Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 21 век
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Ивлева Татьяна Ивановна

рабочая программа и ктп по русскому языку для 3 класса умк 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_3_klass.doc511.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка

Ивантеевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

 на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

 «30» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

___________/Н.Г.Томилина/

 «29» августа 2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

___________/С.А. Калёнова /

Приказ № _____ от

«31» августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ивлевой Татьяны Ивановны,

 учителя начальных классов

по курсу «Русский язык» 3 класс

«Рассмотрено»

на заседании МО

___________________

дисциплин

Руководитель МО

_____________/Н. Г. Попова/

Протокол № 1 от

«29» августа  2016 г

с. Ивантеевка

                                                                          2016 год

 Приложение №1 к ООП НОО

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» 3 класс адресована обучающимся 3 класса начальной общеобразовательной школы и разработана на основе следующих документов: 1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

2. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования (новая редакция) МОУ «СОШ с. Ивантеевка» , рассмотренная на педагогическом совете №1 от 26.08.2015 и утверждена приказом директора №160 от 31.08.2015;

3. Положение о рабочей программе педагога, рассмотренное на педагогическом совете №1 от 30.08.2016;

4. Приложение № 2 к основной образовательной программе начального  общего образования (новая редакция) МОУ «СОШ с. Ивантеевка»  Учебный план  начального общего образования МОУ «СОШ с. Ивантеевка Ивантеевского района  Саратовской области»  на 2016-2017 учебный год

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения).Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 231с.(Стандарты второго поколения).

6. Программа: Русский язык: 1-4 классы /  С.В. Иванов./   - М.: Вентана – Граф, 2012.

Роль учебного курса предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения  образовательной программы школы.

Курс русского языка 3 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников; направлена на ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке, на формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Основная мысль  программы заключается в том, что систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений взаимодействующих между собой и являющихся основной для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно – коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Главная суть содержания предмета русский язык заключается в том, что к концу обучения  в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребёнок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его субъектом, т.е. школьника учат учить себя  ( учить+ся ), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Отличительной особенностью построения курса "Русского языка" является то, что учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. В связи с этим в программе курса « Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание»  и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет:

успешно  реализовать   цели  развития  логического и абстрактного мышления;

решить   практические   задачи   по   формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

●обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника,  его индивидуальности и способностей;

●методика изучения русского языка ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

●обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

●реализуются основные концепции  лингвистического образования младших школьников;

●применяется интеграция в обучении.

В основу отбора содержания обучения положены важные методические принципы:

1.Анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

2.Возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

3.Взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

4.Соблюдение преемственности с содержанием следующей ступени обучения.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Русский язык», формируемой участниками образовательного процесса

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

В системе предметов общеобразовательной школы учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения курса русского языка – социокультурной и познавательой.

● познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического и логического мышления учеников.

●социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи. А также навыков грамотного, безошибочного письма  как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо           решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике. Грамматики русского языка;

овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;

воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

При изучении данного курса запланировано проведение следующих инновационных форм уроков: урок  – мини-проект; тестирование.

На начальном этапе обучения школьников проводятся развивающие уроки, каждое из которых органично сочетает познавательный материал с развивающим. Познавательный материал, в основном поданный в игровой форме, запоминается детьми с легкостью, а творческие способности развиваются без принуждения. Уроки проходят в быстром, но доступном детям темпе и каждый вид работы оставляет исключительно положительные эмоции, не переутомляя учеников. Комплекс  специально разработанных заданий, упражнений, развивающих игр, направлен на развитие внимания, всех видов памяти, таких способностей мышления, как классификация, обобщение, исключение лишнего, установление логических связей, а также развитие наблюдательности.

На уроках большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ.

Знакомство с речевыми и языковыми  закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. Программа позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы.

Соединение традиционных и новых развивающих методов обучения, использование технических средств, подводит к положительным результатам обучения.

Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Основной формой организации обучения русскому языку в 3 классе является урок

продолжительностью 45 минут.

Основные педагогические технологии -  информационно-коммуникативные технологии,  элементы других технологий: здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, технология тестового контроля, метод проектного обучения.

Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования, связь с практикой

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми;

с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

язык является основным средством познания окружающего мира;

владение родным и государственным языком – это  один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.  

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта. Прочная связь между литературным чтением и русским языком преследует цель – открыть детям родной язык, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Изучение данного курса связано с такими дисциплинами как:                                                              

●литературное чтение – аннотация к прочитанному произведению, запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера и т. д.,

●окружающий мир – описание природы, правильный выбор средств языка;

● математика правильность и выразительность речи при чтении задач; умений учиться,  формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого;

●уроки искусств – отработка грамотности, выразительности, интонации и развития речи

●уроки технологии - перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Курс русского языка для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса русского языка средней общеобразовательной школы и  входит в число дисциплин включенных в учебный план.

Срок  реализации:  2016 – 2017 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 136 часов учебного времени (4 часов в неделю)  на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе  (базовый уровень) и 34 часа учебного времени ( 1 час в неделю) на усиление русского языка

На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка»  на 2016 - 2017 учебный год  отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 учебных часов и 34 часа учебного времени ( 1 час в неделю) на усиление русского языка что составляет  170 учебных часов.

на I полугодие -  77 часов  

на II полугодие - 93 часа

I четверть  –   42 часа

II четверть –  35 часов

III четверть – 52 часа

IV четверть – 41 час

Программа  Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой,С.В.Иванова и М.И.Кузнецовой соотвествует ФГОС 2009 года по русскому языку для 3 класса, поэтому в рабочую программу по сравнении с авторской изменений не внесено.

Резервных часов данной программой не предусмотрено.

Система условных обозначений отсутствует.          

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

  Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

   Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а    

также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

 умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

 умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть

речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе

К концу обучения в 3 классе ученик научится: 

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

● имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

●виды предложений по цели высказывания и интонации;

●главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

● собственные имена существительные;

● личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

● грамматическую основу простого двусоставного предложения;

● в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

● определять род изменяемых имен существительных;

●устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

●задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

●определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

●устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

●находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

●использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

●подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

●определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебни        

●безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов[1];

●проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

●составлять план собственного и предложенного текста;

●определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

●корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

●составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

● приставки, оканчивающиеся на з, с;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

●буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

●буквы и, ы после ц в различных частях слов;

●мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

●безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

●буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

●безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

●раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

●знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:

●проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова

●по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

●устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

●склонять личные местоимения;

●различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

●находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

●самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

●разбирать по членам простое двусоставное предложение;

●применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

●применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

●применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

●при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

●писать подробные изложения;

●создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

●соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Содержание тем учебного курса  «Русский язык» 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Творческие работы и проекты

теоретические

практические

1

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

а) фонетика

б) состав слова

в) синтаксис

г) морфология

62 ч

3 ч

4 ч

18 ч

37 ч

3 ч

4 ч

16 ч

31 ч    

2 ч

6 ч

1п

2

Правописание(формирование навыков грамотного письма)

53 ч

49 ч

4 ч

3

Развитие речи

30 ч

30 ч  

4

Повторение

25 ч

23 ч

2 ч

Итого:

170 часов

156 часов

14 часов

1 п


Календарно – тематический план

Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»

УУД, формируемые на уроке УУД, формируемые на уроке

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

• ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

•определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

•планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах,  памятках);

•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

•участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

•оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

• выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:

• самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;

•определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;

•сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе;

•корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

Личностные:

• освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;

•воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда,  совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности  или  не успешности  учебной деятельности;

•выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

п/п

Тематический блок                        

Тема урока

Кол-во

часов

        дата            

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Тип урока

По плану

По факту

       

                                                                                           I четверть – 42 часа

1

                      Фонетика

Повторение.

1

01.09

зв. и буквы: гласн. и соглас., различен. звуков

обознач. звука  на письме; транскрипция

открытия нового знания

2

Повторение. Правила  написания большой буквы.

1

02.09

повт. написан. прописной буквы: имена собственные, начало предложения

сопоставляют слова, анализируют их

открытия нового знания

3

Фонетический анализ слова.

1

05.09

звуки и буквы; деление слов на слоги; словесное ударение

правила переноса применяют алгоритм фонетический  анализа слова

открытия нового знания

4

Повторение.  Правила переноса слов.

 1

06.09

правила переноса слов

 правила переноса слов;

 примен. изуч. правила

открытия нового знания

5

Повторение. Признаки  и типы текстов

входной мониторинг

1

07.09

типы текста, определ. типа текстов, план

правило подбора заголовка, типы и признаки текста; уметь выделяют главное в тексте, называют признаки типов текстов.

развивающего контроля

6

Фонетический анализ слов.

1

08.09

деление слов на слоги;  различение согласных и гласных, звон. и глух. работа по закрепл. навы- ков различения звуков

омонимы

открытия нового знания

7

Повторение. Правила обозначения гласных после шипящих

1

09.09

обозначение гласных после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу

разъясн. сущность усвоенного правила о написан. жи-ши, ча-ща, чу-щу.

общеметодологичес-кой направленности

8

Повторение. Состав слова.

1

12.09

разбор слова                        по составу

 части слова и их обозначен, образование слов в рус. яз.

открытия нового знания

9

Повторение. Правописание безударных гласных в корне слов.

1

13.09

орфограммы                        корня                      

выделяют безудар. глас.  в корне слов, подбирают проверочные слова, форму  слова, классифиц. слова по наличию (отсутс.) данной орфограммы

открытия нового знания

10

Повторение. Признаки и типы текстов.

1

14.09

тип текста,                            заголовок ,                             план.

различ. предлож. и текст, формулир. основную мысль текста, определ типы текстов, выбир подходящий заголовок, составл. план

открытия нового знания

11

Разбор слова по составу.

1

15.09

 разбор слов                       по составу

составление слов по образцу

общеметодологичес-кой направленности

12

Повторение. Правила правописания согласных в корне.

1

16.09

классификация                слов

правила написания парных согласных в корне слов и на конце; уметь подбирать проверочные слова

общеметодологичес-кой направленности

13

Повторение. Словообразование

1

19.09

слово

применять суффиксы и приставки для образования новых слов

открытия нового знания

14

Повторение. Правила правописания непроизносимых согласных в корне  слова.

1

20.09

непроизносимые согласные

 правило написания непроизн. соглас в корне слова;

открытия нового знания

15

Текст и его заглавие.

1

21.09

окончание текста

 выделяют в тексте главное, доказывают и обосновывают свой выбор

общеметодологичес-кой направленности

16

Текущая контрольная работа. Тема: «Фонетический анализ слова» 

1

22.09

пишут под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания

пишут под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания

развивающего контроля

17

 Повторение. Правописание  суффиксов.

1

23.09

 состав слова.

выделяют  значимые части слова

открытия нового знания

18

 Повторение. Правописание  приставок.

1

26.09

 состав слова.

выделяют  значимые части слова

открытия нового знания

19

 Заглавие и начало текста.

1

27.09

окончание текста

 выделяют в тексте главное, доказывают и обосновывают свой выбор

отработки умений и рефлексии

20

 Предложение и его смысл. Слова в предложении.

1

28.09

Звук – слово – предложение. Виды предложений по цели высказывания

различать слова и предложения

открытия нового знания

21

 Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1

29.09

Чтение предложения со знаками: ?, !, .

определять предлож.по эмоц.окраске

открытия нового знания

22

Диктант (текущий). Тема: повторение орфограмм корня.

1

30.09

смысл предложения,                       границы предложения.

выделяют  связь слов в предложении, различают слово, словосочетание и предложение, составляют из слов предложение

развивающего контроля

23

Работа над ошибками. Разбор слова по составу и словообразование  

1

03.10

 цель высказывания                    предложения.

определ. предложение по цели высказыван. и эмоциональной окрас- ке

отработки умений и рефлексии

24

Последовательность предложений в тексте.

1

04.10

 текст

излагают текст последовательно устно и письменно, восстанавлив. последователь предложений в тексте

отработки умений и рефлексии

25

Деление текста на абзацы.

1

05.10

абзац

делят текст на смы-словые части, видят наруш. последоват. изложения материала, определяют в каждом абзаце микротему, восстанавл. последоват.абзаца.

открытия нового знания

26

Главные члены предложения.

1

06.10

грамматическая                  основа понятие главные члены предложения

наход.  грамматичес-кую основу в предложении, главн. члены предложен.

открытия нового знания

27

Повторение написания разделит. ъ и разделит. ь знаков

1

07.10

разделительные                        знаки

доказывают правильность выбора знака

отработки умений и рефлексии

28

Главные члены предложения.

1

10.10

подлежащее и                                       сказуемое

выделяют в предложе- нии грамматическую основу

открытия нового знания

29

Правописание приставок.

1

11.10

приставка –                     часть слова.

анализируют и писать слова с приставками на з-и с-.

открытия нового знания

30

Приставки, оканчивающиеся на з//с.

1

12.10

приставка-                                            часть слова

примен. правило напис. приставок  на з-и с-.

открытия нового знания

31

Подлежащее.

1

13.10

подлежащее

определяют подлежащее в предложении

открытия нового знания

32

Сказуемое.

1

14.10

сказуемое

находят  сказуемое в предложении

открытия нового знания

33

Написание писем.                                  

1

17.10

план  текста                                      

понятие обращение

открытия нового знания

34

Подлежащее и сказуемое.

1

18.10

 сочетаемость                                     слов.

наход. сказуемое и грамматическую основу.

открытия нового знания

35

Написание писем.

1

19.10

письма

отработки умений и рефлексии

36

Второстепенные члены предложения.

1

20.10

предложение                      

понятия второстепен. члены предложения,   грамматическая  основа, уметь различ. распростр. предложен. и нераспространённые

отработки умений и рефлексии

37

Итоговый  дикт. Тема: орфограммы, изученные во 2 классе

1

21.10

применяют правила

применяют правила

развивающего контроля

38

Работа над ошибками

Обстоятельство.

1

24.10

обстоятельство

различают главные и второстеп. члены

предложения

открытия нового знания

39

Приставка  с.

1

25.10

приставка

выделяют приставку с- в словах

открытия нового знания

40

Обстоятельство.

1

26.10

фразеологизм

 наход. в предложении второстеп. чл. предложения

открытия нового знания

41

Написание  писем.

1

27.10

план    письма                                    

составл. план, корректировать письмо

открытия нового знания

42

Определение.

1

28.10

 определение

понятие определения.

работ. с правилом, разбир. предложения

открытия нового знания

II – четверть 35 часов

43

Определение.

1

09.11

роль и значение  определения

понятие определения.

работ. с правилом, разб. предлож.

открытия нового знания

44

Определение и обстоятельство.

1

10.11

разбор предложений

работают с правилом, разбирают предложения

отработки умений и рефлексии

45

Слова с двумя корнями.

1

11.11

сложные слова

пишут сложные слова

открытия нового знания

46

Соединительные гласные о, е.

1

14.11

соединительные   гласные                                                                        

находят сложн.слова, запис. их прав

открытия нового знания

47

Написание писем.

1

15.11

 начало письма

сост. пример.

план письма, корректируют текст

открытия нового знания

48

Дополнение.

1

16.11

дополнение

разбир. предлож. по чл., наход. доп.  в предложен.

открытия нового знания

49

Буквы о, ё после шипящих в корне.

1

17.11

орфограмма

наход. слова с данной орфограммой

общеметодологичес-кой направленности

50

Дополнение.

1

18.11

значение                                             дополнения

наход.  второстепен. чл. предлож.

открытия нового знания

51

Текущая контрольная работа. Тема: простое  предложение, члены прост ого предложения

1

21.11

применяют изученное правило на практике

применяют изученное правило на практике

развивающего контроля

52

Работа над ошибками

Буквы о, ё после шипящих в корне.

1

22.11

орфограммы                                               корня

 пишут слова с данной орфограммой

открытия нового знания

53

Написание  писем.

1

23.11

фразеологизм

называют  фразеологиз., использов. в тексте письма фразеологиз.

открытия нового знания

54

Однородные члены предложения.

1

24.11

схема                                  предложения

 находят  в предложениях однородные члены и определяют, какими членами предложения они являются

открытия нового знания

55

Обозначение звука  [ы] после [ц].

1

25.11

слова - исключения

наход.  данн.орфограмму в словах,  приёмы проверки.

общеметодологичес-кой направленности

56

Диктант (текущ.) Тема: правописание слов, образо-ванных сложением  о-ё по-сле шипящих, [ы] после ц.

1

28.11

применяют изученное правило на практике

применяют изученное правило на практике

развивающего контроля

57

Раб. над ошибками

Однородные члены предложения.

1

29.11

перечисления

наход. предложен. с закончен. и незакончен. перечислением

открытия нового знания

58

Знаки препинания при однородных членах.

1

30.11

знаки                                                 препинания

знакомство со знаками препинания при однородных членах предложения.

открытия нового знания

59

Написание писем.

1

01.12

текст

составляют план текста

Общеметодологичес-кой направленности

60

Однородные члены предложения.

1

02.12

союзы,                                  интонация

 состав.  предложен. с однородн. чл.

предложения

открытия нового знания

61

Знаки препинания в пред- ложениях с однородными членами предложения.

1

05.12

пунктуация

 доказыв. правильност постанов. знак препин. в предлож. с однород. чл.

открытия нового знания

62

Однородные члены предложения.

1

06.12

связь между                              однородными                            членами

 правил писать предл. с  однород. член, связ. союзами и интонацие

открытия нового знания

63

Итоговая контрольная работа за первое полугодие

 

1

07.12

применяют изученные правила

применяют изученные правила

развивающего контроля

64

Работа над ошибками

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1

08.12

конструирование                            предложений.

выделяют грамм. основы в предложен, устанавл. связь между  однород. членами  предложения

общеметодологичес-кой направленности

65

Написание  писем.

1

09.12

адрес на                                            конверте

подписывают точный адрес на конверте

открытия нового знания

66

Повторение. Фонетика и состав слова.

1

12.12

фонетический                               анализ слов и                              разбор слов                                             по составу

доказывают сущность усвоенных знаний и обосновывают свой выбор

открытия нового знания

67

Повторение. Состав  слова

1

13.12

родственные                    слова

пройденные правила

открытия нового знания

68

Итоговый диктант за I полугодие. Тема: орфограммы, изученные в I-II четвертях 3-го класса.

1

14.12

пишут  под диктовку

 пишут  под диктовку

развивающего контроля

69

Работа над ошибками

Части речи.

1

15.12

части речи

 понятие части речи. различают слова, относящиеся к разным частям речи

открытия нового знания

70

Самостоятельные и служебные части речи.

1

16.12

части речи                                                                        

устанавливают  связь с ранее изученным, находят и определяют части речи

открытия нового знания

71

Повторение. Текст - рассуждение

1

19.12

текст-описание,                                               текст-                                                 повествование

списывают текст создание

текста

отработки умений и рефлексии

72

Имя существительное.

1

20.12

имя  

существительное                                                

 классифицир. сущ. по вопр., различают одушевл. и неодуш. им.  существител.

отработки умений и рефлексии

73

Повторение. Безударные гласные в корне слова

1

21.12

устанавл. связь изучен. на уроке  материала с ранее изуч, примен. прав. на практике

устанавл. связь изучен н на уроке  материала с ранее изуч, примен. прав. на практ

отработки умений и рефлексии

74

Написание изложения.

1

22.12

тип текста,                  смысл текста

 сведен, необход. для напис.излож.

отработки умений и рефлексии

75

Род имён существительных

1

23.12

род имён                                                   существительных

определяют род имен существител.

открытия нового знания

76

Род имён существительных

1

26.12

род имён                                                   существительных

опред.род  им.сущ.

неизм. им.сущ.

открытия нового знания

77

Написание изложения.

1

27.12

текст-описание

передав. содерж. текста, прочит самос.

общеметодологической направленности

III – четверть 52 часа

78

Число имён существительных

1

09.01

единственное и                                                                                                                                          множественное                          число

определяют число имен существительных

открытия нового знания

79

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

1

10.01

мягкий                                                       знак

 примен. правил. напис ь после шипя у  им.сущ.

открытия нового знания

80

Текущая контрольная работа. Тема: части речи, род и число имён существительных

1

11.01

отработки умений и рефлексии

81

Раб. над ошибками

Изменение существите- льных по числам.

1

12.01

число имён

существительных                                        

применяют на практ. ранее изуч. прав, опр род им. сущ.во мн.  ч

отработки умений и рефлексии

82

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных

1

13.01

мягкий                                                       знак

примен. прав. написан. ь после шипящ. у  им. существител.

открытия нового знания

83

Число имён существительных

1

16.01

род и число имён существительных

определ. род им. сущ, ставить им. сущ. в опред. фор.

открытия нового знания

84

Изменение существительных по числам.

1

17.01

применяют на практ. ранее изуч.прав, опр.род им. сущ.во мн. числе

применяют на практ.ранее изуч.прав, опр.род им. сущ.во мн. числе

открытия нового знания

85

Написание изложений.

1

18.01

легенда

передав содерж. услыш. текста

открытия нового знания

86

Изменение существительных по падежам.

1

19.01

изменение                                слова по                                               падежам

понятие изменен.слова по падежам

открытия нового знания

87

Падеж имён существительных

1

20.01

падежные                          вопросы

 опред. падеж им. существит. в предложении

открытия нового знания

88

Падеж имён существительных

1

23.01

косвенный                         падеж

опред.падеж им.существ. в предложении

отработки умений и рефлексии

89

Слова с удвоенными согласными в корне слова.

1

24.01

удвоенные                                         согласные

 пишут слова с удвоен согласными

открытия нового знания

90

Написание  писем.

1

25.01

пересказ                                             от первого  лица.                                    

 восприн. на слух прочит. текст

отработки умений и рефлексии

91

Падеж имён существительных

1

26.01

падеж

 изменяют им.сущ. по падежам

открытия нового знания

92

Суффикс – ок - в именах существительных

1

27.01

суффикс

выделяют значимую часть слова, выдел. суфф.

открытия нового знания

93

Падеж имён существительных

1

30.01

форма творит.                                  падежа                

изменяют им. сущ.по  падеж

общеметодологичес-кой направленности

94

Суффиксы

– ец – и  –иц - и сочетания

 –ичк - и – ечк -

1

31.01

замена звуковой                                       записи слов                                               буквенной.

выдел. в слов. суфф –ец-и –иц-, сочетания –ичк- и –ечк-.

отработки умений и рефлексии

95

Работа с текстом.

1

01.02

текст

различают различн. типы текстов

открытия нового знания

96

Склонение имён существительных

1

02.02

склонение

различают склонения им. существител.

отработки умений и рефлексии

97

Сочетания

 – инк-,енк-

1

03.02

суффикс

 правило напис. сочет –инк- и –енк-.

открытия нового знания

98

Диктант. род, число, падеж, склонение имён существительных

1

06.02

пишут под диктовку

пишут под диктовку

развивающего контроля

99

Работа над ошибками

Склонение имён существительных

1

07.02

склонение

 выделяют основ. грамматич призн. им сущ

открытия нового знания

100

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

1

08.02

падежный                                           вопрос

 безудар. окон им сущ 1-го склонения

отработки умений и рефлексии

101

Работа с текстом.

1

09.02

план                                                       рассказа

правило продолжения текста, выдел главное в тексте

открытия нового знания

102

Склонение имён существительных

1

10.02

несклоняемые имена существительные

склон.

им. существ, классифицир слова по скл.

отработки умений и рефлексии

103

Тест. Тема: род, число, падеж, склонение имён существительных

1

13.02

выполняют тестовые задания

 выполняют тестовые задания

развивающего кон-

троля

104

Правописание безударных окончаний  им. сущ.1-го склонения

1

14.02

таблица падежных                                  окончаний

 объясн. выбор безуд. падеж. оконч.сущ.

отработки умений и рефлексии

105

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

15.02

имена существительные                                      одушевлённые и неодушевлённые

понятие одушев. и неодушев.им.сущ.классифицируют слова

открытия нового знания

106

Правописание безударных окончаний имён сущес твительных 2-го склонения.

1

16.02

безударное                         падежное окончание                                            

безударные окончания им. сущ. 2-го скл.

открытия нового знания

107

Написание   изложений.

1

17.02

 пересказ от первого                                     лица.

пересказыв от перв. лица, корректир. готовый план

открытия нового знания

108

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

20.02

различают им. сущ. одушевл. и неодушевл

Различают им. сущ. одушевл. и неодушев.

отработки умений и рефлек сии

109

Правописание безударных окончаний имён существ 2-го склонения

1

21.02

Опорное                                       слово

разъясняют сущность усвоен правил и примен. их

открытия нового знания

110

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

22.02

собственные и нарицате льные имена

 существительные

 понят. им.существ. собственные и нарицатель.

открытия нового знания

111

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

1

27.02

ударение

правопис. глас в окончан. им существительных после шипящих и ц

открытия нового знания

112

Написание  изложений.

1

28.02

ключевые                                     слова

выпол. порядо дейст при напис.изложе

отработки умений и рефлексии

113

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

01.03

дефис

 классифицируют слова по способу образования

открытия нового знания

114

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

1

02.03

ударение,                               окончание

 развернуто объясняют выбор безударного окончания

открытия нового знания

115

Способы образования имён существительных

1

03.03

уменьшительно-                              ласкательные                                 суффиксы

образовывают имена существительные разными способами

отработки умений и рефлек ии

116

Правописание безударных окончаний  имён существительных 3-го склонения.

1

06.03

правило проверки безударных гласных

находят способ прове рки написания слов

открытия нового знания

117

Написание  изложений.

1

07.03

последовательность абзацев в тексте

создание текста

отработки умений и рефлексии

118

Повторение.  Фонетика  и состав слова.

1

09.03

Значение                                  слова

применяют правила

отработки умений и рефлексии

119

Итогов.контр. работа. Тема: род, число, падеж, склонен. им.существ, существ-ные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

1

10.03

правописание слов

применяют правила

развивающего контроля

120

Повторение. Правописание безударных окончаний имён сущ-ных 1-го, 2-го и 3-го скл.

1

13.03

безударные                          окончания

применяют правила, изученные на предыдущих уроках

отработки умений и рефлексии

121

Имя прилагательное.

1

14.03

начальная                                         форма                                           имени                                                прилагательного

Классифицир.им. прилагат., согласовывают с им.существ., виделяют связь ме-у им. прил. и им. сущ.

отработки умений и рефлексии

122

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

1

15.03

окончание                           имён                                                  существительных.

изменяют им. сущ. по числ и падежам, правиль пишут безударн.окончания им. сущ-х мн. чис.

открытия нового знания

123

Итоговый диктант. Тема:  орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса.

1

16.03

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

применяют правила, изученные на предыдущих уроках

развивающего контроля

124

Раб.над ошиб.

Повторение.

1

17.03

синонимы.

восстанавлив. порядок предложен.в тексте, подбир.загол, составлять план

отработки умений и рефлексии

125

Имя прилагательное

1

20.03

признак                                    предмета

изменяют им.прилаг. по род. и числам

отработки умений и рефлексии

126

Правописание безударных окончаний имён существительных

1

21.03

форма                                           слова.

правопис.безударных окончаний им.сущ-ных.

отработки умений и рефлексии

127

Имя прилагательное.

1

22.03

сказуемое

определяют синтак - кую роль им.прил. в предложени

открытия нового знания

128

Правописание имён существительных на – ий, - ия, - ие.

1

23.03

устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания

 окончания имён существительных на – ий, - ия, - ие

открытия нового знания

129

Правописание имён существительных на – ий, - ия, - ие.

1

24.03

опорные слова

 пишут оконч. имён существ. на – ий, - ия, - ие, устанавлив связь изучен.материала с ранее пройде, примен ять получ. знания

общеметодологичес-кой направленности

IV – четверть 41  час

130

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных

1

03.04

ударение

 применяют знания о правописании безуд. окончан им.сущ.

общеметодологичес-кой направленности

131

Качественные имена прилагательные.

1

04.04

 качественные имена  прилагательные                                                      

 сравнивают признаки предмета, различать имена прилагательные подбирать антонимы к ним

открытия нового знания

132

Качественные имена прилагательные.

1

05.04

 качественные имена  прилагательные                                                      

 сравнивают признаки предмета, различать имена прилагательные  подбирать антонимы к ним

общеметодологичес-кой направленности

133

Изложение с элементами сочинения.

1

06.04

кавычки,  тире,  диалог                                                                            

текст-рассужден,

уметь анализи текст, самостоят. пишут текст по данному плану

урок-исследование(творчества)

134

Правописание окончаний имён прилагательных

1

07.04

сравнивают признаки предметов, выполнять упражнен.с комментиров,

знать, что показывает

сравнительная  превосходная степень им прилагател

  упражнен.с комментиров,

знать, что показывает

сравнительная  превосходная степень им прилагател

общеметодологичес-кой направленности

135

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

10.04

падеж

изменяют им. прил.по падежам

открытия нового знания

136

Написание  изложений.

1

11.04

письменный                              пересказ

излож. с элемен. сочин.,уметь  анализир , составл. план, письменно пересказ. текст с элемен сочинения

урок-исследование(творчества)

137

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

1

12.04

работают в парах по исправлению ошибок, в образовании форм сравнител. степ. качеств. прилагател

работают в парах по исправлению ошибок, в образовании форм сравнител. степ. качеств. прилагател

отработки умений и рефлексии

138

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

13.04

орфограмма

пользуются изученным правилом

открытия нового знания

139

Краткая форма качественных имён прилагательных.

1

14.04

пейзаж

расширение

словарного

запаса

открытия нового знания

140

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

17.04

словосочетания                                  

правило проверки слов

общеметодологичес-кой направленности

141

Промежуточная аттестация

1

18.04

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

применяют правила, изученные на предыдущих уроках

развивающего контроля

142

Написание сочинений.

1

19.04

сочинение

создание текста

урок-исследование(творчества)

143

Относительные имена прилагательные.

1

20.04

относительные                           имена                                                 прилагательные

классифицир им.прилагат, которые имеют степени сравн

открытия нового знания

144

Правописание относительных имён прилагательных.

1

21.04

басни                                        Эзопа

 правило правописания –н- и –нн-. классиф слова с –н- и –нн-

открытия нового знания

145

Образование относительных имён прилагательных

1

24.04

приставка,                          корень,                                   суффикс

относительные имена прилагат.

урок-исследование

146

Правописание относительных имён прилагательных.

1

25.04

образуют слова по схемам

образуют слова по схемам

общеметодологичес-кой направленности

147

Написание сочинений.

1

26.04

повествование,                                                   описание,                                                       рассуждение

анализи текст и обсуж.

план, создав.

собств.текст

общеметодологичес-кой направленности

148

Относительные имена прилагательные.

1

27.04

качествен.и относительн. им. прилагат

 качествен.и относительн. им. прилагат.

открытия нового знания

149

Правописание относительных имён прилагательных.

1

28.04

относител. им. прилагател

 относител. им. прилагател

общеметодологичес-кой направленности

150

Притяжательные имена прилагательные.

02.05

притяжатель-                               ные  прилага -                тельные.

отличают качествен.и относительн. им.прилагат.

открытия нового знания

151

Текущ.контрол работа.  Тема: имя прилаг.  и его грамматические признаки.

1

03.05

применяют изученные правила

 

развивающего контроля

152

Притяжательные имена прилагательные.

1

04.05

суффиксы                 притяжательных                          прилагательных.

выделяют суффиксы им. прилагательн.

открытия нового знания

153

Правописание притяжательных прилагательных

1

05.05

Притяжательные имена прилагательные

 притяжательн им. прилагат.

общеметодологичес-кой направленности

154

Повторение. Текст-описание

1

10.05

абзац восстанавливают текст по его частям

 восстанавливают текст по его частям

общеметодологичес-кой направленности

155

Повторение. Фонетика .

1

11.05

фонетический                              анализ слов.

выполняют фонетический анализ слов

открытия нового знания

156

Повторение. Состав слова.

12.05

выполн. фонетического анализа слов и разбор по составу

выполн. фонетический анализ слов и разбор по составу

открытия нового знания

157

Правописание краткой формы имён прилагательных

1

15.05

формулир. правило

образов кратк. форму им. прилагат.,  

открытия нового знания

158

Правописание краткой формы имён прилагательных.

1

16.05

краткая форма                            имён                                               прилагательных.

образуют кратк. форму имён прила- гательных, формулир.  правило

открытия нового знания

159

Местоимение

1

17.05

знакомятся с понятием «местоимение»

понятие местоимение.

открытия нового знания

160

Работа с текстом.

1

18.05

работают в группах

 

открытия нового знания

161

Личные местоимения.

1

19.05

личные                                                местоимения

находят местоимения

открытия нового знания

162

Личные местоимения.

1

22.05

1-е, 2-е, 3-е                                                    лицо

пользуются правилом

отработки умений и рефлексии

163

Итог.  контрольный  диктант за 3 класс Тема: орфограммы и пунктаци-

онные правила, изученные в 3 классе.

1

23.05

выполняют грамматические задания в диктанте

грамматические задания в диктанте

развивающего контроля

164

Анализ итогового контрольного диктанта.

1

24.05

анализируют ошибки, допущенные в диктанте

отработки умений и рефлексии

165

Правописание местоимений с предлогами.

1

25.05

предлог

 имена существитель- ные местоимениям

отработки умений и рефлексии

166

Повторение. Текст-описание

1

26.05

повторяют понятие «былина»

отработки умений и рефлексии

167

Изменение местоимений.

1

29.05

изменяют местоимения по падежам

 местоимения по падежам

отработки умений и рефлексии

168

Правописание местоимений.

1

30.05

орфограммы

имена существитель ные местоимениями

открытия нового знания

169

Изменение местоимений.

1

31.05

определяют грамматические признаки местоимений

местоимения с предлогом

отработки умений и рефлексии

170

Закрепление изученного.Повторение пройденного.

1

01.06

повторяют изученные орфограммы

 изученные орфограммы

отработки умений и рефлексии

        


Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический  комплект Начальная школа XXI века разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. Учебно-методический комплект  выпускает Издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Учебный методический комплект ученика  

1 С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык» 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./.-3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

2.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» в 2 ч к учебнику «Русский язык»: 3 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.

3. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» 3 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя.

1. Программы: Н.Ф.Виноградова  (руководитель), М.: «Вентана-Граф», 2012.

2.С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова,Л.В.Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык» 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

3.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» в 2 ч к учебнику «Русский язык»: 3 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2014.- 112 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

4.Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2014.- 112 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

5.Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: 2 – 4 классы, 2012г. / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – 4-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2012.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

6. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы. В. А. Шукейло, – М.: Вентана-Граф, 2007.

Специфическое оборудование:

Печатные средства обучения

1.Учебные таблицы  к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

3.Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.

6.Плакат с алфавитом, написанным курсивным  шрифтом

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером.

3.Проектор.

Список дополнительной литературы для учащихся

1.Л.А.Ефросинина «Книгочей» Словарь – справочник по литературному чтению 1- 4 классы, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.                                                                                                                    

2.Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.

3.Михайлова С. Ю.Дружим с русским языком: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.

4.Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.

5.Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Граф, 2009.

6.Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005

7.Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005

Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

Медиаресурсы и Интернет-ресурсы

2.CD-ROM Видеоуроки.        

Русский язык

Создано ООО «Открытый урок» . По заказу ООО «Инфоурок».

2.Интернет- ресурсы. http://nachalka.info/     http://www.openclass.ru http://festival.1september.ru  http://www.uchportal.ru http://infourok.ru/nachalnye-klassy   http://www.uroki.net/                                                                                                                              Про школу. ру

Презентации к урокам

1.Текст. Предложение.

2.Главные и второстепенные члены предложения.

3.Словосочетание и предложение. Простое и сложное предложение.

4.Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, амонимы.

5.Части речи.

6. Слово и слог. Звуки и буквы

7.Однокоренные слова. Корень слова и окончание.

8. Приставки и их значение.

9. Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

10.Правописание слов с безударными гласными в корне.

11.Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

12.Слова с непроизносимыми  и двойными согласными в корне

13.Приставки и предлоги.

14.Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

15.Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

16.Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.

17.Изменение имён существительных по падежам (склонение)

18.Имя прилагательное как часть речи.

19.Изменение имён прилагательных по родам и числам.

20.Местоимение и его употребление в тексте.

21. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам.

Приложение         к программе                                                                № 1

Темы творческих работ учащихся

        

№п/п

Темы творческих работ учащихся

Форма работы

Сроки

1

«Падеж имён существительных»

мини-проект

ур. .№ 87

Приложение         к программе                                                                № 2

№ п/п

№ урока

Темы плановых контрольных уроков

Дата

1

№ 5

Входной мониторинг.

07.09

2.

№ 15

Контрольная работа Тема: «Фонетический анализ слов».

21.09

3.

№ 22

Диктант «Повторение орфограмм».        

30.09

4.

№ 37

Итоговый диктант. «Орфограммы, изученные во 2 классе».        

21.10

5.

№ 51

Контрольная работа Тема: «Простое предложение, члены простого предложения».        

21.11

6.

№ 56

Диктант «Правописание слов, образованных сложением  о-ё пос ле шипящих, [ы] после ц».

28.11

7.

№ 63

Итоговая контрольная работа за первое полугодие.

Мониторинг за первое полугодие.

07.12

8.

№ 68

Итоговый диктант. «Орфограммы, изученные в I и  II четвертях 3 класса».

14.12

9.

№ 80

Контрольная работа «Части речи, род и  число имён существительных».                

11.01

10.

№ 98

Диктант «Род, число, падеж, склонение имён существительных»

06.02

11.

№ 103

Тестирование.

 «Род, число, падеж, склонение имён существительных»        

13.02

12.

№119

Итоговая контрольная работа «Род, число, падеж, склонение имён существительных, существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные».        

10.03

13.

№ 123

Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса».

16.03

14.

№ 141

Промежуточная аттестация

18.04

15.

№ 150

Контрольная работа «Имя прилагательное и его грамматические признаки».                

02.05

16.

№ 162

Итоговый диктант «Орфограммы и пунктационные правила, изученные  в 3 классе» Итоговый мониторинг.

22.05

Инструментарий для оценивания результатов

●комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

●тесты по изученной, теме, разделу;

●образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального  образования по русскому языку,

●спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов;

●демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.

●тесты, контрольные работы.

●итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

●контрольные работы для проверки умений  (в конце первого и второго полугодий).

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Система оценки достижений учащихся:

В МОУ «СОШ с. Ивантеевка» оценочная деятельность осуществляется на основе локального акта «Положение о системе оценок, порядке, формах и периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальных классов  МОУ «СОШ с. Ивантеевка».

Знания и умения учащихся по предмету оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной  цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:

●Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.

●Принцип дифференциации

●Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий, диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

●нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

●неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

●отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

●наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;

●существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

●отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

●употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

●два исправления;

●две пунктуационные ошибки;

●повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

●две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

●повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
●при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
●дважды написано одно и то же слово в предложении;

●недописанное слово.

Недочеты:
●отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

●отсутствие красной строки;

●незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

●ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

●единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.  После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

●главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

●умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Характеристика  цифровой оценки (отметки)
 

 "5" - ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

"4" - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

 "3" - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

"2" - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

           При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок  в итоговых письменных работах,  при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

-

-

-

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

"3"

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

 "5" - ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

"4" - ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

 "3"- ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
"2" - ставится за диктант, в котором 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

        В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.  Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

        Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.

       При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
"5" - ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления). "4" -  ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
 "3" - ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.

 "2" - ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

        Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
            Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

"5" -  ставится за безошибочное выполнение работы;

"4" -  ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

"3" -  ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

"2" -  ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" – все  предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" – все  задания с незначительными погрешностями;                                         "НИЗКИЙ" – выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень

          0 - 60%

        60 - 77%

       77 - 90%

        90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Средства контроля (система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

Диктант

4

Изложение

Словарный диктант

4

Тестирование

2

Контрольная  работа

4

Комплексная итоговая работа

1

Итого

15

 Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

Система условных обозначений отсутствует.         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век - 4 класс

«Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »____________...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....