Уроки
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Малчанова Донара Валерьевна

Русский язык 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Дидактическое обоснование

 Русский язык 3 класс, авторы учебника:  С.В. Иванов, А.О. Евдокимова , М.И. Кузнецова  УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: однородные члены предложения. 

Дидактическая цель: повторить знания учащихся по теме урока.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии  (внеурочная форма урока – урок практикум)

Задачи урока:

1) Предметные: обобщить знания об однородных членах предложения;

2) Метапредметные:

1. Познавательные: общеучебные универсальные действия –  находить однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами; формировать орфографическую зоркость; логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Регулятивные: учиться целеполаганию, планированию деятельности, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

3) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-парная, групповая, фронтальная

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор, интерактивная доска

  1. Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Включение в деловой ритм.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Подготовка класса к работе

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;    

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .  

2). Сообщение темы, цели и задач практикума;

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

-Посмотрите на слайд.(слайд № 2) Определите, о чём пойдёт речь на уроке. 

О, и О, и  О, и О  

О,а О

О,да О

О,но О 

-Что мы уже знаем, умеем?

-Что должны вспомнить сегодня на уроке?

-Кто уверен в своих знаниях и умеет находить однородные члены предложения?

-Кому нужна помощь?

Осознание  потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

-О предложениях с однородными членами, т.к. даны схемы предложений с однородными членами предложения.

Уч-ся формулируют тему урока:

Ставят цели:

Вспомнить:

-Что такое однородные члены предложения?

-Находить однородные члены предложения.

-Какими членами предложения они могут являться?

-Какими частями речи могут быть выражены члены предложения

-Учиться правильно и уместно использовать однородные члены предложения в речи, ставить знаки препинания при  однородных членах предложения.

 -Учиться планировать свою деятельность; оценивать свою работу и работу одноклассников  на уроке.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы

3). Актуализация опорных знаний и умений учащихся;

Создаёт  условия для повторения признаков однородных членов предложения,

включает  учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

-Давайте вспомним, что вы знаете об однородных членах предложения.

-Ребята, а какая игра нам поможет вспомнить какими частями речи могут быть выражены члены предложения? 

-Оцените свою работу в паре.  В карточке, в задании №1 поставьте отметку.

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов, формулируют  собственное мнение и аргументируют  его. 

Вспоминают алгоритм нахождения однородных членов предложения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed46d73d-d5d6-4a0f-bee2-c95653c32630/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BIG_080%5D.swf

Делают вывод:

- Чтобы найти однородные члены предложения, необходимо  найти грамматическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Работа в парах:

Игра «Пинг –пон»  «Части речи»

1 обучающийся называет член предложения.

2 обучающийся называет часть речи, которой он может быть чаще  выражен ( или вопросы, на которые отвечают части речи)

Оценивают работу в карточке оценивания.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4). Выполнение работы учащихся под руководством учителя;

Организовывает практическую  самостоятельную  работу по нахождению однородных членов в предложении

Конверт № 1

Перед вами конверт № 1 . Посмотрите на его содержимое.

-Что будем делать?

-Что объединяет эти предложения?

-Запишите понравившееся вам предложение (слайд № 3). Кто чувствует свои силы, составьте схемы предложений и поставьте себе дополнительную отметку.

- Что вспомнили, выполняя это задание? .(слайд № 4)

-Оцените свою работу в группе. В  карточке, в задании №2 поставьте отметку.

Конверт № 2

-Послушайте строки:

-Дама сдавала багаж…

-Кто может продолжить?

-Кто автор этих строк? (слайд № 4)

-Как это предложение связано с темой урока?

-Перед вами конверт № 2. Посмотрите на его содержимое сформулируйте задание. (слайд № 5)

-Подумайте, какими членами предложения являются однородные члены предложения?

-Дополнительное задание: составить схему предложения. Проверка: (слайды № 6, № 7)

-Что вспомнили, выполняя это задание?

(слайд № 8)

- Оцените свою работу в паре. В карточке , в задании №3 поставьте отметку.

Конверт № 3

Посмотрите на содержимое конвертов. Что будем делать?

Составьте предложения, связанные с учёбой, учебными предметами.

-Какой сделаете вывод, используя в помощь слайд? (слайд № 9)

Участвуют  в  практической работе  по нахождению однородных членов в предложения

-Части предложения и запятые.

-Составлять предложения.

Работа в микрогруппах:

Обучающиеся составляют пословицы и поговорки с союзами  и, а, да, но. И объясняют их значение.

1 группа:

Знай больше, а говори меньше.

Терпение и труд всё перетрут. 

2 группа:

Бабушка гадала, да надвое сказала.

Можно смотреть, но не видеть.

-Это пословицы и поговорки об учении.

-Что в предложениях с однородными членами перед союзами и, а, да, но ставится запятая.

Находят схему в пространстве класса. Оценивают работу в карточке оценивания.

Продолжают строки из стихотворения С.Я. Маршак «Багаж».

-В нём есть однородные члены предложения.

Работа в группах:

1 группа:

-Будем изображать однородные члены предложения с помощью предметных картинок.

2 группа:

-Будем играть роль знаков препинания и союзов.

Находят в пространстве класса карточку, обозначающую дополнение.

 Делают вывод:

- Между однородными членами предложения, не соединёнными союзами, ставится запятая. Если перечисление заканчивается, ставится союз и.

Оценивают работу в карточке оценивания.

-Составлять предложения с повторяющимися союзами.

Работа в группах.

Составляют предложения с повторяющимися союзами и, или.

-Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами.

Регулятивные: контроль, высказывание предположения (версии) на основе работы с материалом урока;  коррекция;

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; 

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

5). Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Поставить учебную задачу перед каждой

группой.

-Ребята, давайте вспомним, какие вопросы ставили в начале урока? Чему учились?

-Оцените свою работу на уроке. Сдайте  листки  контроля  вместе  с  тетрадями,  чтобы  я  могла   оценить  вашу  работу.

Д/з: Упр.3 с.136

Стандартный минимум: выполнить задания к упражнению.

2. Повышенный уровень: составить схемы предложений с однородными членами. 

  Обсуждают полученные результаты работы.

 -Что такое однородные члены предложения..

-Учиться правильно и уместно использовать однородные члены предложения в речи, ставить знаки препинания при  однородных членах предложения.

 -Учиться планировать свою деятельность; оценивать свою работу и работу одноклассников  на уроке.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

           



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Контрольный тест»

Цель урока: проверить  сформированность  знаний, умений, навыков главных и второстепенных  членов  простого предложения.

Планируемые результаты:

  • Предметные

проверить знания, полученные по теме «Члены простого предложения»;

  • Личностные

           Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития регулятивных способностей и навыков .  

Тип урока: контроль знаний.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, ручки, простые карандаши

 

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин

 Здравствуйте, ребята,

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Урок русского языка.

Приветствуют учителя.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.

Актуализация опорных знаний

 

5

мин

- Ребята, сели прямо, ножки поставили на пол, спинки выпрямили.

- Сегодня мы будем писать тест

     Вспомните все члены предложения.

Грамматическую основу предложения.

Второстепенные члены предложения.

 

Отвечают на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка и решение учебной задачи

Частично-поисковый

-сравнение

-обобщение

20

мин

Пишут контрольный тест по теме : «Члены простого предложения» 

Отвечают на вопросы теста

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4.

Физ.Минутка

3

мин

Я вижу вы немного устали. Встаньте со своих мест и немножко отдохнём

5.

Закрепление изученного материала

10

мин

Внимательно посмотрите свои тесты и проверьте

Выполняют задание на уроке

   6.

Рефлексия

3

мин

Итак, давайте сделаем выводы о нашем уроке.

- Вы написали тест. Выполненные тестовые задания сдаём на проверку, а на следующем уроке будем выполнять работу над ошибками.

- Каким вам показался тест: трудным или легким?

Молодцы!

Отвечаю на вопросы учителя

П: строить речевые высказывания в устной форме

7.

Дача домашнего задания

3

мин

Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задании



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-го класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик  научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД: Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;  пытаться принимать иную точку зрения;  быть готовым корректировать свою точку зрения.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.

           В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная,  индивидуальная формы организации учебной работы,  применён  системно-деятельностный подход. 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1).

-Покажите, какое у вас сейчас настроение?

Показывают смайлики    (Приложение № 2).

психологический настрой

рефлексия настроения

Приветствие учителя и гостей.

Показывают смайлики настроения

2. Мин. чистописания

1.- Назовите правильно букву.                                

2. - Напишем буквосочетания. (На доске написано: ци, цы)

А) - Прочитайте: ци. Пишем безотрывно (показываю).

Б) - Прочитайте: цы. Пишем безотрывно (показываю).

- Сравните произношение этих буквосочетаний (одинаковое).

- Сравните написание этих буквосочетаний (разное).

В) - Можете объяснить, почему при одинаковом произношении написано по-разному?

- А хотите узнать? Тогда за работу!

Называют: «ЦЭ»

Прописывают буквосочетания

Делают вывод, что одинаковые сочетания звуков могут быть обозначены разными буквами

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6  мин.

-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3-4).

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

- А у вас в данный момент,  запись каких слов  вызывает  затруднение? Почему?

- А в каких частях слова неясное написание и после,  какого именного звука?

-  Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5).

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

проблемная ситуация

побуждающий диалог

работа в паре

Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель:

составление плана достижения цели и алгоритма действий.

15 мин.

Планирование УД

- Давайте составим план изучения новой темы. - Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3).  ( Слайд № 6)

(направляет, помогает)

_А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой.

(Слайд № 7)

«Лесенка» УД

сопоставление

.

Фиксируют на листе «лесенку» УД.

Желающие пытаются выставить план действий.

Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД

Работа с грамматическим материалом

- Работаем в паре.

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом.  Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 5).

(Слайд № 8)

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение № 5).

 ( Слайд № 9) (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль,  цифра?  С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение № 5).

( Слайд № 10) (проверяем).

работа в паре

наблюдение

частично-поисковый

опорный сигнал

работа со схемами

меж предметная связь (математика)

Налаживают контакты. Читают слова.

Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске).

Выведение правила

- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

(Слайд № 11) (проверяем).

работа в паре

(Пытаются сформулировать правило)

Ответы

Работа с правилом

Работа со словарем

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12).

.- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Цыгане живут у нас в Хакасии?

-Повторим чистоговорку хором.

-А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-Посмотрим, получилось ли у ребят.

работа с учебником

частично-поисковый

наблюдение

фронтальная работа

работа с источником информации

региональный компонент

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

- Что значит «цыц»? Цыкнул?

Проговаривают вслух.

Составляют родственные слова.

Инсценируют чистоговорку.

Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку

Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и  нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).

-А теперь проверим! ( Слайд № 13).

сопоставление

Определяют задачу для себя.

Составляют последовательно алгоритм.

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Физминутка

- А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо?

(Слайд № 14)

Видеоклип  «Что такое доброта?» (приложение № 8).

здоровьесбережение

Выполняют танцевальные движения.

4. Первичное закрепление.  

Цель: применение нового знания с проговариванием.

8-10  мин.

-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 15)

1) Проверить себя каждый  может, выполнив маленький тест (приложение № 10).

- Кто не допустил ошибок?

 -Молодцы!

работа в паре

взаимоконтроль

индивидуальная работа

самоконтроль

Определяют задачу,

выполняют, проверяют, оценивают себя

выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга

5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том,  что он уже умеет.

5-7 мин.

3) Работа по учебнику  (по времени)

(самостоятельно) (Слайд № 16).

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения?

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

 

самостоятельная работа

самоконтроль

оценивание

межпредметная связь (литературное чтение)

Выполняют,

проверяют, оценивают

«Зайцы».

6. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого.

5  мин.

-Всю ли работу мы выполнили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали? (Слайд № 17).

-Кто вам помогал обрести новые знания?

-Кому было легко? Трудно?

-Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите.

-Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята,  за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас
!

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

 -А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас  работал (приложение № 11).

фронтальная работа

рефлексия

приём «Комплимент»

приём «СМС-сообщение»

Отвечают на вопросы

Делают вывод, доказывают

Оценивают друг друга

Самооценка

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2)  (Слайд № 18).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Домашнее задание

Д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,

стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19).

-Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.

дифференцированный подход

межпредметная связь (окружающий мир)

Выбирают  задание

Спасибо за урок! (Слайд № 20).

                     



Предварительный просмотр:

Вариант I

1. В предложениях подчеркни грамматические основы.

Сухая трава побелела от инея.

Лужи затянул тонкий ледок.

К вечеру небо просветлело.

2. В предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Мы любили играть под липами.

Ярко светит летнее солнышко.

3. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.

Я люблю читать (что?)…………………. и мечтать

 (о чем?)………………

Я выполнил рисунок (чем?)………………….

4. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово  ель, подчеркни.

Ель растет во влажных лесах.

Игрушки висят на ели.

На поляне дети увидели ель.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------__________________________________________________________

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

Вариант II

1. В предложениях подчеркни грамматические основы.

С болота донесся журавлиный клич.

Холодный ветер легко продувает плащ.

В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2. В предложениях, найди и подчеркни все обстоятельства.

Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.

Завтра мы пойдем в музей.

3. В предложениях, найди и подчеркни все дополнения.

Дуб боится крепких морозов.

Отец быстро вскопал грядку.

4. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово ёлка, подчеркни.

Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.

Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.

Высокие ёлки окружили полянку зеленым хороводом.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6 Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

2. Тест

Вариант I

1. Отметь «×» правильную характеристику предложения: «Сколько стихов и песен сложили русские люди о красоте березы!»

 1) побудительное, восклицательное

 2) побудительное, невосклицательное

 3) повествовательное, невосклицательное

 4) повествовательное, восклицательное

 5) вопросительное, восклицательное

2. Отметь «×» все побудительные предложения.

 1) Какая спелая земляника растет на пригорке!

 2) Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку

         на солнце.

 3) Солнце опустилось за вершину ели.

 4) Встречайте зимушку-зиму!

 5) Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь «×» все нераспространенные предложения.

 1) По небу плывут облака.

 2) Солнце село.

 3) Люблю смотреть на закат.

 4) Журчит прозрачный

         ручей.

 5) Небо потемнело.

4. Отметь «×» основу предложения: «К осени скворцы собираются в многочисленные стаи».

 1) собираются в стаи

 2) скворцы собираются

 3) скворцы в стаи

 4) собираются к осени

 5) в многочисленные стаи

5. Отметь «×» все обстоятельства в предложении: «Вечером мы весело играли с ребятами на улице».

 1) играли

 2) вечером

 3) с ребятами

 4) весело

 5) на улице

6. Отметь «×» все дополнения в предложении: «На уроке дети рисовали лесных зверей».

 1) на уроке

 2) дети

 3) рисовали

 4) зверей

 5) лесных

7. Отметь «×» все вопросы к обстоятельству.

 1) что?

 2) где?

 3) что делать?

 4) как?

 5) чей?

8. Отметь «×» все определения в предложении: «Лампа раньше стояла на папином письменном столе».

 1) на папином

 2) раньше

 3) стояла

 4) на письменном

 5) на столе

9. Отметь «×» все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

 1) завтра

 2) быстро

 3) цветной

 4) в деревне

 5) быстрый

10. Отметь «×» слова, которыми можно продолжить предложение: «Определение обозначает…»

 1) признак предмета

 2) время действия

 3) действие предмета

 4) чей это предмет

 5) предмет

11. Отметь «×», каким членом является слово дуб в предложении: «Подберезовик рос под старым дубом».

 1) подлежащее

 2) сказуемое

 3) определение

 4) обстоятельство

 5) дополнение

12. Отметь «×» предложение, которое соответствует схеме:

.

 1) Качаются на ветру лиловые колокольчики.

 2) Под деревьями цветет душистый иван-чай.

 3) На лесных лужайках цветут ромашки.

 4) Мы вышли на большую поляну.

 5) Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь  «×»  все  предложения,  которые  неверно  разобраны  по членам.

 1) На лугу пышно цветет клевер.

 2)  птиц появились птенцы.

 3) В июле лес пахнет ягодами и грибами.

 4) В лесу разросся малинник.

 5)  ягоды облепили  ветки.

14. Отметь «×» схему, к которой нельзя придумать предложение.

 1)

 2) 

 3)

 4)

 5)

Вариант II

1. Отметь «×» правильную характеристику предложения: «Берегите красоту и богатство леса!».

 1) повествовательное, восклицательное

 2) побудительное, восклицательное

 3) побудительное, невосклицательное

 4) повествовательное, невосклицательное

 5) вопросительное, восклицательное

2. Отметь «×» все повествовательные предложения.

 1) Какая спелая земляника растет на пригорке!

 2) Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку

        на солнце.

 3) Солнце опустилось за вершину ели.

 4) Встречайте зимушку-зиму!

 5) Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь «×» все нераспространенные предложения.

 1) Плывут золотые кораблики.

 2) Скоро придет весна.

 3) Ласточки вернулись.

 4) Звучит звонкая песенка.

 5) Дует ветерок.

4. Отметь «×» основу предложения: «Крупные росинки блестят на яркой траве».

 1) крупные росинки

 2) на яркой траве

 3) блестят на траве

 4) росинки блестят

 5) росинки на траве

5. Отметь «×» все обстоятельства в предложении: «В детстве я часто купался на песчаной отмели».

 1) купался

 2) в детстве

 3) на отмели

 4) на песчаной

 5) часто

6. Отметь «×» все дополнения в предложении: «Дети слушают волшебные сказки перед сном».

 1) перед сном

 2) сказки

 3) слушают

 4) дети

 5) волшебные

7. Отметь «×» все вопросы к определению.

 1) для чего?

 2) как?

 3) чей?

 4) откуда?

 5) какой?

8. Отметь «×» все определения в предложении: «Мурзик любил спать в старом бабушкином кресле».

 1) Мурзик

 2) в старом

 3) в кресле

 4) в бабушкином

 5) спать

9. Отметь «×» все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

 1) цветной

 2) в небе

 3) громко

 4) солнечный

 5) вечером

10. Отметь «×» все слова, которыми можно продолжить предложение: «Обстоятельство обозначает…»

 1) признак предмета

 2) время действия

 3) предмет

 4) место действия

 5) чей это предмет

11. Отметь «×», каким членом предложения является слово ландыши  в предложении: «В мае распускаются душистые ландыши».

 1) подлежащее

 2) сказуемое

 3) дополнение

 4) определение

 5) обстоятельство

12. Отметь «×» предложение, которое соответствует схеме:

.

 1) Качаются на ветру лиловые колокольчики.

 2) У дороги растет душистый иван-чай.

 3) На лесных лужайках цветут ромашки.

 4) Поляна похожа на пестрый ковер.

 5) Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь  «×»  все  предложения,  которые  неверно  разобраны  по членам.

 1)  лугах зацвели одуванчики.

 2) Одуванчики похожи  солнышки.

 3) Днем подставляют одуванчики головки солнцу.

 4) Вечером цветы свертывают лепестки.

 5) Ночью одуванчики спят.

14. Отметь «×» все схемы, к которым нельзя придумать предложения.

 1)

 2)

 3)

 4)

 5)

3. Итоговая контрольная работа за I полугодие

Вариант I

1. Сделай фонетический разбор слова  огонь.

2. Разбери по составу слово  осиновый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Вороны сели на берёзу.

Бродит ветер по болоту.

Птицы улетают в жаркие страны.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает определение.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши, подчеркни все члены предложения.

Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.

Огонёк ярко вспыхнул и потух.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с однородными подлежащими, подчеркни их.

Миша заболел, но быстро поправился.

По  утрам  густой  туман  покрывал  и  лес,  и  скалы,  и  ближайшие острова.

В лесу росли пихты, ели и берёзы.

Цветы пахли не резко, а нежно.

На экскурсию поедут ученики и родители.

Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Вариант II

1. Сделай фонетический разбор слова  пять.

2. Разбери по составу слово  дождливый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Смолистые шишки украшают вершины елей.

Над прудом кругами летает черный коршун.

У воды бродят красивые птицы.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши, подчеркни все члены предложения.

Луга, поля, деревья покрылись снежной пеленой.

Коршун сложил крылья и камнем упал на добычу.

6 (дополнительное). Найди и запиши предложения с однородными сказуемыми, подчеркни эти сказуемые.

Миша заболел, но быстро поправился.

По  утрам  густой  туман  покрывал  и  лес,  и  скалы,  и  ближайшие острова.

В лесу росли пихты, ели и берёзы.

Цветы пахли не резко, а нежно.

На экскурсию поедут ученики и родители.

Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

Класс: 3 (часть1)

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Количество часов в теме – 6, номер урока в теме - №1

Тема: однородные члены предложения.

Целеполагания для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и  предметных  результатов обучения по теме  «Однородные члены предложения».

Аспект цели:  первоначальные представления об однородных членах предложения.

Целеполагания для ученика: буду учиться находить однородные члены предложения, составлять предложения с однородными членами предложения; буду учиться соблюдать интонацию перечисления при однородных членах; буду учиться использовать знаково-символические средства; буду учиться работать в группе; буду учиться слушать  и слышать учителя и одноклассников, следовать инструкциям. 
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-  развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокеррекцию учебной деятельности

- формирование нравственных качеств личности: целеустремленности, товарищества, трудолюбия

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формирование умения принимать и сохранять цель и  учебные задачи урока; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

- формирование умений  оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе (коммуникативные УУД)

- формирование умения определять однородные члены предложения и составлять предложения с однородными членами предложения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ( познавательные УУД)

- формирование умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию ( регулятивные УУД)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формирование умений распознавать однородные члены в предложениях; - определять какими членами в предложении они являются;

- совершенствовать умения по составлению предложений


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная 

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.

  

Этап урока

Название используемых ЭОР 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности

 Создает  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Организует игру «Мозговой штурм»

         Наблюдает за работой учащихся

Проверяют готовность к уроку, определяют и формулируют назначение своей деятельности на уроке, записывают дату в тетрадях.

Читают предложения:

В садах поспевают яблоки. – В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

В игре «Мозговой штурм» повторяют знания о предложении, членах предложения.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать

2.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

 

 Организует проблемную ситуацию. Проводит поисковую беседу с учащимися.

Списывают второе предложение, подчеркивают в нем  грамматическую основу.

В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

 (Возможно подчеркнут разное количество подлежащих - проблема)

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

3.

Выход к учебной проблеме.

Организует разрешение проблемной ситуации, побуждает участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Учит формулировать собственное мнение и аргументировать его.      

Обсуждают проблемный вопрос (количество подлежащих); находят подлежащие; определяют вопрос, на который они отвечают; определяют,  к какому слову они относятся;     доказывают свою точку зрения; предполагают, как можно назвать такие члены предложения (одинаковые, похожие...).

        Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий Личностные:

 

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

4.

План решения учебной проблемы

Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Обучающиеся ставят цель на урок; задают  вопросы по теме; 

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

5.

Открытие новых знаний.  Первичное проговаривание

ЭОР 1 "Однородные члены предложения"

Демонстрирует ЭОР; организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия, необходимые для знакомства с понятием «однородные члены предложения»; побуждает к действию

Учащиеся отвечают на вопросы учителя; определяют, какие члены предложения называются однородными;

 выделяют признаки однородных членов предложения; 

формулируют правило – «однородные члены предложения» по опорной схеме ЭОР, 

 сверяют свое правило с учебником (с. 100).

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

6

Пробное действие – работа в группах

ЭОР -2 "Как найти однородные члены предложения?"

Организует работу с помощью ЭОР в группах; обеспечивает мотивацию выполнения и контролирует выполнение задания.

Читают предложения:

Проснулись рыбаки в шалаше и сняли с шестов сети.

Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

 находят  однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения,

осуществляют контроль

Личностные - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.

Первичное закрепление знаний

 

Организует самостоятельную работу с учебником; взаимопроверку    

Обращает внимание на соблюдение  интонации при однородных членах

Читают задание к  Упр. 1 на стр.100; списывают предложение; подчеркивают однородные члены предложения; осуществляют взаимопроверку

Выделяют перечислительную интонацию при однородных членах предложения.

Осуществляют контроль по учебнику (стр.100)

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

8.

Творческое воспроизведение знаний

 

Организует фронтальную работу с учебником, дает творческое задание (составить опорный знак); Отмечает степень вовлеченности учащихся.  

Читают предложения; соблюдают перечислительную интонацию; называют однородные члены предложения; определяют, какие это члены предложения; вспоминают графическое обозначение членов предложения;

составляют опорную схему изображения однородных членов предложения;

сравнивают свою схему со схемой в учебнике (с. 101)

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

9

Рефлексия. Подведение итогов урока.

ЭОР 3 "Составь предложение"

 

 

 

 

 

 

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

 Организует оценочные высказывания учащихся. Организует рефлексию. Предлагает дифференцированное  домашнее задание:

1)В учебнике стр.102- Упр.№4

2)В печатной тетради

Осуществляют самооценку; формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции изученного  материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Составляют предложения по иллюстрации ЭОР  

 Выбирают предложения с однородными членами предложения

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Планируемые результаты: учащиеся получат первичные знания об однородных членах предложения, будут уметь находить однородные члены предложения, соблюдать перечислительную интонацию при однородных членах предложения; контролировать и оценивать свою работу и её результат; уметь договариваться и приходить к общему вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...