Для всех ли фонем есть буквы
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Для всех ли фонем есть буквы

Тип: повторение и закрепление изученного

Задачи: Создание условий для того, чтобы показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы

Планируемые результаты

Предметные:

углубление и закрепление знаний по фонетике, развитие фонетического слуха, усовершенствование навыка постановки ударения, отработка правильного литературного произношения.

Метапредметные:

развитие интереса к изучению русского языка;
развитие памяти, мышления, речи;
развитие аккуратности, внимательности, любознательности.

Личностные:

воспитание уважения к родному языку; формирование интереса к знаниям, желания познавать и обучаться.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

- Предлагает прослушать заранее записанные звуки: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает стихотворение, ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.

- Объявляет тему занятия

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

 

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться.

В барабане схорониться,

Если где услышим стук.

Значит, к нам добрался... (звук.)

С. Ефремов

- Называют услышанные звуки. В ходе обсуждения выделяют звуки человеческой речи.

Актуализация необходимых знаний

- Приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

- Предлагает отгадать фонетические загадки (ИД, сл. 1)

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

- Загадывает загадки о гласных и согласных звуках

Воздух рвет преграды,

Шум получается,

Голоса нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это... (согласный глухой.)

          Воздух свободно идет через рот.

          Нет препятствий разных.

          Голос участвует, голос зовет,

          Звук получается... (гласный.)

5. Пулька или Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

6. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «...Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)

- Отгадывают загадки, объясняют свои ответы

- Повторяют признаки гласных и согласных звуков, объясняют, почему отличается количество букв и звуков в словах

Организация познавательной деятельности

- Просит прочитать гимн звукам родного языка (ИД, сл. 2)

- Проводит фонетическую викторину

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот - три звука и в слове мяу - три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему. (ИД, сл. 3)

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.) . (ИД, сл. 3)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.) . (ИД, сл. 3)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.) . (ИД, сл. 4)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги.) . (ИД, сл. 4)

- Проводит фонетический диалог «Кто важнее?»

- Читает хорошо читающий ребёнок

- Отвечаю на вопросы викторины, повторяют знания о звуках и буквах

- Читают диалог на доске, отвечают на вопрос

Подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы: что понравилось, что было трудно, что было легко и интересно

Отвечают на вопросы, выбирают на доске смайлик – солнышко или тучку.

Дополнительный материал: фонетические загадки, скороговорки


Фонетическая минутка

Какой новый звук появился?

Сон - стон,

сок — сток,

сук - стук,

каска - краска,

салка — скалка,

кошка — крошка,

тучка - штучка.

ролик — кролик,

кот - крот,

Всегда вместе

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить - и никак.

Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные. Тсс...

Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные. Ay! Ay! Ау!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:

Гласные. [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)

Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.

Вот так: роза - гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.

(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.   (Флюс - плюс.)

 

С буквой «Л» - в игре в футбол

Часто слышим слово...

С «Д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало - просто...    (Гол - год.)

 

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.    (Сурок - сорок.)

 

Я бываю золотой,

А природный - костяной.

Если «3» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

 

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.    (Зуб - куб.)

 

С глухим согласным —

Напиваюсь в поле,

Со звонким –

Сам звеню я на просторе!   (Колос — голос.)

 

Когда я - месяц, то, легко дыша.

Ты как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.    (Март -марш.)

Игра «Превращение слов»

Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль - (мол - лом).                    Пилка - (пика - кипа).

Мушка - (мука - кума).               Пиала - (пила - липа).

Сток - (ток - кот).                        Горка - (гора-рога).

Краб - (раб - бар).

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

 

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! - и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

 

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

 

- Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги! –

Нет, снова - тук!.. Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

 

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Первое правило

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

 

Второе правило

Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор,

Был оглашен ни приговор –

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску - не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

Фонетические головоломки

Я - сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.     (Атлас - атлас.)

 

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючки они,

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это... (окуни.)

 

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель.

Поет апрельская... (капель.)

 

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.  (Ирис - ирис.)

 

Мы - для пильщиков подставка.

Мы - для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!   (Козлы - козлы.)

Я. Козловский

Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»

1. Может плавать целый день

В ледяной воде...

 

2. Словно вихрь летит, спасаясь

От врага, шумливый...

 

3. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным...

 

4. Вместо шерстки - иглы сплошь,

Враг мышей - колючий...

 

5. В овечках знает толк

Свирепый, жадный...

 

6. По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

 

7. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет...

 

8. На носу зверь носит рог

И зовется...

 

9. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки,

А все ж зовут зверьков Морские...

 

10. Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это...

 

11. На себе везет не прытко

Домик собственный...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для всех без исключения есть правила движения

Цель: учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки...

«ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»

Повторение правил дорожного двидения в игровой форме...

Конкурс-игра Правил много есть везде, но главней всех ПДД!

Интелектуально-познавательная игра по правилам дорожного движения....

Интеллектуальная игра брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения" для детей с тяжелыми нарушениями речи (видео урок)

Аннотация  к интеллектуальной игре Брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения"   Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою ...

Есть правила движения для всех без исключения

Данный материал можно использовать в работе с обучающимися 1-3 классов. Он позволяет повторить правила дорожного движения и наглядно рассмотреть улицы, дорогу к дому, перекрестки. Запомнить и повторит...