Простое и сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мустакова Александра

Конспект урока по теме "Простое и сложное предложение" по ФГОС в таблице

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_konspekt_uroka.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

 УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Александровна и я сегодня у вас буду вести урок русского языка. Я рада вас видеть. Садитесь.
-Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Девиз урока –  «Каковы труды - таковы и плоды». СЛАЙД

-Как понимаете эту пословицу?
-Вы правы, при хорошей работе будут хорошие результаты и вы, и окружающие будите довольны.

-А прежде чем начать работать, я хочу вам дать дельный Совет – «Прежде чем ответить, хорошо продумай!» СЛАЙД
-Сейчас открываем тетради и записываем число и классная работа.

Приветствуют учителя.

- При хорошей работе будут хорошие результаты и вы, и окружающие будите довольны

Записывают число и классная работа.

Л1

Л2

2

Актуализация знаний

УЗ: Упражнение
УЗУ: Проверить опорные знания детей по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
УЗу: Прежде, чем перейти к новой теме урока я хочу убедиться, что вы к этому действительно готовы. Первое задание для вас будет связано с темой «Предложения».

ПЗ-. Обратите внимание на слайд. Прочитайте отрывок произведения. Ничего странного не заметили. СЛАЙД
Как вы думаете какое задание я могу вам предложить?? Может чего-то не хватает в предложении?
-Ваша задача списать отрывок из произведения Чуковского, расставляя знаки препинания.
ОРД: Когда вы справитесь с заданием, поставьте руку на локоть, чтобы я видела вашу готовность продолжать работать.
СМК: Кто первый сделает, поднимите руку.
СУЗ: «Ослы ему славу по нотам поют,

Козлы бородою дорогу метут,

Бараны, бараны

Стучат в барабаны!»

КВ:-Кто зачитает, как расставил знаки препинания? И обоснует свой ответ.

-Кто согласен поднимите руку. А кто не согласен? СЛАЙД
КВ: -Поднимите руку кто с легкостью справился с этим заданием и не сделал ошибок. Кому было трудно? И кто совсем не справился.
Большинство ребят справились с заданием. Это очень хорошо.  
ИВ: Какая задача стояла перед вами в этом задании? Вы справились с ней?

Самостоятельно выполняют упражнение в тетради.

Один ученик по выбору зачитывает предложения, аргументируя свой ответ.

Р1

Р2

П1

П2

3

Выявление места и причины затруднения.

УЗ: Устное упражнение
УЗУ: Подвести детей к теме и цели урока
Узу: Ребята, а для того чтобы узнать тему нашего урока вам нужно
ПЗ: Прочитать предложения на слайде и ответить на мои вопросы.
СЛАЙД
ОРД: Кто желает прочитать? Поднимаем молча руку. (один ученик в слух по выбору) Остальные читают про себя.
СУЗ: «Крокодилы в крапиву забилися.
 И в канаве слоны схоронилися.»

К.Чуковский.

-Что вы можете казать о этих предложениях?
(простые, распространённые)
ПЗ: - Вам нужно составить из данных простых предложений сложное.
-Как мы можем это сделать? (точку заменить на запятую)
-Составляем.

ОРД: Работаем устно. Записывать в тетрадь не нужно. Даю вам две минутки.
-Кто может прочитать мне уже составленное сложное предложение?  -Где поставили знаки препинания?
-А почему просто нельзя убрать точку? (части сложного предложения отделяются друг от друга запятыми)
-Абсолютно верно.
СЛАЙД
-А как вы думаете, какая тема у нашего урока? (Знаки препинания в простых и сложных предложениях)

Один ученик по выбору читает вслух.




-Простые, распространённые предложения.

-Соединить два предложения, вместо точки поставить запятую.
- Части сложного предложения отделяются друг от друга запятыми

- Знаки препинания в простых и сложных предложениях

4

Постановка цели урока

- И что нам предстоит научиться делать? (различать сложные и простые предложения, научиться правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях и т.д.)

- различать сложные и простые предложения, научиться правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях

5

Восприятие

УЗ: Анализ схемы в учебнике.

УЗУ: познакомить с новым правилом.

Узу: - Сейчас, то,  что вы мне рассказали о сложном предложении, отвечая на мои вопросы, мы попробуем сравнить с информацией в учебнике. Возможно мы там найдем что-то новое.

ОРД: -В  этом нам поможет ваш учебник, откройте стр.33. упр.52
ПЗ: -Рассмотрите внимательно схему и ответьте на вопросы:

СУЗ:

- Как можно отличить простое предложение от сложного?
(в простом предложении одна грам.основа, а в сложном две и более)
-Как отделяются части сложного предложения?(запятыми)

КВ: - Кто дополнит? Кто согласен?

ИВ: - Кто может по схеме обобщит информацию о сложном предложении? О простом предложении?

- Научились мы понимать схему в учебнике?

С помощью схемы в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

П3

П1

Р2

Р1

Физминутка

СЛАЙД
-Сейчас отдохнем, все встаем и повторяем за мной слова и движения.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Совместно с учителем выполняют физминутку

6

Осмысление

УЗ: Упражнение.

УЗУ: Проверить, как дети смогут применить схему и новые знания в упражнении.

Узу: - Сейчас проверим, насколько хорошо вы поняли эту схему.

ОРД: -А сейчас откройте упражнение 53.
ПЗ: -Прочитайте предложения и ответьте на вопрос какие это предложения, доказывая свой ответ, пользуясь схемой на схему.
ОРД: - Работаем устно. Кто желает ответить, молча поднимает руку.
СУЗ:-
 1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев)  (Сложное)

2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (Сложное) (М. Пришвин) 3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (Сложное) (К. Паустовский)
КВ: -А кто мне скажет, что обозначает слово
заря? (Яркое освещение горизонта перед заходом или восходом солнца) СЛАЙД
-А как вы понимаете фразу
заря горела? (Яркая, огненного цвета)
ПЗ: -Запишите эти предложения к себе в тетрадь, подчеркивая грам.основы.
Но перед тем как начать работать
Обратите внимание! Выделенные слова и, а, но - это союзы. Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая.
ОРД: -Приступайте к работе, я вам даю 5 минут.
КВ: -Посмотрите внимательно на слайд и проверьте правильность выполнения.
СЛАЙД
-Поднимите руку, у кого нет ошибок или одна?
-У кого две и больше?
Большинство ребят справились очень хорошо. Вы молодцы!

ИВ: Помогла ли вам новая схема при выполнении этого задания?

 

-Все сложные упражнения.

-Заря- это яркое освещение горизонта перед заходом или восходом солнца

Письменно выполняют упражнение в тетради.

Проверяют себя самостоятельно по эталону.

Работают в парах, письменно в тетради.

П2

Р3

Р2

Р1

7

Закрепление
(Самостоятельная работа)

УЗ: Упражнение
УЗу: -А сейчас мы проверим сможете ли вы
самостоятельно, без моей помощи вставить в предложения пропущенные знаки препинания.
ОРД:-Продолжаем работать с учебником, откройте упражнение 54.
Работать будете в парах.
ПЗ:- Сначала обсуждаете с соседом по парте, ВПОЛГОЛОСА, в каких предложениях пропущена запятая и где её нужно поставить и только

потом списываете, вставляя пропущенные буквы и запятые. Вы можете использовать схему в целях подсказки.
СУЗ: - 1. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. 2. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. 3. Час обеда приближался , топот по двору раздался. 4. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
СМК: -Какая пара быстрей справится с заданием поднимает руку.
КВ: -Давайте проверим? Читаем по одному предложению, объясняя выбор буквы. Где поставили запятую и почему?
-Может кто-то не согласен и думает по-другому?
ИВ:- Получилось у вас сотрудничество в паре? У кого не совсем получилось? Почему?

Дополнительное.
УЗ: Упражнение
-Откройте упражнение 55.
-Кто прочитает нам задание? (Один ученик по выбору читает вслух задание)
-Вам нужно из двух простых предложений составить одно сложное. –Если нужно, то подберите союз для соединения простых предложений в сложное.
СУЗ: Мир строит.

Ночью была оттепель.

Труд человека кормит.

Война разрушает.

Лень портит.

К утру ударил мороз.
-Первое предложение составим вместе.
-Кто попробует составить первое предложение?
(Мир строит, а война разрушает.)
-Верно, пришлось ли вам вставлять союз, какой?
-Запишите это предложение в тетрадь, не забывайте про запятые.

ОРД: -А след.  предложения вы  составите самостоятельно в тетради, расставляя правильно знаки препинания.
КВ: -Кто зачитает какие предложения получились? Объясняя свой выбор и постановку запятых.
(Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз. Труд человека кормит, а лень портит.)
-Есть кто выполнил по-другому?
ИВ:
-Вашим дом.заданием будет упр. 56 на стр. 34.
-Вася прочитай задание.
-Вам дома нужно будет подготовить характеристику предложений  с помощью памятки, которая есть у вас в учебнике.
-Всем понятно задание?

Пара, которая справилась быстрей зачитывает предложения, объясняя выбор буквы и постановку запятой.

Один ученик по выбору читает вслух задание

- Мир строит, а война разрушает. Использовали союз а. Перед союзам а всегда ставится запятая
Далее выполняют самостоятельно в тетради.

Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз. (Использовали для соединения союз а, перед союзам а всегда ставится запятая) Труд человека кормит, а лень портит

К3

К2

К1

П3

П2

П1

Р4

Р

2

8

Итог

-А сейчас ответьте мне на вопросы.
-Чем отличаются простые предложения от сложных?
-Приведите примеры простых предложения.
-Примеры сложных предложений.
-А кто мне напомнит какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Цель нашего урока была такова: Научиться различать сложные и простые предложения, научиться правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.
-Как вы думаете мы достигли этой цели?
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о уроке. Для этого возьмите карточки, которые вам раздали в начале урока  и  закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …..

Мне очень понравилось ….

Меня удивило…..
Передайте карточки с последних парт на первые столы.
-Урок закончен, мне было приятно с вами работать, вы большие молодцы!

-В простых предложениях одна грам.основа, а в сложных две и более.
-Даша сегодня хорошо работала на уроке.
-Даша сегодня хорошо работала на уроке, а Вася спал.

Делятся своими впечатлениями о уроке. Дополняют предложения.

Р3
К3

П2

Р4


Тема

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Цель темы

Создать условия для формирования умения различать простые и сложные предложения; для формирования умения правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Применять опорную схему при определении вида предложения.

Учащиеся научатся  различать простые и сложные предложения; ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного;
 формировать понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры..

Личностные: Л1: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; Л2: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания.

Регулятивные:

Р1:Учить принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения , осуществлять итоговый  и контроль;
Р2:Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 
Р3:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Р4:Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: П1: произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
П2: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения.
П3: Развивать умение понимать информацию представленную в виде схемы.

Коммуникативные:

К1:учить договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности,
К2:использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
К3:развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в паре.

Тип урока

 ОНЗ

Ресурсы

Технология «Школа России» , учебник, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...