Род имен существительных
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Шумай Инна Ильинична

Методическая разработка урока по программе "Школа 21 века". Урок в з класс. Род имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_3kl.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс  по учебнику С.В. Иванова «Русский язык»
Тема урока

 «РОД ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»            

                                                                                   

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с приёмами распознавания рода имён существительных.

    2. научить  распознавать род имён существительных .

  1. развивать речь,  мышление, обогащать словарный запас
  2. воспитывать интерес к учебе, аккуратность при письме, дружеские отношения.

Оборудование: у каждого учащегося учебник «Русский язык» 3 класс С.В. Иванов, ручка, простой карандаш.

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.  

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.         

Какое время года? Зима наступает.   Зима – это слово какой части речи? (Имя суш.) Какие признаки им.сущ можете найти в этом слове?      

(Это слово обозначает время года, отв. на вопр. что?, в ед. числе)

Какую большую тему мы с вами изучаем?

Части речи. Имя существительное.

А что вы можете сказать об имени сущ-ном?

      Мы с вами в течение нескольких уроков составляем схему и имени      

       сущ-ном.  Расскажите по этой схеме:

                                 Имя сущ-ное

                                  Часть речи

                                    Предмет

                                  Кто?  Что?

                               Ед.чис.     Мн.чис.

Предлагаю вам задание.  Слова, которые записаны на доске,  вы должны разделить на две группы. На какие две группы их можно разделить?

Слова: мальчик, папа, дом, рыба, дочка, мама, солнце, дитя, дерево, очки, брюки, книги.

4. Работа в парах

На доске, разделённой на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку – мальчик, папа, дом, рыба, дочка, мама, солнце, дитя, дерево. В другую – очки, брюки, книги.

Объясните свой выбор.

5. Постановка учебной задачи

   В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы  разделить имена сущ-е ед. числа на три группы?

Работа в парах

1. мальчик, папа, дом
2. рыба, дочка, мама
3. солнце, дитя, дерево

А теперь свяжите каждое слово со словами мой, моя, моё и составьте словосочетания.

Как вы думаете, вы всё правильно составили? А почему не получается?

- Потому что мы эту тему еще не усвоили. А тема у нас называется : Род имён существительных.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
Как вы понимаете слово род? 
(Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? 
(Научиться определять род имён существительных)

 А по каким признакам мы будем распределять слова по родам?

1. Это грамматический признак – окончание

Слова м.р. имеют окончание – нулевое

Слова женского рода имеют окончание –а/-я

Слова среднего рода - -о/-е

8. Физк-ка.

9. Работа по учебнику.

Упр 1, стр 160 с комментированием

Упр 2, стр 161 самостоятельная работа ( записать сочетание слов прил. + сущ.) красивая роза, ….

10. Итог.

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

- О чём говорили? (о роде имени существительного).

- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род; род определяется при помощи слов-помощников и по  окончаниям слов).

Что добавим в  схему?

                                 Имя сущ-ное

                                  Часть речи

                                    Предмет

                                  Кто?  Что?

                               Ед.чис.     Мн.чис

                             Ж.р.    М.р.      Ср. р

11. Рефлексия.

Как чувствовала на уроке?

Какие затруднения возникли при выполнении упражнений?

12. Выставление оценок.

13. Домашнее задание.

 Упр 3, стр. 162, правило стр. 160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...