Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Сопоставление [д][т]".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Адыгжы Сайзана Николаевна

Тема: «Сопоставление звуков [ д]  [ т] по звонкости – глухости.»

 

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

 

Цели: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д] — [д’]  [т] — [т’], их смыслоразличительной ролью. Научить различать данные звуки на слух, правильно произносить  и обозначать буквами  Т, Д, читать слова с этими буквами. Содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи. Воспитание аккуратности и стремления к качественному выполнению работы.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы  Д, д – Т, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_v_tehnol._karte.doc707 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сопоставление звуков [ д]  [ т] по звонкости – глухости.»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д] — [д’]  [т] — [т’], их смыслоразличительной ролью. Научить различать данные звуки на слух, правильно произносить  и обозначать буквами  Т, Д, читать слова с этими буквами. Содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи. Воспитание аккуратности и стремления к качественному выполнению работы.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы  Д, д – Т, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.

Оборудование: учебник «Азбука» ,презентация, карточки для групповой работы, таблица по подстановочной работе, проектор, картинки, карточки -  модели звуков.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

УУД

I.Орг.момент. Психологический  настрой учащихся.

1.Создание благоприятной рабочей обстановки.

2 .Мотивация к учебной деятельности.

      II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

III. Работа по теме.

IV.Чтение столбиков слов. (стр.21)

А) составление схемы слов  дома, Тома.

б). Работа с разрезной кассой букв

Физминутка

V.Работа в прописи.

VI. Чтение рассказа «Кто у дома?»

Работа над интонированием вопросительных предложений с обращением:

Физминутка  для глаз

Работа по подстановочной таблице.

VI.Закрепление .

VII. Итог урока

VIII. Рефлексия

Игра «Звук заблудился»

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

 — Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,    находчивость, смекалка.

— Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

- Расскажите, с каким звуком и буквой мы работали на прошлом уроке? ([д])

-Он какой? Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий)

-назовите слова, где есть звук [д]. А теперь, чтобы [д] стоял по середине и в начале слова.

-назовите гласные звуки, которые мы знаем.

-назовите согласные звуки, которые мы знаем

-Чем звуки отличаются от букв? ( Звуки – произносим, слышим; буквы – видим, пишем.)

1. Артикуляционная гимнастика.

«Шарик»

-надуть щеки

-сдуть щеки

«Лошадка»

-вытянуть губы

-приоткрыть рот

-поцокать «узким» языком( как цокают копытами лошадки»

«Чистим зубки»

-закрыть рот

-провести круговые движения языка между губами и зубами.

-Наши язычки готовы к работе?

1.Чтение слогов по учебнику (стр.21)

Прочитайте слоги:

да    до     ду     ди

та    то       ту      ти

.шепотом

.громко

.радостно

.вопросительно

-В каких слогах согласные  читаем мягко? Почему?

-как вы думаете, почему буквы «дэ» и «тэ» пришли вдвоем, парой?

Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.

Хоровое чтение столбиков слов с выяснением смыслоразличительной роли букв Д и Т.

Составим слоговую модель слова Тома:

-сколько слогов в этом слове?

Выделение силой голоса первого звука. ([то/ма])

-какой это звук?

— Какой он: гласный или согласный? Почему?

— Приложите руку к горлу и произнесите [т]. Какой это звук: звонкий или глухой? Почему?

— Нарисуйте домик этого звука.

— Тянем второй звук ([то¬ма])

— Какой он: гласный или согласный? Почему?

— Нарисуйте схему этого звука.

— Прочитайте схему этого слога:

                                                    т         о   (Глядя на схему,  дети читают слог: то)

 Теперь произнесём третий звук ([том¬а)

— Какой это звук? ([м])

— Какой он: гласный или согласный?

— Приложите руку к горлу и произнесите [м]. Какой это звук: звонкий или глухой? Почему?

— Нарисуйте домик этого звука.

— Тянем последний звук в слове Тома. ([тома¬])

— Какой он: гласный или согласный? Почему?

— Нарисуйте схему этого звука.

— Прочитайте схему этого слога:

                                                    м       а   (Глядя на схему,  дети читают слог: ма)

Слово соотносится со схемой:

                                             Т     о      м   а

(Аналогичная работа со словом дома.)

- Составьте слово из букв разрезной азбуки: дома.

- Сделайте фокус с этим словом, чтобы получилось слово Тома. (Замена Д буквой Т, замена  строчной буквы д заглавной буквой Т.)

- Почему строчную д заменили заглавной буквой Т ?

- Прочитайте ещё раз слово.

 Вывод. Очень важно уметь различать парные согласные при  письме и в речи, так как от этого зависит смысл слов.

(Аналогичная работа проводится со словами дочка, точка, уточка, удочка. Параллельно  разъясняется смысл слов.)

- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], встаньте и хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], присядьте и закройте слегка ушки ладошками.

Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, плоды, доска, рот, котёнок.

д – т

до                        то

дома                        Тома

Тома у дома.                                

— Айдын, Тома дома?

— Тома ушла на работу. Мама дома.

Беседа по содержанию прочитанного рассказа:

— Кто тут?

— Куда идут Рита и Лида? Что они делали?

— Кто у дома?

— Кто дома?

— Найдите в тексте слова с буквами Д и Т. Произнеси их правильно.

 Соотнесение текста с картинкой.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

           ушла                          на каток

                         ( куда)          на работу

        ушли                          на почту

Групповая работа.

Ребусы.

              у

               

к

         д

         

д

     

     

Описание: D:\фоткм мои\728px-Draw-Ducks-Step-8.jpg

-Чему научились на уроке?

- Что узнали?

-Назовите парные согласные.

– С какой парой мы познакомились сегодня?

Мама с точками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил дочку (точку).

- Спасибо за урок!

Дети проговаривают стишок.

(что я знаю)

- На прошлом уроке познакомились со звуком [д]  

Детьми делаются соответствующие движения.

Дети читают слоги.

Первые звуки в этих словах разные. Дают характеристику звуков.

Буквы Дд и Тт.

Сравнить звуки. Понять в чём их особенность.

Дети читают слова, соблюдая ударение.

Учащиеся произносят звук, берут модель звука, дают характеристику звуку

и в парах составляют модель слова.

Дети читают слово: дома.

-В одном слове звук [д ] в другом[ т]  - эти звуки парные по звонкости и глухости;

- Если изменяется звук, то изменяется значение слова.

Детьми делаются соответствующие движения

Учащиеся пишут в прописях.

-Рита, Лида, Айдын.

-Рита и Лида идут домой.

- У дома Айдын.

-Дома мама.

Детьми делаются соответствующие движения

Правила групповой работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Работать нужно спокойно, договариваясь во всём.
  3. Выслушай мнение каждого.
  4. Придите к общему мнению.
  5. Выберите представителя от группы.

Коммуникативные

1. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов

Познавательные

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать, понимать речь других.

Познавательные

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

Коммуникативные

В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...