Презентация "Богатство и разнообразие русского языка"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Товт Екатерина

Даныый материал поможет более ярко и красочно рассказать ученикам младшего звена о русском языке

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство и разнообразие русского языка «Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» М.А. Шолохов.

Слайд 2

БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА БОГАТСТВО СЛОВАРЯ Словарь церковнославянского и русского языка 1847 год- 115 тыс. слов Словарь живого Великорусского языка В.И. Даля 200 тыс. слов Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова 90 тыс. слов

Слайд 3

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Среднестатистический человек 7-9 тыс. слов Образованный человек 11-13 тыс. слов А.С. Пушкин 21 тыс. слов У. Шекспир 15 тыс. слов С. Есенин 18 тыс. слов Н.В. Гоголь («Мертвые души») 10 тыс. слов

Слайд 4

РУССКИЙ ЯЗЫК- ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 5

РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗНАЧЕНИИ Международный язык — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.

Слайд 6

ПРИЗНАКИ: Большое количество людей считает этот язык родным. Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком На этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах. Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный. Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

Слайд 7

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯЗЫКИ РАНГ ЯЗЫК РОДНОЙ ВТОРОЙ ОБЩЕЕ ЧИСЛО 1 Китайский 1,2 млрд - - 2 Английский 335 млн 505 млн 840 млн 3 Испанский 399 млн 90 млн 500 млн 4 Русский 166 млн 125 млн 291 млн 5 Арабский 203 млн 28 млн 231 млн

Слайд 8

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ

Слайд 9

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу !» И.С. Тургенев

Слайд 10

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью .» А.И. Куприн

Слайд 11

Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Слайд 12

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

1. Богатство русского языка.

«Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» М.А. Шолохов.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия, нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Г. Паустовский).

Богатство любого языка определяется, прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тысяч слов, В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тысяч слов.

А каким должен быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. В то время как, например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысяч слов, причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин — 18 тысяч слов, Сервантес — около 17 тысяч слов, Шекспир — около 15 тысяч слов, Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов.

Воистину, русский язык невероятно богатый по своему содержанию. Богатство языка, существование множества слов для пояснения нюансов, тонкостей и большей полноты содержания мысли человека, говорит о древности языка и духовном  богатстве народа, говорящего на этом языке!  Богатство языка является прямым отражением уровня культурного и духовного развития народа!

2. Русский язык — язык межнационального общения.

Русский язык — один из восточнославянских языковнациональный язык русского народа. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков КазахстанаКиргизии и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из шести рабочих языков ООНЮНЕСКО и других международных организаций.

Число владеющих русским языком в России составляет 137,5 млн человек (2010), всего в мире на русском говорят около 260 млн человек (2014).

Традиционно языком межнационального общения называют язык, посредством которого преодолевают языковой барьер между представителями разных этносов внутри одного многонационального государства. Выход любого языка за пределы своего этноса и приобретение им статуса межнационального - процесс сложный и многоплановый, включающий в себя взаимодействие целого комплекса лингвистических и социальных факторов. При рассмотрении процесса становления языка межнационального общения приоритет обычно отдаётся социальным факторам, поскольку функции языка зависят и от особенностей развития общества. Однако, только социальные факторы, какими бы благоприятными они ни были, не способны выдвинуть тот или иной язык в качестве межнационального, если в нём отсутствуют необходимые собственно языковые средства.

Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы. 
Образование и развитие национального языка — сложный, длительный процесс. История русского национального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация.

Норма языка — это общепринятое употребление языковых средств, правила, определяющие образцовое использование языковых средств. Традиционно создателем русского литературного языка является А.С. Пушкин, который соединил литературный русский язык предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Язык пушкинской эпохи в своей основе сохранился до наших дней. Литературный язык объединяет живущие поколения, люди понимают друг друга, так как пользуются одними языковыми нормами. Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации, но и на всех уровнях власти. 

3.Русский    язык    в    международном значении.

Международный язык — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:

  • Большое количество людей считает этот язык родным.
  • Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком.
  • На этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах.
  • Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный.
  • Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

 Русский язык - один из наиболее распространённых и богатых языков мира, на которых говорят за пределами основной территории их распространения представители разных народов, общаясь не только с исконными носителями этих языков, но и между собой. Так же, как английский и некоторые другие языки, использующиеся за пределами стран, для которых они являются государственными или официальными, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в разных сферах международного  общения, например выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, средства кодирования и хранения общечеловеческих знаний (60-70% всей мировой информации публикуется на английском и русском языках). Русский язык - необходимая принадлежность мировых систем коммуникации (радиопередач, авиа- и космической связи и т. д.). Английский, русский и некоторые другие мировые языки характеризуются не только спецификой общественных функций (функция посредника в распространении знаний  в разных странах; функция языка дипломатии, международной торговли, транспорта, туризма; просветительская функция - на них обучается молодёжь развивающихся стран), но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования (признание «иностранным языком», т.е. предметом преподавания в школах и вузах большинства стран; юридическое признание «рабочим языком» в международных организациях, прежде всего в ООН, на международных конгрессах и т.д.).


Русский  язык по абсолютному числу владеющих им занимает четвертое место в мире.

Ранг

Язык

Родной

Второй

Общее число носителей

Стран

1

Китайский язык

до 1,2 млрд

?

около 1,2 млрд

33

2

Английский язык

335 млн

505 млн

840 млн

101

3

Испанский язык

399 млн

до 90 млн

500 млн

31

4

Русский язык

166 млн

125 млн

291 млн

16

5

      Арабский язык

242 млн

21 млн

263 млн

60

6

Португальский язык

203 млн

28 млн

231 млн

12

Однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно как родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах. До распада СССР русский язык изучали 20-24 млн. школьников, студентов, других лиц в 91 стране, глобальным  образом в странах Восточной Европы и других бывших  социалистических государствах. Он признавался также языком межнационального общения у всех народов нынешнего «ближнего зарубежья», даже «вторым родным языком» у других  народов, живших в СССР. В 90-х гг. 20 в. число изучающих русский язык в мире (без учёта бывших республик СССР) оценивается в 10-12 млн. человек.

Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошёл в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа-носителя данного языка в истории человечества и его ролью, авторитетом в современном мире.

Таким образом. Русский язык обладает всеми признаками международного языка и является языком международного общения.

4. Поэты и писатели России

Столетиями мастера слова (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, А. Твардовский, К. Паустовский и др.) и ученые-филологи (Ф. Буслаев, И. Срезневский, Л. Щерба, В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, доводили его до тонкости, создавая для нас грамматику, словарь, образцовые тексты.

 Так И. С. Тургенев в 1882 году передал свои чувства в стихотворении в прозе о русском языке:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

В расстановке слов, их значениях, смысле их соединений заложена та информация о мире и людях, которая приобщает к духовному богатству, созданному многими поколениями предков. «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и над миром, и потому властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений... 
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...» 

Воспет русский язык и в стихотворении Валерия Яковлевича Брюсова:

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоён тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!

Ты ждёшь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Подводя итог, можно сказать о том, что поэты и писатели России привнесли  огромный вклад в развитие русского языка.
 «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»
 А.И. Куприн

 

5. Документация и  деятельность государства в отношении русского языка.

Основным документом, характеризующим понятие, функции и значение русского языка является Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

В законе определены основные сферы функционирования русского языка как государственного: высшие органы государственной власти и управления; опубликование законов и других правовых актов республик в составе РФ; проведение выборов; в деятельности государственных органов; в официальной переписке и делопроизводстве; во всероссийских средствах массовой информации. 
Произведенные исследования в российских республиках и ряде стран СНГ свидетельствуют о признании того факта, что на современном этапе решить проблему межнационального общения без русского языка затруднительно. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.

Министерства Образования и науки Российской Федерации проводят различные конференции в стране и за ее пределами, направленные на популяризацию и всестороннее развитие русского языка. Так в столице республики Беларусь открылась IV Международная практическая конференция «Русский язык — язык межнационального общения». В первый день конференции на пленарном заседании ведущие филологи, историки и педагоги подвергли научному анализу состояние и перспективы развития современного русского языка. Почти в каждом докладе звучала озабоченность глобальным падением уровня общего образования в условиях произошедших в последнее время геополитических изменений. Участники рассмотрели различные меры и стратегии, направленные на защиту и сохранение русского языка на пространстве стран СНГ и ШОС.

Всего в оргкомитет конференции было представлено более 50 научных докладов экспертов из Беларуси, Болгарии, Киргизии, Латвии, Литвы, Приднестровья, России, Украины и Черногории по различным направлениям русскоязычной лингвистики, педагогики, культурологи и социологии. 

Там же с 20-21 октября 2016 года прошла VI Международная научная конференция «А. С. Пушкин и мировая культура» .

25.10.2016 – 25.10.2016 пройдут в республике Казахстан , город Караганда Республиканские Филологические чтения с международным участием «Современная филологическая наука и проблемы преподавания языка и литературы в школе».

08.02.2017 – 09.02.2017 в городе Москве будет организована
1-ая Международная научно-практическая конференция «Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура».

Таким образом, государство не только на законодательном уровне регулирует значение и функции русского языка, но работает в направлении развития, популяризации русского языка.

6. Устная и письменная речь, определения, отличительные и общие черты.

 Устная речь- форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме. Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном ), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:

Письменная речь - речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергамене, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Письменная речь- одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.  Письменная речь — графически оформленная речь, организованная на основе буквенных и прочих изображений, которая, несмотря на письменную форму, обладает характеристиками устной речи с точки зрения структуры и лексики. Данная “промежуточная” форма речи возникла вследствие приспособления языка к условиям общения в Интернете (в частности, в чатахблогосфересоциальных сетях).

Согласно советскому и российскому лингвисту Максиму Кронгаузу, устная речь в письменной форме является уникальным и особым явлением. Традиционная письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, которая обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Основные различия:

1. Письменная речь является постоянной, в то время как устная речь – преходящей, переменчивой.

2. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации, в то время как устная речь – зависима. Физическое наличие написанного текста не зависит от присутствия автора или слушателя, в то время как для устного выступления (по меньшей мере, перед магнитофоном) необходимо присутствие и говорящего, и слушателя.

3. Как правило, пишущий человек может не торопиться при подготовке своего текста в отсутствие читателя, в то время как говорящий часто должен создавать текст своего выступления в момент говорения, в присутствии слушателя.

4. Обычно читатель может не торопиться, интерпретируя написанный текст в отсутствие автора, в то время как слушатель, как правило, должен интерпретировать его тут же, в присутствии говорящего.

5. По своей природе письменная речь обычно является монологической, а устная речь – диалогической. Следовательно, часто письменная речь оставляет меньше возможностей для автора объяснить в дальнейшем свои намерения или даже определить, были ли понятными его идеи, а также меньше возможностей для читателя узнать о стремлениях автора.

6. Поскольку написанный текст всегда можно перечитать снова, в то время как текст устной речи исчезает сразу же после произнесения, письменная речь уменьшает необходимость запоминания, а устная речь часто создает большое разнообразие техник и правил для запоминания.

Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная.  Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления,  образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...