Урок русского языка "Орфограммы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Потапова Елена Николаевна

Урок по теме "Орфограмма" предназначен обучающимся 2 класса (УМК "Школа России"), направлен на закрепление изученных орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_e.n.potapovoy_dlya_pechati_v_metod.zhurnale.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МОУ « ТСОШ№ 1» Потапова Елена Николаевна.

Предмет: Русский язык (УМК « Школа России»)

Тема: Орфограммы.

Задачи урока, ориентированные на развитие универсальных учебных действий: 

Предметные:

  • повторить правила правописания изученных орфограмм: проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных на конце слова, сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, разделительного мягкого знака;
  • провести пропедевтику тем: «Главные члены предложения», «Форма единственного и множественного числа»;

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать процессы логического мышления (умения сравнивать, группировать, делать выводы), учить приемам запоминания, формировать умения проводить ассоциации;

Регулятивные

  • учить самопроверке;

Коммуникативные

  • развивать умение аргументировать свои ответы, отстаивать точку зрения;

Личностные

  • развивать интерес к предмету через сюжетную линию урока.

Продолжительность: 40 минут

Класс: 2

Оборудование:

у учителя-  парусник со съемными парусами, карта путешествия, магниты, карточки с изображением животных, наклейки - медали с надписью «Лучший навигатор», аудиозапись со звуками морского прибоя;

у учащихся- карточки для самостоятельной работы (3 уровня сложности), карточки для самопроверки, рабочие тетради, ручки, веера с буквами.

                                                                ХОД УРОКА

I.Организационный момент

   

Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по океану ЗНАНИЙ на чудесной бригантине. Но для этого нам необходимо поднять паруса. Перед вами паруса разного цвета, выберите понравившиеся  и установите их на корабле.

Какие ассоциации у вас возникли с этим цветом, расскажите, что вы ждете от нашего путешествия?

(Красный цвет - цвет праздника. А все праздничное запоминается. Пусть наше путешествие будет запоминающимся.

Синий цвет - цвет воды. На уроке хочется получить капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.

Зеленый цвет- цвет пробуждения природы. Пусть наш урок будет живым.

Желтый цвет – это солнце, которое дает тепло. Хочется,  чтобы на нашем уроке царила теплая атмосфера.)

 Учитель: Экипаж по местам! Поднять якорь! Отдать швартовы!

II. Словарная работа.

 Учитель: Пассажиры, которые остаются  на палубе, достают свои фотоаппараты и фотографируют родные места и удаляющийся город.

1.Игра "Фотограф". Я зачитываю слова, написанные на доске, а вы взглядом попробуйте «сфотографировать» эти предметы.      

П

К

*

Л

Н

*

Р

Ф

*

Г

Р

А

М

М

А

К

У

Д

О

*

С

А

*

л

Н

С

Е

Р

Б

*

Л

Р

О

*

Ж

*

Я

Ь

О

К

Д

Д

Т

Ч

З

И

А

А

*

Й

К

 Учитель: Запишите  через запятую только пропущенные буквы (о,с,о,о,е,с,и,о,е) (Проверка: 1уч-ся открывает буквы, другие проверяют записи в тетрадях).

III. Определение темы урока.

 Учитель: Прочтите ключевое слово и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока. (Орфограмма. Правописание изученных орфограмм.)

 Что такое орфограмма?  Во всех ли словах живут орфограммы? Как называется раздел науки о языке, изучающий орфограммы?

IV. Актуализация знаний.

 Учитель: Как называются орфограммы в сфотографированных вами словах? (Непроверяемые безударные гласные или словарные слова). Проверяются ли эти слова? (Они не проверяются, их написание надо запомнить.) Где можно уточнить написание этих слов? ( В орфографическом словаре.)  

 Мы отправляемся в путь от бухты «Непроверяемых написаний»

Учитель: Обратите внимание на карту, на которой проложен маршрут нашего путешествия. А знаете ли вы, что в глубокой древности карты с морскими путями у аборигенов были  сплетены из прутьев  дерева? Позже появились карты на пергаменте, на них были изображены  линии, показывающие опасные места: рифы и отмели. В 12 веке появилась знаменитая карта, изготовленная на серебряной дощечке, ее обладателем был восточный хан.

 Учитель. Мы продолжаем свое путешествие к пристани "Проверяемых безударных гласных".

2 упр. (Работа с текстом.) (На доске записан текст с пропущенными гласными)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подг.няет.

Он б.жит себе в в.лнах

На раздутых п.русах.

Учитель: Определите пропущенную орфограмму. Как проверить безударный гласный в слове? Какие способы проверки вы знаете? (Учащиеся у доски ставят ударение, проверяют безударный гласный, обозначают место данного гласного магнитом).

Учитель: Запишите первое предложение. Какое оно по цели высказывания? По интонации?  Слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы кто? или что? подчеркните одной линией. Слово, обозначающее действие и отвечающее на вопросы что делает?, что делал?, что будет делать? – двумя.  Это главные члены предложения.

 Учитель: Мы продолжаем наше путешествие через пролив "Парных согласных". Я называю звонкий согласный, а  вы его пару. Не забывайте, что произносить его надо без голоса, глухо:

[б]-., [ в]-.,[г]-., [д]-., [ж]-., [з]-.Что происходит с парными звонкими глухими согласными на конце слова ? (Оглушение)

 Учитель: Какое вы знаете правило о правописании парных согласных на конце слова? (Ученики озвучивают правило).

Пройдя через пролив, мы приближаемся к сигнальной башне. ( Фишка с бригантиной устанавливается у маяка)

 В безоблачную погоду мореплаватели для прохождения пути ориентировались по полярной звезде. Компасов еще не было, а самым точным прибором были песочные часы. А ночью, в шторм, обойти опасные места и сориентироваться на местности помогала сигнальная башня- маяк. Маяк зажигали только во время тревоги. Важна и ответственна работа служащего маяка. Побывайте и вы в его роли, подайте нужный сигнал.

3упр.(Работа с сигнальными карточками.)

Я называю слово, а вы показываете букву, которую надо написать на конце слова. Но не забывайте, что маяк зажигается, только при опасности ( Народ, глаз, герб, голубь ,лес этаж, уж, рукав, шар, шарф  ,жук, пилот.)Почему вы  не зажгли маяк, услышав слово –шар?( [р]- непарный звонкий звук,  не вызывает сомнение в написании).

Поднявшись высоко на маяк, мы видим берег, пляж и парус.

4упр.(Самостоятельная работ) 

Подберите проверочные слова, запишите слова парами. ____-бере.,____-пля.,____-пару..

Учитель: Поднять паруса! В путь! Спустимся в каюты и посмотрим в иллюминаторы. V.Физминутка «Дельфины»" (упражнения А.В.Семенович «Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях» авт Е.А.Екжанова, О.А. Фроликова. Издательство КАРО, Санкт- Петербург, 2007г., с.25)

Учитель: На море плещутся волны- маленькие и большие. (Одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует в воздухе волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.)

По волнам плывут дельфины. ( Руки ,согнутые в локтях, совершают синхронные волнообразные движения вперед).

Один нырнул, а другой вынырнул. (Руки, согнутые в локтях ,совершают поочередные волнообразные движения влево и вправо).

За ними плывут их дельфинята (Те же движения, только руки согнуты в кистях).

А со дна морского всплывают медузы. ( Руки слегка согнуты в локтях на уровне груди, прижаты к телу. Кисти сильно сжаты в кулачки. Необходимо резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.)

А теперь показали свои ножки осьминожки.( Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Необходимо пошевелить пальчиками.)

5 упр. (Устная работа)

Учитель: Стоп машина! Подать сигнал о прибытии! Перед нами остров "Сочетаний". Знаете ли вы, как мореплаватели открывали новые острова? О приближении земли путешественники догадывались по поведению морских животных, появлению птиц, и величине волн. А иногда корабль приносило к земле сильным течением. В 16 веке люди Магеллана, совершающие кругосветное путешествие, у берегов Южной Америки увидели странных птиц, морских волков и шерстяных безгорбых верблюдов. Как оказалось впоследствии это были буревестники, тюлени и ламы. Отгадайте, что за животные живут на этом острове:

1.Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он...(жираф).

2.Черные змейки, желтые шейки,

Ползут, извиваются,

Мышами питаются. (Ужи)

3.Малые зверюшки, розовые ушки,

Серенькие шубки, остренькие зубки.

Глаза черненькие, хвосты тоненькие.

Сидят в норке, грызут корки. (Мыши)

4.Хвостом виляет, зубаста,  а не лает. ( Щука)

(Карточки с изображением этих животных прикрепляются на доску)

 Учитель: Запишите отгадки, выделите орфограммы.

Учитель: А теперь закройте глаза и послушайте, что я еще увидела на этом острове:

Козочка, горочка,

33 пригорочка,

Ой, чк,чк,чк!

Почка, кочка, звездочка!

- Слова, с какими сочетаниями вы услышали? Как пишутся эти сочетания?

 Запишите эти слова по памяти.

А мы продолжаем наше путешествие.

Пушки с берега палят,

Кораблю пристать велят.

С берега нам машут жители  мыса под названием " Разделительный мягкий знак"

6.Инсценирование стихотворения.

-Не через чур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак мягкий твердому на это отвечал.

Ты груб и тверд, как суховатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять

Тебя из Азбуки изъять!

-Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,-

Услышав этот спор, сказала буква А.

-Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

Учитель: С какой из двух орфограмм вы знакомы, на что указывает разделительный ь? (Мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.) Какое место в слове занимает разделительный ь? (Разделительный мягкий знак стоит после согласных ,перед гласными буквами е,ё,ю,я,и,  обозначающими два звука).

7упр.( Транскрипция слов)

Учитель:  В форме какого числа  записаны слова: улей, брат, кол, прут? Измените форму слова. Как будут звучать слова во множественном числе? Какая орфограмма содержится в получившихся словах. Рядом запишите транскрипцию этих слов.

Учитель: А теперь возвращаемся домой. Я предлагаю это сделать по короткому пути, но здесь бригантине не пройти: везде мели. Придется спустить шлюпки и добираться на веслах. Кто быстрее окончит путь, получит право называться лучшим навигатором.

VI.Самостоятельная работа  (Работа по карточкам трех уровней сложности).

1 уровень  

1.Допиши буквы:                                                                            2.Поставь ударение, вставь                                                                                                

е

ж

 р

о

щ

с

в

е

ч

к

а

м

ы

ш

в

с

т

р

е

ч

                                              пропущенную букву:                                                                                                                                                                               

                                                                                  Сосны- с.сна

                                                                                  дубы –ду.

                                                                                  стога- сто.

                                                                                  травы- тр.ва

2 уровень

1. Вставь пропущенную букву:                                                

На р.ке весело и шумно. Р.бята играют в в.де.

На б.регу малыш. строят д.ма из песка.

2. Найди и исправь ошибки:

Мидветь, чяйка, титрадь, петух, морос, учитиль.

3 уровень

1.Вставь пропущенные буквы:

Тр.щ.т   м.розы. В л.су тиш.на. Только дятлы

Стуч.т по ств.лам.   .ни ищ.т пищ. под к.рой  д.ревьев.

Дятлы любят долбить ш.шки. Там вкусные с.мена.

2.Замени одним словом:

Домики для пчел-_________ _______________

Огнестрельное оружие-____ ______________

Женская одежда-______________________

Звучит аудиозапись " Шум прибоя"

VII.Самопроверка и самооценка знаний (Учащимся, выполнившим работу, выдаются карточки с правильными ответами и критериями оценивания. Ученикам, исправившим ошибки и выставившим себе отметки, присваивается звание « Лучший навигатор», выдаются наклейки бригантин  в память об уроке).

VIII. Рефлексия.

Учитель: Понравился ли вам урок,  был ли он познавательным, живым,  проходил ли  в теплой атмосфере?

Продолжите мои предложения устно:

-на сегодняшнем уроке мы повторили.....

-мы с вами успели...

- мы будем помнить, что...

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

IX .Домашнее задание

Прочтите отрывок из рассказа Б.Житкова « В море», выпишите из текста слова, содержащие изученные орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...