«Правописание безударных гласных в корне слова". Урок – закрепление по программе "Планета знаний".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Свиридова Елена Викторовна

 Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных  в корне слова". Урок – закрепление по программе "Планета знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по океану Орфографических знаний.

Тема урока: «Правописание безударных гласных  в корне слова».

                       (урок – закрепление)

Цель: создать благоприятные условия для восприятия учебного материала, формирования общего приёма  умственных действий при написании безударных гласных в корне слова,  эмоционального и психологического климата в классе, приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи урока:

продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип; обогащать речь и словарный запас.

развивать познавательные и творческие способности учащихся, аналитическое мышление, орфографическую зоркость; умение анализа, синтеза, обобщения; расширять кругозор учащихся.

воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе; формировать личностные качества, как ответственность, коммуникативность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать потребность ведения здорового образа жизни, бережного отношения к обитателям моря.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, здоровому образу жизни, развитие творческого воображения, умения высказывать своё отношение к природе и выражать свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами презентации; познавательная и личностная рефлексия, проявлять инициативность и самостоятельность;

Коммуникативные УУД– умение сотрудничать с учителем и сверстниками

при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за

результат своих действий; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметные - уточнить представления о безударных гласных проверяемых ударением, закрепить знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной.

 Технологии:

-    сотрудничества

  • развития познавательного интереса
  • проблемного обучения
  • игрового обучения
  • здоровьесберегающие
  • ИКТ
  • взаимообучения
  • личностно-ориентированный подход

 Применение здоровьесберегающих технологий:

  1. Физкультминутки.

2) Минутки релаксации.

3) Гимнастика для глаз.

4) Наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, музыкальная пауза).

5) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Оборудование:

  1.  компьютерная презентация;
  2.  разноуровневые карточки с заданиями;
  3.  карточки для работы в группах;
  4.  сигнальные карточки;
  5.  музыкальное оформление «Шум моря», физминутка «Волна»;
  6.  бескозырки.

                                                                 Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие гостей.

-Сегодня у нас много гостей и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.

Ученик:

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за наши успехи. Начинаем урок русского языка.

2.Подготовка к путешествию. Эмоциональный настрой.

-Вы любите путешествовать? Куда бы вы отправились?

-А мы отправляемся в  путешествие по океану Орфографических знаний. Представьте себе, что вы у океана. (Звучит шум моря)

-На каком транспорте можно путешествовать по воде? (теплоход, пароход, катер, корабль, танкер, яхта и т.д.)

Я предлагаю путешествие на красивом корабле-паруснике.

Капитан у нас - директор школы Черкасова К.А.

Помощник капитана - я. Юнги - вы.

-Одеть бескозырки! Отдать швартовы! Полный вперёд! Возьмите друг друга за плечи - создадим волну. Поплыли!

Наши тетради - это записные книжки. В них мы будем записывать свои открытия! Открываем книжки, записываем число, классная работа. (Повтор правила письма, посадки).

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо - не согнусь,

За работу я возьмусь!

3. Минутка чистописания.

-Наш корабль плывёт и на пути встречается остров Чистописания.

-Как вы думаете, какое задание предлагает нам этот остров? (Минутку чистописания).

-Пропишем букву Оо.

-Для чего мы пишем минутку чистописания?

4. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

В.дичка, в.да, в.дитель, в.дяной.

-Все ли слова являются однокоренными? (Работа в парах).

 (Водитель - слово лишнее, оно не однокоренное всем остальным, отличается лексическим значением).

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- В какой части слова находится? (В корне - вод). Как проверим?

       - Напишем «семейку» однокоренных слов.

- Какова тема нашего урока? (Правописание безударных гласных в корне слова)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова).

- Какая встречается безударная гласная в корне слова? (Проверяемая и непроверяемая).

5.Работа по теме урока:

1) Словарная работа.

-Оправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией.

-Что такое провизия? ( Словарь: от франц. Съестной припас, запасы для пищи человека, к столу). В. Даль.

-Какая должна быть пища? Почему? (полезная, здоровая, витаминная)

-В какой пище больше всего витаминов? Для чего они нужны?(фруктах, овощах)

-Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте угадать?!

(1 ученик – на закрытой доске, остальные – в тетрадях. Проверка – сигнальные карточки - кораблики).

1. В огороде вырастаю,

    А когда я созреваю,

    Варят из меня томат,

    В щи кладут и так едят. ( п.м.дор)

2. Что за скрип?                                                  

    Что за хруст?                                                  

    Это что еще за куст?                                      

    Как же быть без хруста,                                

    Если я … (к.пуста).

3.Что копали из земли,

    Жарили, варили.

    Что в зале мы испекли,

    Ели да хвалили. ( к.ртоф.ль)

4. На жарком солнышке подсох.                      

   И рвется из стручков(г.рох). 

5. Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали. ( м.рковь)                                       

                                                           

- Какую орфограмму повторили? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова).

-Как её проверить? (Посмотреть в словаре и запомнить).

2) Упражнения в написании слов с проверяемой безударной гласной.

а) Остров Проверяемых безударных гласных.

 Мы плывем.

А она по морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт-

Тут и пропадёт.

-Что это?  (в.лна-волны)

-Какая орфограмма пропущена? В какой части слова? (Проверяемая гласная в корне слова).

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

               Алгоритм проверки.

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится

    безударный гласный.

    Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени слово или

    подбери однокоренное, чтобы проверяемый

    гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и в

    проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

              Стихотворение:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

- Мы подплываем к острову. А как вы думаете он называется? (Остров Проверяе-

мых безударных гласных).

 б)  Орфографическая зарядка.

      -Игра «Помоги кораблям найти свою пристань» (работа на дощечках)

+ индивидуальные карточки.

М.рская волна                             к.менистое дно

Р.дные просторы                         кр.сивый закат

Д.лёкие страны                            в.здушный корабль

С.лёные брызги                           ск.листый берег

Музыкальная физическая минутка «Волна».

в) Закрепление.

         -Вот беда. Пока мы играли, некоторых жителей океана захватили в плен медузы.

-Кто такие медузы?

         Медузы безобидные только с виду. Прозрачные и разноцветные медузы могут жалить, как крапива. Щупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним. В море многие животные боятся медуз.

-Давайте освободим  обитателей. (Работа в парах).

м...рской к…нёк                

п...тнистый осьминог                                                

м.рская зв.зда    

уд.вительные рыбки                  

(Дети, работая с алгоритмом, объясняют написание слов, подбирают проверочные слова. Дети рассказывают, что им известно об этих животных. Проверка проводится с помощью сигнальных карточек).

Морские коньки в водорослях притаились. Они цвет свой меняют, чтоб от растений не отличаться. Коньки, будто кенгуру, своих детей в сумке на животе носят. Когда всё спокойно, мальки выплывают погулять.

Осьминоги охотятся, хватая свою добычу щупальцами с присосками, прилипнет, не оторвёшь. У осьминога восемь щупалец - за это и прозвали их осьминогами. Они большие мастера играть в прятки: любят прятаться за камнями и в маленьких пещерках. Могут даже себе домики строить из камней и ракушек. А попробуй-ка его найди, если осьминог на буром песке становится бурым, в камешках - пятнистым.

 Морская звезда- хищник. Питается звезда коралловыми полипами. Где звезда проползёт, кораллы превращаются в белые безжизненные скелеты. Обитатели рифа гибнут или уходят на другие места. Волны рушат опустевшие коралловые замки, и через некоторое время на месте сказочного сада остаётся белая пустыня.

           На коралловом рифе, в прозрачной воде  живут удивительные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как бабочки. Так их и называют - рыбы- бабочки. Они разрисованы такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки теряется из глаз. Они необычайно вёрткие и подвижные существа.

-Какие ещё удивительные рыбы есть?

Морская собачка, рыба - звездочёт, рыба - попугай, рыба - шар, рыба - зебра, рыба – игла,  рыбы – белки.

-Составьте предложение с одним из словосочетаний. (Устно)

г) Цифровой диктант.

                                             П.руса

1.   А                                    в.терок

                                             пр.мой

  1. О                                   п…сьмо

3.   И                                    м.ряк

                                             вд.ли

       4.    Е                                    с…лить

                                              б.рега

5.   Я                                     кор.бли                              

Ключ: 1, 4, 5, 3, 2, 1, 2, 4, 1.

(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку).

Гимнастика для глаз.

д) Остров пиратов.

-        Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Докажем, что все мы хорошо знаем правило орфографии – исправим ошибки! (Работа в группах).

Марские жители известные хетрецы. Ани всегда ловко прячутся от сваих врогов.

(Проверка - сигнальные карточки)

6. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках.

-С пиратами мы справились, предлагаю настроиться на самостоятельную работу - послушаем шум моря.

1 уровень-синий кораблик.

К.товая акула, с.лёная в.да, в.лнуется море, кр.кливая ч.йка, свеж.й в.терок, к.менистое      дно.

2 уровень-зелёный кораблик.

    К.товая акула, с.лёная в.да, в.лнуется море, кр.кливая ч.йка, свеж.й в.терок, к.менистое дно, пос.лился краб, к.лючий ёрш, з.л.неют водоросли, вд.леке от острова.

3 уровень-красный кораблик.

    К.товая акула, с.лёная в.да, в.лнуется море, кр.кливая ч.йка, свеж.й в.терок, к.менистое дно, пос.лился краб, к.лючий ёрш, з.л.неют водоросли, вд.леке от острова.

 -Составь и запиши предложение с одним из словосочетаний.

7.        Итог урока. Домашнее задание.

-        Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы:

  • Какова была тема урока?
  • Что вы учились делать на уроке?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было трудно? Что было интересно?

Домашнее задание.

8. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке сами:

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный кораблик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – зелёный кораблик;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке – синий кораблик.

За работу на уроке я выставила такие оценки …

-Урок окончен, всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма: урок – экспедиция. Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .

Урок русского языка во 2 классе.Нетрадиционная  форма "Урок-экспедиция"Тип урока:Закрепление и развитие знаний. умений и навыков.Тема: Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока:обобщить знания ...

"Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе

Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...

Правописание безударных гласных в словах. Закрепление

Закреплять умение написания проверяемых гласных в безударных словах....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных в корне слова"

В уроке идет работа со словарным словом снегирь. У рок соответствует требованиям ФГОС НОО...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:«Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»   Тема урока: удвоенные согласные в корне слова, урок закрепление....