Открытый урок по русскому языку, 1 класс с презентацией
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Чукина Валентина Витальевна

Открытый урок по русскому языку. Тема "Большая буква в именах собственных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.dok_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Открытый урок

     по русскому языку

                                               ( 1-й класс)

Тема:

«Большая буква в именах собственных»

                                                                    МКОУ СОШ №1

                                                                    Чукина В.В.,

                                                                     учитель начальных классов

                      Острогожск

                         

                                                 

ЦЕЛИ: Дать понятие собственных имен существительных.

. Продолжить работу над каллиграфией письма, развитием мелкой моторики. 

-Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы);

Воспитательные задачи:

-Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

-расширять кругозор учащихся.

 Способствовать воспитанию аккуратности, развитию интереса к окружающему миру, мотивацию к учению.

Развивающие задачи: способствовать развитию логического мышления, самостоятельности, продолжить обучению приёмам анализа.

-Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько ,   учебник «Русский      язык» 1 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  Рабочая тетрадь для 1 класса.

Ход урока.

   /. Организационный момент.

//. Мотивация, постановка учебных задач.

-Доброе утро, ребята, уважаемые гости! На улице весна, пробуждается природа, светит солнышко. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок будем добрее, счастливее, и с удовольствием поработаем на уроке.

///.  Минутка чистописания.

- Слайд1.

-Рассмотрите героя нашего урока в тетради на стр.18

- Кто это? (Клоун) Его  зовут Фуки-Нуки, он любит гулять в лесу и собирать ягоды.

- Рассмотрите рисунок на первой строке. Догадайтесь, какую ягоду собирает клоун? Это земляника. Элементы каких букв есть в этой веточке? (к)  (укрепить на доске.)

На доске образец для чистописания:

к  к  кк  к  к  к  чк  км  ки  юк

- Прочитайте сочетания. Что можете сказать о первых двух? (ЧК пишется без ь, км- сокращенное слово километр.)

- Как соединены буквы в сочетаниях?  

- Прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить. Почему?

- Прочитайте двусложные слова. Как их можно перенести?

- Запишите слова, разделите слова на слоги. (осанка)

- Упражнение для самоконтроля.

Жил-был клоун Фуки - Нуки,

В школе он учил науки.

А писать он не умел,

В это время Фу ревел.

Покажите-ка, ребятки,

Буквы лучшие в тетрадке.  

-Взаимопроверка. Ученики обводят лучшие буквы в овал.

-/V. Словарная работа.

-Слайд 2. Распутай слова.

Вот так горе, вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

Со  бе  кор  ба  рё  зи  ка  за  на

- Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Слайд 3, 4.     Собака, берёза, корзина.

                Молодцы!

V.Работа по теме урока.

Слайд 5.  Заставка.

Слайд 6-10. Путь к познанию.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД

Слайд 11-18.     Подумай.

- Дети, у каждого из вас на партах таблички, которые мы должны заполнить. Ответы на загадки и вопросы записываем в левую колонку.  - Что обозначает каждое из записанных вами слов? Запишите в правую колонку

По щелчку мыши появляются задания. А в таблице после ответов детей – слова-отгадки.

  1. Той девчонки нет прекрасней

Той девчонки нет умней,

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней.   (Мальвина)

- Почему слово написано с большой буквы? (Это имя девочки.)

- Слово имя записываем в правую колонку.

  1. В Простоквашино живёт

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская.    (Матроскин)

  1. Продолжите фразу:

Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло …  (Потапыч)

- А что обозначает это слово? (Отчество.)

  1. Как звали любимую корову кота Матроскина?

  1. В какой деревне жил дядя Фёдор со своими друзьями? (Простоквашино)

  1. Где жили Чук и Гек со своей мамой?  (Москва)

  1. Река, в которую впадает Тихая Сосна? (Дон)

- Слайд 19..

В правой  колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).

1

Мальвина

имя

2

Матроскин

фамилия

3

Потапыч

отчество

4

Мурка

кличка

5

Простоквашино

деревня

6

Москва

город

7.

Дон

река

-Почему слова левого столбика пишутся с большой буквы?

Слово учителя: В русском языке есть слова, которые пишутся с большой буквы. Называются эти слова имена собственные. Дети, подумайте и скажите, какие группы слов относятся к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей,…..)

-Слайд 20.

Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Имена собственные»

- Сегодня тема нашего урока «Большая буква в именах собственных.»

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.  

- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется  ещё не раз к ней возвращаться.

- Откройте, пожалуйста, учебники.

V/-Работа с учебником. Стр. 30, № 33, упражнение выполняется по «шагам».

-Слайд 21-23.  Проверь себя. Молодец!

Книгу про Незнайку написал Николай Носов.

Никита всё лето жил у бабушки  Насти в Новгороде.

- - Какой мы можем сделать вывод?  (Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы и т. д.)

-Физминутка.

- Слайд24-25.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку,

Утром делает зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать!

Слайд  26- 27. Группировка.  (Устно.)

-Прочитайте слова.

Москва. Шар. Река. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Бим. Собака. Яна.

- На какие группы можно распределить эти слова?

- Назовите  слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Бим, Яна). Как называются эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.

 

- Назовите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении.

- Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.

-Вывод:Слова, которые пишутся с большой буквы, называются именами собственными.

Слайд 28. Составь предложение.

- Составь  и напиши предложение с данными словами:

Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

- Как связаны слова в предложении?  (по смыслу)

 (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.

- Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется.

Слайд 29. Разбор предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Как по другому можно сказать?

По щелчку мыши задание проверяется.

Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя словами. В данном случае имя и фамилия.

Физминутка. Упражнения на коррекцию зрения (Разработка Л.Г. Масько ) Переход по гиперссылке на презентацию по коррекции зрения.

V//. Работа с учебником. Стр.31, №34

- Прочитайте первое сочетание. (Гриб чернушка.)

- Какую букву напишете на месте пропуска? Почему? (Напишу маленькую букву к, потому что это название гриба.)

- Вывод:   Чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву, о чем надо задуматься?  ( О смысле сочетания, предложения.)

- Запишите это сочетание.

- Обозначает ли буква е мягкость согласного звука [ч ] в слове чернушка? (Нет, звук [ч]  всегда мягкий.)

Слайд 30.            Гриб чернушка, курочка Чернушка, Черное море, черное платье, деревня Черёмушки, расцвела черёмуха.

Слайд 31. Фразеологизм.

- Все знают выражение, которое стало фразеологизмом  «Во всю Ивановскую».

- Что оно означает? Если не отвечают дети, дать возможность ответить гостям.)

Фразеологизм- устойчивое по составу и целостное по значению словосочетание или предложение.

- Много лет назад в Москве для зачтения важных указов царя народ собирался на Ивановской площади в Кремле. Свое название площадь получила от колокольни Ивана Великого. Она была самым высоким зданием в Москве. Глашатаи громко зачитывали царские указы и другие важные распоряжения. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую».

Дети приходят к выводу, что Ивановская площадь тоже имя собственное.

Слайд 32. Знаешь ли ты названия мультфильмов

Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма.

V///.Итог урока.

-Какие слова пишутся с большой буквы?

      - Сравните свой вывод с выводом в тетради.

- О чем нужно задуматься, чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву при написании? (О смысле слова, словосочетания или предложения.)

     - Запишите на зелёной полосе своё имя и фамилию.

- На партах у вас лежат грустные и веселые смайлики.

- Если вам понравился урок, поднимите веселые смайлики.

- Если нет, то грустные.

(Смайлик-от английского «улыбка», значок,  состоящий из знаков препинания,обозначающий эмоции, для общения в Интернете.)

Слайд 33. Рефлексия. Собирание цветка.

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Значение суффиксов", с презентацией.

Автор УМК «Начальная школа ХХI века» С.В.ИвановТема урока: Значения суффиксовТип урока: урок овладения новыми умениями  и формирования первоначальных навыковМетодические приемы изучения темы: Наб...

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....