Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Семенюк Марина Сергеевна

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Тип урока: комбинированный ( урок развития умений и навыков)

Методы: словесный, наглядный, практический, моделирование.

Организационные формы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная, консультационная.

Оборудование: учебники, карточки – задания, листы обратной связи, карточки – схемы, алгоритмы.

Цель: формировать умение оформлять цитату в виде предложения с прямой речью

- выявление умения выделять цитату из текста;

-формирование умения ставить знаки препинания, необходимые в оформлении цитаты в виде предложения с прямой речью;

-формирование умения  работать со схемами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klas.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Характеристика

         В классе 25 человек: 10девочек, 15мальчиков,  23 человека  обучаются по программе «Школа 2100..» Р.Н. Бунеев,

Е.В.Бунеева,  2 человека обучаются  по специальной (коррекционной) программе школы  VII вида.  

        В данном классе Лена (28.08.2002) обучается с 1 класса, переведена на обучение  по программе  VII вида с 10.01.2011года.

На контакт идет неохотно. Темп деятельности медленный. Нуждается в повторении инструкции  и её разъяснении. Воспроизведение слов сложного звуко-слогового состава в медленном темпе. Словарный запас не соответствует  возрастному уровню. Самостоятельно высказываться затрудняется. В интеллектуальной деятельности разлажена целеустремленность, наблюдается затруднение в концентрации внимания .Недостатки чтения и письма обусловлены общим недоразвитием речи IV уровня у ребенка с дизартрией. Обучение ведется с учетом коррекционных методов и приемов работы с  аутичным  ребенком.

       Виталий (23.12.2002) обучается по программе VII вида с 17.01.2011года. Ребенок часто болеет( соматически ослаблен), много пропусков по болезни, поэтому программный материал усваивается сложно. Нуждается в повторении инструкций. Словарный запас снижен. При ответах пользуется фразой несложной конструкции. Организовать свою деятельность самостоятельно не может, невнимателен, быстро устает, отвлекается. Темп работы медленный, к концу работы отмечается снижение концентрации внимания. Недостатки чтения и письма обусловлены общим недоразвитием речи  IV уровня у ребенка с дизартрией.

МБОУ  «СОШ№4» Красноярский край ,город Ачинск

Учитель начальных классов :  Семенюк Марина Сергеевна

Программы обучения: «Школа 2100…»(Бунеев Р.Н.),  программа специальной (коррекционной) школы VII вида, автор С.Г.Шевченко.

Класс:4

Урок: русский язык

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Тип урока: комбинированный ( урок развития умений и навыков)

Методы: словесный, наглядный, практический, моделирование.

Организационные формы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная, консультационная.

Оборудование: учебники, карточки – задания, листы обратной связи, карточки – схемы, алгоритмы.

Цель: формировать умение оформлять цитату в виде предложения с прямой речью

- выявление умения выделять цитату из текста;

-формирование умения ставить знаки препинания, необходимые в оформлении цитаты в виде предложения с прямой речью;

-формирование умения  работать со схемами;

Результат:  находит цитату в тексте;  определяет слова автора и прямую речь в цитате;  умеет применять правило постановки знаков в предложении с прямой речью (анализ строения предложений с прямой речью); умеет составлять схемы предложений с прямой речью.

Тема VIIвида: Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью

Цель VII вида: формировать умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью;

                          совершенствовать умение составлять схемы предложений с прямой речью

Результат: знает знаки препинания, необходимые для оформления предложения с прямой речью; знает правило; применяет правило постановки знаков препинания на практике; умеет составлять схемы с помощью алгоритма.

Коррекционно-развивающая цель:  развивать речь учащихся, через пополнение словарного запаса (новые слова «сознательное, бессознательное» слова автора, прямая речь, тире, двоеточие, кавычки); развивать память, внимание, наглядно-образное мышление через работу с загадками, схемами, текстами; развивать умение удерживать учебную задачу.

Результат: объясняет, понимает значения слов; демонстрирует умение использовать в речи необходимые понятия; демонстрирует интерес к качественному результату выполнения задания; удерживает учебную задачу и сравнивает полученный результат с  правильным.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся VII вида

1.Мобилизующий

психологический настрой

(2мин)

Организовать

 учащихся на учебную деятельность

Приветствует детей, напоминает учащимся об организации рабочего места, настраивает на работу.

Настраиваются на работу

Настраиваются на работу

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка ЗУН

4мин

Повторить изученный материал, исправить, уточнить ответы учащихся

Прочитайте загадки, обсудите о каком знаке препинания идет речь, отметьте знак на карточке.

:, - (двоеточие, тире)

Проверка :  Один читает загадку, другой знак отгадку.

Вывод: когда в предложении с прямой речью ставим : ?

Когда ставим тире?

А теперь вспомним схемы предложений с прямой речью.

Запишите схемы предложений, если слова автора стоят впереди прямой речи.

Проверим записи по доске, отнесемся, поставим +, если такая схема у вас есть.

Встаньте те, кто выполнил без ошибок, молодцы, спасибо, благодарим.

Теперь запишите схемы, если слова автора стоят после прямой речи.

Проверяют, относятся.

Вывод:

Один читает, обсуждают, 2  отмечает  знак отгадку.

Карточка№1

1. Точка сверху, точка снизу.

Я во всем порядок вижу.(___)

2.Я - минус в математике, но знак другой в грамматике.(___)

Проверяют, ставят знак + , если правильно отгадали.

Когда слова автора стоят впереди  прямой речи.

Когда слова автора стоят после прямой речи.

Дети записывают на листах, обратная связь и показывают учителю, поднимая их.

А: «П.» +

 А: «П?»

 А: «П!»

  А: «П…»

«П»,-а.+

«П!» -а.

«П?» -а.

«П…» -а.

Если слова автора стоят

впереди, то ставим : и пишем с большой буквы.

 Если слова автора стоят после прямой речи, то ставим тире,  «П»,

и слова автора пишем с маленькой буквы.

Один читает, обсуждают, 2 отмечает на карточке знак отгадку

Карточка№1

1. Точка сверху, точка снизу.

Я во всем порядок вижу.(____)

2.Я - минус в математике, но знак другой в грамматике.(___)

Проверяют, ставят знак + , если правильно отгадали

Когда слова автора стоят впереди  прямой речи.

Когда слова автора стоят после прямой речи.

Дети работают с карточками – схемами, составляют.

А

:

«П.»+

А

:

«П?»

А

:

«П!»

А

:

«П…»

 «П»,

-

а.+

«П!»

-

а.

«П?»

-

а.

«П…»

-

а.

Повторяют правило

Если слова автора стоят впереди, то ставим : и пишем с большой буквы.

 Если слова автора стоят после прямой речи, то ставим тире,  «П»,

и слова автора пишем с маленькой буквы.

3. Постановка целей и задач.

10мин

Активизировать познавательную деятельность, Сформировать познавательный интерес к изучаемой теме

Работают в группе.

Прочитайте предложение.

Как оформлено это предложение? Что это?

Что такое цитата?

Найдите значение этого слова в словаре на странице137,  подчеркните

Можно записать цитату в виде предложения с прямой речью?

-Значит, какова тема урока?

- Какую цель поставим на урок?

(фиксирую ответы на доске)

Дети работают в группе. 1читает, обсуждают, предлагают ответ.

Карточка№2.

« Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь».

Константин Паустовский

Это цитата.

Зачитывают значение слова из словаря, соотнося со своим ответом

Наверно, можно.

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Научиться записывать цитату в виде предложения с прямой речью.

Консультанты в группах изучают алгоритм работы для дальнейшей помощи.

Карточка№2.

« Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь».

Константин Паустовский

Карточка№3

Алгоритм

1.определи, где прямая речь.

(дословное утверждение)

2.определи, где слова автора

(кто автор слов)

3.определи постановку знаков препинани

Кто автор слов, приведенных без изменения? (это автор)

Какие слова приведены дословно?

(это прямая речь)

Запись предложений с прямой речью.

Научиться записывать предложения с прямой речью.                                    

4.Формирование новых знаний (изучение)

10мин

Изучить новый материал

В словах автора можно использовать глаголы

Упражнение95 стр80

фиксирую на доске

Писал

Говорил

Утверждал

Считал

-Как будем действовать?

Теперь сформулируйте цитату в виде предложения с прямой речью.

Вывод: Можно записать цитату в виде предложения с прямой речью?

Что для этого надо знать?

Физминутка

Находят глаголы, зачитывают,

Писал

Говорил

Утверждал

Считал

Помогают консультанты, алгоритм, вопросы

К.Паустовский писал:

 « Человек, равнодушный к своему языку, -дикарь.»

 « Человек, равнодушный к своему языку, -дикарь», - писал Константин Паустовский.

Записывают в тетради, составляют схему.

Зачитывают, на доске схема, проверяют.

Да, цитату можно записать в виде предложения с прямой речью.

Как ставятся знаки

препинания в предложениях с прямой речью.

Прочитывают глаголы , повторяют по доске

Писал

Говорил

Утверждал

Считал

Зачитывают Алгоритм

Карточка№4

Запишите предложение.

Константин Паустовский писал: «П.»

Составьте схем

Проверяют, относятся+

Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью.

5.Закрепление.

10мин

Закрепить изученный материал

Самостоятельная работа

С81 (1) . Запишите цитату в виде предложения с прямой речью.

Вывод: Кто справился с работой?

Читают, Применяют алгоритм, записывают, применяют правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью, составляют схему.

Проверка, зачитывают свои варианты, относятся, записывают схемы на доске. +

Карточка№4.

«Неясность слова есть признак неясности мысли.»

(Лев Толстой)

Алгоритм выполнения работы самостоятельно

1. Примени алгоритм

2.Выбери глагол

3.Произнеси, что получилось.

4. Проверь. Лев Толстой писал: «П».

5.Запиши, вместо «П» вставь его слова.

6.Составь схему.

Проверяют, находят у себя правильный ответ, фиксируют +.

6. Итог работы.

4мин

Подвести итоги урока и обобщить полученные знания

Фронтальная работа.

- Назовите ключевые слова урока.

- Как можно оформить цитату на письме?

- Какие знаки препинания ставим, если слова автора впереди прямой речи, после прямой речи?

- Какова тема урока?

- Какова цель урока? Достигли цели?

Цитата, прямая речь, слова автора.

Прямая речь, слова автора, двоеточие, тире, кавычки.

7.Рефлексия, дом/

Задание

5мин

Закрепить и повторить изученный материал, воспитывать самостоятельность,

ответственность, самоорганизацию и самоконтроль.

Кто уже самостоятельно может оформить цитату на письме в виде предложения с прямой речью? Тогда для вас задание на выбор упр96 с81

Упр97 с81, найти в прочитанных произведениях цитату и записать ее в виде предложения с прямой речью.

 Кому еще сложно? Поработайте с алгоритмом и выполните задание, с которым вы справитесь.

записывают задание на выбор в дневнике.

Упр96, 97 с81(выбор)

Учитель поясняет выполнение задания ( найти в прочитанных произведениях цитату и записать ее в виде предложения с прямой речью.)

записывают задание

Упр3. с84, работа со схемами, 1,2,3.Повторить алгоритм.

Составить и записать предложения по схемам:

  1. А: «П»!
  2. «П», -а.
  3. «П?»-а.

Учитель поясняет выполнение задания, предлагает алгоритм для выполнения задания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....