовать умение объяснять правописание гласных второго ряда перед предшествующим мягким согласным в слове;

- совершенствовать умение объяснять правописание мягкого знака перед предшествующим мягким согласным в слове.

Коррекционно-развивающие

- развивать логическое мышление при работе с загадками;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать память при работе с лото;

- развивать устную и письменную связную речь при выполнении практических заданий;                

- развивать умение формулировать   речевое высказывание и аргументировать своё мнение;

- развивать умение правильно использовать изученные правила в самостоятельной работе.

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать умение слушать учителя, одноклассников;

- воспитывать интерес к предмету через использование компьютерных технологий;

- воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;

Оборудование: 

Сигнальные карточки «ЗВУК», «БУКВА», фишки для твердых и мягких согласных, карточка –инструкция с гласными буквами 1 и 2 ряда, лото с буквами, фигурка медвежонка, карточки – опоры, карточки для индивидуальной работы с дифференцированными заданиями, тетради, цветные карандаши (зеленый, синий, красный), интерактивная доска, презентация урока.

Методы: 

Словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная устная работа с классом, практическая работа с использованием интерактивной доски, сигнальных карточек, инструкций; комментированное письмо, индивидуальная работа в тетрадях, самостоятельная работа.

Технологии: информационно-коммуникативные, проблемный и дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза).    

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Мобилизующий этап

Слайд1, 2

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Приветствие “Здравствуйте!”

Поприветствуем гостей (повернитесь к ним лицом, кивните головой)

Поприветствуем друг друга. Приготовили пальчики.

•        желаю (соприкасаются большими пальцами);

•        успеха (указательными);

•        большого (средними);

•        во всём (безымянными);

•        и везде (мизинцами);

•        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Актуализация опорных знаний и представлений

Слайд 3

Слайд 4

Игра «Закончи предложение»

Будем с вами рассуждать, и друг другу помогать.

- Звуки мы … слышим и произносим

- Буквы мы … видим и пишем

- Звуки бывают … гласные и согласные

- Согласные звуки бывают …твердые и мягкие

- Мягкие согласные выделяем … зеленым цветом

- Твердые согласные выделяем … синим цветом

- Гласные выделяем … красным цветом

Нам сегодня будут помогать волшебные карандаши. Они приготовили для вас сюрпризы за правильные ответы, красивое письмо в тетрадях, за активную работу на уроке.

Готовы работать?

Пальчиковая гимнастика

Медведь в берлоге крепко спит,

всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.        

 Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!  

Откройте тетради

- Как нужно писать в тетради?

Запишите число, «классная работа».

Минутка чистописания

- Определите, какие буквы будем писать.

Они обозначают мягкость согласных.

- Какая буква может быть лишней?

Объясните свой ответ.

Пропишите соединения мягкого знака с гласными буквами.

Подчеркните буквы, которые у вас получились красиво.

 

Игра «Лото»

Волшебные карандаши приготовили для вас игру со звуками. В ней три правила:

- выделить согласный звук на конце слова,    

- определить, твердый он или мягкий,

- закрыть нужный квадратик на карточке правильной фишкой.

Возьмите конверты, достаньте карточки лото, фишки.

Вспомните, какие слова были названы.

Уберите карточки и фишки в конверты.

mzl.yogiqiyf

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец, вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот

Цепочка из пальчиков

Красиво, аккуратно, правильно писать буквы и соединения букв.

я и ю ё е ь

ья ьи ью ье ьё

Оценивание (комментарий, фишки на экране)

Материал: ноябрь, костер, портфель, стакан, пенал, день.

Оценивание (комментарий, фишки на экране)

Развитие умений применять знания.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Сообщение темы урока

Завтра наступает первый зимний день по календарю.

Прочитайте несколько зимних слов: метель, лёд, сосулька.

-Какая буква повторилась в каждом слове?

- Дайте характеристику звуку, который она обозначает. [л'].

- Как обозначена мягкость согласного звука [л'] в этих словах на письме?

 

Сегодня на уроке мы будем выделять мягкие согласные в словах и объяснять, какие буквы обозначают их мягкость на письме.

Если мы хотим узнать,

 Мягкий ли согласный,

 Надо нам на помощь звать

 Букву не напрасно.

 Лишь соседка рассказать

 Сможет очень ясно,

 Как мы будем величать

 Нужный нам согласный.

Возьмите карточки №1, запишите какие буквы обозначают мягкость согласных на письме.

Теперь эта карточка будет вам помогать получить сюрприз от волшебных карандашей.

Словарная работа

Волшебные карандаши загадали для вас слово

Вы сможете назвать новое слово, если успешно справитесь с кодом.

Какое это слово?

Кто такой медведь?

Давайте подберем родственные слова к слову «медведь».

Семья у медведей такая: папа … медведь, мама… медведица, а детеныш … медвежонок. Если один, то говорят медвежонок, а если два, то …. медвежата.   След чей … медвежий.

Запишите в тетради слово «медведь».

Сколько в нем букв? Сколько звуков? Почему звуков меньше, чем букв?  Что обозначает мягкий знак? Где в слове может стоять мягкий знак? Может ли он стоять в начале слова? Почему?

Поставьте ударение. Какую гласную запоминаем?

Разделите слово для переноса.

Выделите мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость?

Выборочное списывание

Волшебники – карандаши приготовили для вас загадку.

Зверь большой и косолапый, 
Он сосет в берлоге лапу.

Кто это? Как вы догадались?

Сделайте в тетради схемы для записи слов.
Выпишите только те слова, в которых есть мягкие согласные.

Какие слова будем записывать?

Какие буквы обозначают мягкость согласного?

Где в слове пишется мягкий знак?

Физминутка

Утомились не на шутку, надо сделать физминутку.

За окном серый кот.
Возле дома где-то бродит.
То уходит, то приходит,
про медведя нам поет.
Спал в берлоге медведь.
А весной медведь проснулся,
Потянулся, повернулся,
Стал от голода реветь.
Он по лесу бродил,
Под кустом искал малину,
Грел на солнце нос и спину,
Рыбу он в реке ловил.

За окном серый кот.
Возле дома где-то бродит.
То уходит, то приходит,
про медведя нам поет.

Буква «л»

н

е

т

в

и

д

ы

м

о

д

ф

е

к

ь

Медведь (            ), мед-ведь

1 гр. – записать родственные слова

медведица, медвежонок.

Комментированное письмо у доски.

    ь: зверь, большой.

        : сосет, берлоге.

Оценивание (комментарий, фишки на экране)

Снятие общего утомления мышц через выполнение движений.

Систематизация и обобщение знаний

Слайд 12

Слайд 13-16

Зрительная гимнастика

Работа с текстом

Прочитайте предложения.

Медведь – большой и очень сильный зверь.

Бурый медведь живет в лесу, любит лазать по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавает. Ходит по лесу осторожно, почти бесшумно.

Медведь ест ягоды, грибы, очень любит малину и мёд. Он отличный рыболов.

Всю зиму медведь спит в берлоге.

Самостоятельная работа

Возьмите карточки №2

Взаимопроверка.

Самопроверка по карточкам

Следить глазами за передвижением медвежонка по контуру линий.

О ком говорится в предложении?

О каких повадках медведя узнали?

Что ест медведь?

Как медведь проводит зиму?

1 группа – спишите предложения про повадки медведя, выделите мягкие согласные.

2 группа – спишите предложения про питание медведя, выделите мягкие согласные.

3 группа –  спишите предложение о том, какой медведь зверь, выделите мягкие согласные.

4 группа – выделите в предложении о том, как медведь проводит зиму, мягкие согласные.

1-2 гр.

3-4 гр.

Оценивание (комментарий, фишки на экране)

Итог урока

Слайд 17,18

Слайд 19

Повторение правила.

Что учились делать на уроке?

Закончить предложение 

Карандаши хотят проверить, как вы усвоили правило.

Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы:__________   и буква ____.

Домашнее задание

Возьмите карточки №3

Оценивание (комментарий)

1-2 группа – списать три предложения на выбор, выделить мягкие согласные

3 группа – списать стихотворение, выделить мягкие согласные

4 группа – раскрасить рисунок, записать слова, выделить мягкие согласные

Рефлексия

Слайд 20

Мы сегодня славно потрудились.

Какое словарное слово выучили?

Какую гласную запоминаем в слове медведь?

Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?

Где в слове может стоять мягкий знак?

Вам понравилось работать на уроке?

Поднимите руки, кому было легко?

А кому было трудно?

Волшебные карандаши предлагают вам оценить свою работу на уроке.

Возьмите карточку №4.

Нарисуйте точку на мишени, чем ближе точка к центру, тем легче вам было работать на уроке.

- Спасибо за урок. Молодцы!

Оценивание (комментарий, наклейки)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе коррекционной школы VIII вида

Данный урок разработан для учащихся 3 - го класса коррекционной школы 8 вида.к6щ7жд Урок в форме новогоднего путишествия. Дааный урок направлен на развитие высших психических процессов и познавательн...

Урок ОБЖ для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Задача взрослых, и родителей и педагогов , состоит а том , чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой опасными ситу...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных  коррекционных образовательных учреждений  VIII вида  В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...

Урок математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида

Занятие предназначено для учащихся 1 класса. Тема урока "Сложение и вычитание в пределах 3". Урок - обобщение. Мотивация данной темы обеспечивается за счет игровой формы проведения урока, использовани...

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  А.К. Аксеновой Э.В.Якубовской Русский язык....