Обучение грамоте 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Афанасьева Ольга Дмитриевна

Звуки [д], [д,] и буква Д, д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1_klass_d.docx65.55 КБ

Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте 1 класс.

Тема: Звуки [д], [д,] и буква Д, д.

Цель: учить различать звуки [д], [д,] и букву, которая их обозначает.

Задачи:  дать понятие различия звуков [д], [д,] и буквы, которая их обозначает от                других букв;

                Формировать навык написания строчной и прописной          буквы Дд;

                развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, интеллектуальные способности, навык правильного сознательного беглого чтения;

                воспитывать интерес к русскому языку.  

Тип: изучение нового материала

Вид: интегрированный

Оборудование: «лента букв», картинки по теме урока, карточки с текстом,                            геометрические фигуры со слогами.

                                                        Ход урока.

І.   Организация класса.

ІІ.  Формирование учащимися темы и цели урока.

У.  Начинаем наш урок со следующего задания. Замените произнесённое мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.

Д.   Сочетанию слов короткая ночь противоположно сочетание длинный день.

       Первое слово в нём начинается со звука [д], второе – со звука [д,]. Значит, тема сегодняшнего урока – « Звуки [д], [д,] и буква, которая их обозначает».  

У.  Цель урока – познакомиться со звуками [д], [д,] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д,] и букву, букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

ІІІ.  Знакомство с новыми звуками.  

       Учитель показывает детям картинки. На одной изображён водолаз – рабочий, на другой водолаз – собака.

У.   Ребята, внимательно посмотрите на предметы, изображённые на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то каким?

Д.  На первой картинке изображён водолаз. Это человек, который работает под водой в специальном костюме.

      на второй картинке изображена собака. Это порода собак, которые хорошо плавают. Их используют для спасения утопающих. Это собака – водолаз. Два разных предмета названы одним и тем же словом – водолаз.

У.  Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нём слогов. (Дети произносят.)

Д.  В слове водолаз три слога.

У.  Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.

Д.  Вод-д-д-олаз.

У.  Назовите выделенный звук.

Д.  Это звук [д].

У.  Произнесите звук [д] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

Д.   При произнесении звука [д] губы не растягиваются в стороны. Верхние и нижние зубы находятся близко, но не касаются друг друга. Кончик языка упирается в нёбо.

У.  Произнесите звук [д] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы. 

Д.  При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, звук [д] твёрдый.

У.  Дайте короткую характеристику звука [д].

Д.  Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый.

У.  Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?

Д.   Это крокодил. В слове крокодил три слога, восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука [к].   

У.  Произнесите слово крокодил, выделяя в нём первый звук третьего слога.

Д.  Крокод-д-д-ил.

У.  Назовите этот звук.

Д.  Это звук [д,].

У.  Произнесите звук [д,] перед зеркальцем. Скажите, чем  отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].

Д.  При произнесении звука [д,] средняя часть языка касается нёба.

У.   Произнесите звук [д,] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.

Д.  При произнесении звука [д,] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [и]. Значит, он мягкий.

У.  Дайте короткую характеристику звука [д,].

Д.  Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.

У.  Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.

Д.  Мы познакомились со звуками [д] и [д,]. Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый. Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.

У.  Выберите условные обозначения для звуков [д] и [д,]. (Дети выбирают и прикрепляют на доску.)

       

       Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом коллективный рассказ. В каждом предложении рассказа должна соблюдаться последовательность действий водолаза и должно быть хотя бы одно слово с новым звуком. Скажите в первом предложении, что делает водолаз перед началом работы?

Д.  Перед началом работы водолаз проверяет своё оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.

У.  Кто продолжит рассказ? Что делает водолаз после этого?

Д.  После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоём.

      На дне водоёма или просто в воде водолаз выполняет работу.

     Затем водолаз поднимается наверх.

У.  Хороший получился рассказ. Кто сможет повторить его полностью? (Один из учащихся повторяет рассказ. В это время остальные дети с помощью какого-либо условного знака реагируют на услышанные новые звуки [д] и [д,].)

ІV. Физминутка.

V.  Знакомство с новой буквой.

У.  Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоёма, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если вы эту букву знаете, то хлопайте один раз, если не знаете – два раза.

       Кто знает, как называется новая буква?

Д.   Это буква «дэ».

У.   На что похожа буква Д?

Д.    Буква Д похожа на крышу домика.

         Буква Д похожа на печную трубу.

         Буква Д похожа на колокольчик.

У.   Этот домик – буква Д

       В домике – окошко.

        Из трубы идёт дымок,

        А в окошке – кошка.

         В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв?

Д.  Мы поместим букву Д в синий квадратик, так как она согласная.

VІ.  Письмо буквы Д д 

 

  • Сравнение букв Д д – письменных и печатных.
  • Графический анализ строчной и прописной буквы Д.
  • Образец написания.
  • Письмо учащихся.

VІІ.  Чтение слогов? Слов и текста с новой буквой.

                       А                          А                                              А

                       О                         О                                               О

         Д           Ы           Д        М             Д        МР

                       И                          И                                              И

                          У                               У                                                     У

                          Е                               Е                                                     Е

     У.  Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена в этой записи. Внимательно посмотрите на неё и составьте к ней своё задание.

       

        

Д.  Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.

У.  Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.

Д.  Первое слово медуза. Его слоги напечатаны в ромбиках. (Учитель последовательно, по мере составления слов детьми, показывает изображения названных детьми предметов.)

У.  Какое ещё слово вы прочитали?

Д.  Слово бельдюга. Его слоги напечатаны в кружочках.

У.  Назовите оставшееся слово.

Д.  Мидия.

У.  Молодцы, ребята! Вы правильно прочитали такие трудные слова. Скажите, что в них есть общее?

Д.  Все слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.

       Во всех словах есть буква Д.

У.  Найдите признаки, с помощью которых можно объединить или исключить данные слова.

Д.  В словах бельдюга, мидия буква Д обозначает мягкий звук [д,], а в слове медуза – твёрдый.

       Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога.

      В словах бельдюга, медуза ударение падает на второй слог, а в слове  мидия – на первый.

У.  На какие две группы можно разделить эти слова?

Д.  Бельдюга – это рыба, а мидия и медуза – это не рыбы.

VІІІ. Работа с текстом.

       Водолаз – ма…тер на все …уки. Под во…ой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры…ником, и электро…варщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопрово… – без водолаза не о…ойтись. Водолаз заде…ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за…онувший …орабль.

У.  Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его. (Дети читают текст.)

      Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нём предложений.

Д.  Текст можно озаглавить так: «Водолаз – мастер на все руки».

У.  Как вы понимаете выражение мастер на все руки?

Д.  Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо.

У.  Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо справились с трудными заданиями. Наш урок подходит к концу.

ІХ. Итог урока.

У.  Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Д.  Мы узнали много нового о профессии водолаза. Познакомились с новыми звуками и буквой.

У.  Охарактеризуйте новые звуки.

Д.  Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый. Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.

У.  Какой буквой обозначаются эти звуки?

Д.  Звуки [д] и [д,] обозначаются буквой Д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...