Конспект АМО-урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Антоненко Елена Владимировна

Конспект АМО-урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_amo_-_uroka_2_kl._antonimy.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Учитель начальных классов МБОУ ВСОШ№2  Антоненко Елена Владимировна

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

2 «А» класс,  общеобразовательный,  22 человека

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия

Развитие речи.

Слова-антонимы.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  «Русский язык» 2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок ознакомления с новым материалом.

Данный урок взаимосвязан с предыдущим уроком, на котором дети знакомились со словами – синонимами и со следующим, на котором дети будут развивать умения находить среди слов синонимы и антонимы.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Во 2 «А» классе  22 обучающихся: 10 девочек и 12 мальчиков. Большинство детей проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности. Самостоятельность в работе над учебными задачами проявляют большинство учащихся. Они умеют работать по плану, использовать памятки, алгоритмы. Смена видов деятельности, положительная мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и  во внеурочной деятельности. Большинство обучающихся в классе - это аудиалы и визуалы. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Трудности в учёбе испытывают трое учащихся. Слабая развитость личностных и регулятивных универсальных действий требует их индивидуального сопровождения. Анализируя первый год обучения, можно сделать следующие выводы. Это уже коллектив, над сплочением которого нужно продолжать работать. Отмечу доброжелательные отношения мальчиков и девочек. Весь класс принимает активное участие в общешкольной жизни. Формальных лидеров в классе двое. Они положительно влияют на учащихся класса. “Отверженных” учащихся в классе нет.

Цели урока/ занятия

Создать условия для ознакомления с понятием "антонимы"; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте, определять значение слова с помощью словаря.

Задачи урока/ занятия

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы; познакомить обучающихся со словарем антонимов.

Развивающие: содействовать развитию речи обучающихся, лексического внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря обучающихся.

Воспитательные: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия, воспитание коммуникативности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Планируемые результаты (предметные) - объясняют понятие «антонимы»; осуществляют подбор антонимов; используют антонимы в устной и письменной речи.

УУД (метапредметные)

П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р - оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К - формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Антонимы. Использование антонимов в тексте. Имена существительные. Словарь антонимов.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Создание благоприятного эмоционального начала урока

Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации

                                                      1 мин

                                                Добро в ладошках

                                              заимствованный

Цели и задачи метода:

создание атмосферы дружелюбия и симпатии, положительного настроя на работу      

Дети соединяют ладоши, собрав в них свое добро и передают его соседу.

Добрый день, ребята!

-Сегодня у нас с вами  урок  развития речи.

 Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.

 А теперь соедините свои ладошки, собрав в них свое добро и  передайте его соседу.

-Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;  

проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя

-Социальная:

способность относиться к окружающим с уважением и добротой

Интересное начало урока.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

         Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения                      

                                                       4 мин

                                        Разгадывание кроссворда

                                                 адаптированный

Цель: сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Кроссворд со словарными словами. Ключевое слово - антонимы.

-А теперь, ребята, давайте разгадаем кроссворд и узнаем какова тема сегодняшнего урока.

Дети разгадывают кроссворд и находят ключевое слово - антонимы.

-Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу урока, работая в зонах малой активности.

Презентация на основе стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»  (нахождение слов- антонимов и наблюдение за ними)

-Регулятивные:

умение определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке (действие по алгоритму).

-Коммуникативная:  способность к речевому общению и умение слушать.

-Информационная: способность читать кроссворды

-Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам;

Активизация мыслительной деятельности

Обучающиеся сами формулируют учебную задачу

Определение ожиданий и опасений обучающихся

Концентраци внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

                                                                                           4 мин

                                                                                    Фруктовый   сад

                                                                                   заимствованный

Цель: результаты применения метода позволят  учителю лучше понять класс и каждого ученика, опасения и ожидания детей.

Предварительная подготовка: приготовить плакаты с деревьями, вырезать карточки с фруктами.

Проведение: На доске плакаты с деревьями «Яблоня»  и «Лимонное дерево». У каждого учащегося есть плоды (лимоны и яблоки), готовы маркеры для записи. Учитель  предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. После того, как все ученики запишут свои опасения и ожидания на фруктах и прикрепят их к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Свои опасения и ожидания учащиеся пишут на карточках с фруктами.

-Коммуникативные:  

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-Социальная

- Коммуникативная: умение осуществлять продуктивное взаимодействие

 

Создание психологически- комфортной обстановки.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут

                                                             Сообщение нового материала

                                                                                  10 мин

                                                                                  Кластер

                                                                            заимствованный

Цель: Сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер- гроздь, схема, наглядная таблица. На основе изученного материала по теме «Слова-синонимы» аналогично учащиеся составляют кластер  «Слова-антонимы»

        

Учитель организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Из истории языка»

Работа со словарем.

Нахождение в толковом словаре слова «антонимы» и ознакомление с его значением.

Знакомство со словарем антонимов.

Приведение примеров из словаря.

Выполнение упражнения №1

Дети  выписывают из пословиц антонимы.

Построение кластера (аналогичную работу дети выполняли по теме «Слова-синонимы»)

Выполнение упражнения №2

Необходимо подобрать антонимы к словам - белый, далеко, брать, друг. Записать пары слов.

Учитель предлагает поиграть.

Дети досказывают пропущенные слова.

Игра «наоборот»,

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я, слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…!

-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 -Регулятивные: умение

проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.  

-Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам;

моделирование изучаемого содержания.

-Интеллектуальная:  развитие способности  выполнять логические операции.

-Социальная: умение включиться  в совместную деятельность со сверстниками и взрослым, умеет сдерживать себя, управлять своим поведением.

Систематизация полученных знаний

                                                                                                                                   Проработка содержания темы

                                                                                                                                                                                    Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

                                                                                                                                                                                                        17 мин

                                                                                                                                                                                       Автобусная остановка

                                                   Заимств                                                                                                                         заимствованный

ованный

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

Количество участников: весь класс

Необходимые материалы:

листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (3 группы по 7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Задание для 1 группы

Выполнение упражнения №3

К словам первого столбика подобрать подходящие антонимы из второго столбика. Записать пары слов.

молодой                старость

весело                         южный

север                  юг

веселый                          грустный

молодость                      грустно

северный               старый

Аналогичные задания даются 2 и 3 группе (слова подбираются другие)

-Регулятивные:

умение оценить свое участие в работе группы.

-Коммуникативные:  

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Компетенция построения эффективного группового взаимодействия

-Интеллектуальная:  развитие способности  выполнять логические операции.

-Социальная: умение включиться  в совместную деятельность со сверстниками и взрослым, умеет сдерживать себя, управлять своим поведением.

-Учебно-познавательная:  способность передать свои знания  в ходе выполнения задания;

- Коммуникативная: умение осуществлять продуктивное взаимодействие

Включение в урок групповой работы.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

                                              5 мин

                     Земля, воздух, огонь и вода

                                   заимствованный

Цель:  повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс. 

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

 

Учитель дает команду. Ученики изображают одно из состояний- воздух, землю, огонь или воду.

Рефлексия

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

                                        4 мин

                                        Ромашка

           адаптированный

Цель:  эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока

Численность- весь класс

Предварительная подготовка:

Цветок ромашки с лепестками, вырезанный из бумаги. На обратной стороне лепестков - вопросы по теме урока  «Антонимы»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу  передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестков.

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу  передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестков.

Учитель оценивает работу класса на уроке, отмечает обучающихся, которые весь урок работали плодотворно, подбадривает тех, у кого возникли затруднения на различных этапах урока.

Домашнее задание дифференцированное (базовый уровень - Упр.№4 стр.63;

повышенный уровень - Найти и записать пословицы, в которых употребляются антонимы.

 -Регулятивные

умение оценить свое участие в работе на уроке

-Коммуникативная:

умение  правильно выполнять самооценку, взаимооценку;

-Социальная: развивать умение честно доказывать свое мнение, опираясь на свои знания.

 

Заполнение карты интеллектуала.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Поставленной цели урок достиг, были созданы условия для формирования предметных и метапредметных действий. Урок проводился во 2  классе, а для данного возраста учащихся характерна игровая форма обучения. Поэтому применялись такие АМО как «Разгадывание кроссворда», «Фруктовый сад», «Кластер», «Автобусная остановка», которые дают возможность быстро включиться в процесс познания, мотивируют на активную деятельность, сопутствуют формированию познавательных и учебных действий. Использование презентации, методов  групповой формы работы, игры, способствовали раскрытию темы и усвоению материала.

    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей личности. Этот урок построен так, чтобы  знания были у учащихся актуальные. Ученики могли осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. В течение всего урока у учащихся формировались коммуникативные действия в парах, группах, коллективе.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Планируемые результаты (предметные) - объясняют понятие «антонимы»; осуществляют подбор антонимов; используют антонимы в тексте.

УУД (метапредметные)

П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р - оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К - формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы.

Способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

 Всем  учащимся  понятна новая тема урока. Все учащиеся, даже самые слабые, были активны и увлечены работой. Многие проявляли инициативу и самостоятельность. Доброжелательная обстановка сохранялась на протяжении всего урока

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

На уроке создавались условия  для формирования  познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

•        деятельностных, ( «Кластер», «Автобусная остановка»)

•        компетентностно-ориентированных (развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему, использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации)

•        информационно-коммуникативных (наглядность, раздаточный материал, работа в группах, коллективная работа);

•        здоровьесберегающих (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминуткой)

•        духовно-нравственное развитие (АМО «Добро в ладошках» в начале урока позволил развить способность учащихся относиться к окружающим с уважением и добротой.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Методическая ценность  урока/занятия

Урок  с использованием АМО  способствует повышению его эффективности, рациональной организации учебной деятельности.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Использование интерактивной Smart доски для актуализации (кроссворд  ключевое слово - антонимы)

Использование презентации в программе Power Point на основе стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Плакаты с деревьями «Яблоня» и «Лимонное дерево»

 Плоды ( вырезанные из бумаги лимоны и яблоки), 

Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры  (для организации групповой работы - АМО «Автобусная остановка»)

Цветок ромашки с вопросами на обратной стороне лепестков (Рефлексия)

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Технологические карты уроков по учебнику С.В. Иванова «Русский язык»

Копилочка АМО

Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык» 2 класс С.В. Иванов

Электронный курс «Активные методы обучения -  Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru   

Примечания автора/ов

Урок развития речи может быть универсальным и использоваться с другими УМК.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...