Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова, противоположные по значению (антонимы)". Урок "открытия" новых знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление Образования Альметьевского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»
города Альметьевск Республики Татарстан
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Дата:16.01.2017
Учитель: | Арсланова Лилия Тимерхановна |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 2 |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Тема урока: | Слова, противоположные по значению (антонимы) |
Цель: | Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: Личностные: | формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Коммуникативные: | строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. |
Познавательные: | ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию. |
Предметные: | учащиеся научатся находить антонимы и объяснять их роль; подбирать антонимы к словам разных частей речи. |
Ресурсы: | Интернет |
Основные: | учебник «Русский язык» 2 кл., 2 часть ( авт. Климанова Л.Ф.) по УМК «Перспектива» |
Дополнительные: | Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, смайлики, ёлочка, снежинки, словари антонимов для выставки, презентация по теме «Слова, противоположные по смыслу (антонимы)», карточки для домашнего задания творческого характера, флаг города Зима, магниты красного, жёлтого и зелёного цвета. |
Методы обучения | Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый |
Формы организации | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | – Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Настроимся на работу, откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Хочу много знать!». Вместе «Хочу много знать!». - У вас на столе лежат смайлики. Покажите настроение, с каким пришли на урок. (Учащиеся показывают карточки – смайлики) - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели | |||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний. 1) Откроем тетради. Запишем число. 16 января. Классная работа. 2) Прочитайте слова. (Слова записаны на слайде 2) Метель, вьюга, пурга, буран, зима. - Какое слово лишнее? (Зима). Почему? (Остальные слова синонимы; слово зима – это время года, а остальные слова – природные явления)) Запишите его посередине строки с заглавной буквы. (Зима) - Правильно! А какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами) Слайд 3 - Ребята, в Иркутской области есть город, который так и называется Зима. Город оправдывает своё холодное название – минимальная температура зимой достигает – 55 градусов. Так, без чего мы не можем представить зиму? (Без мороза) - Правильно! А когда морозы, на окнах что появляются? (Узоры) 1) Работа по чистописанию - Прописываем узоры. Сочетание –оро-. Обратите внимание на верхнее и нижнее соединение. На окнах можно увидеть разные узоры, как и в наших тетрадях. Но главное пропишите до конца сочетание каллиграфически правильно. - Назовите ещё слова, где встречается сочетание –оро-. (Корова, ворона, воробей) | Актуализируется знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||
III. Совместное открытие нового знания Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока | Участие в беседе после прослушивания сказки Вместе с учителем формулируют тему и цели урока | Организация диалога | Организация открытия нового знания. 1)- А сейчас помогите мне рассказать сказку, которая произошла в городе Зима. Жили – были два брата – Младший и Старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший: -Тепло на улице! А Младший ему: -Холодно. (Хором) -Старший говорит: -Во дворе большие сугробы! А Младший в ответ: - Маленькие. (Хором) Старший скажет: - Снег мягкий. А младший: - Твёрдый! (Хором) - И, так всегда! 2) Прочитайте пары слов хором, которые говорили Старший и Младший брат. Слайд 4. Чтение хором Тепло – холодно Большие - маленькие Мягкий - твёрдый - Что интересного вы заметили? Что это за слова? (Это слова противоположные по значению) - Так какова тема нашего урока? (Слова, противоположные по значению). -А может кто – то из вас знает, как называются такие слова? (Антонимы). Правильно! Слайд 5 - Чему мы должны научиться на этом уроке? (Учиться подбирать и находить антонимы, использовать их в речи, узнать какую роль играют в нашей речи антонимы). Правильно! - Давайте сравним ваш вывод об антонимах с выводом профессора Самоварова по учебнику. Страница 33. Прочитайте. Совпал наш вывод с выводом профессора Самоварова? (Да) -Молодцы! 3)Исследовательская деятельность. - Какой антоним можно подобрать к слову зима? (Лето) - А давайте попробуем подобрать антоним к слову мороз. (Зной) - Не всегда просто подбирать антонимы. - Для этого имеются словари антонимов. (Показываю выставку словарей). Посмотрите. Эти словари антонимов можно использовать в работе, посмотреть в библиотеке и приобрести в книжном магазине. | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь находить противоположные по значению слова наблюдать за словами, имеющими противоположное значение ознакомление с термином «антоним» | Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя | ||
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи | Объясняют смысл пословиц, находят антонимы, пишут слова парами. | Организует и корректирует объяснение | Работу по учебнику. Работа в паре. (Пословицы на слайде) Слайд 6 - Каждая пара получает пословицу. Объясните смысл пословиц. (Работа в паре) 1)Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. 2) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.) 3) Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Слайд 7 - Называем и выписываем выделенные слова парами. ( Доброе – худое, мало - много, ленивый – проворный) - Как называются выделенные пары слов в каждой пословице? (Антонимы) - А теперь встали, немного и отдохнём | Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимов, выполнение задания с проговариванием. | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме | ||
Динамическая пауза игра «Звуки». Находим пары, встаем в круг, если учитель синонимы говорит, дети хлопают, если антонимы – топают. Слова: голодный - сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый. | |||||||
V. Индивидуальная работа с последующей проверкой Цель: Организовать самостоятельное выполнение работы | Индивидуальная работа учащихся, с последующей проверкой | Организация индивидуальной работы по карточкам | Организация индивидуальной работы по карточкам с последующей проверкой - На каждой парте есть карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию Высокий трусливый Длинный грубый Прибавить короткий Смелый низкий Ласковый отнять - Итак, выполнили. Давайте проверим по слайду. (Учитель называет слово, а учащиеся называют соответствующий антоним, по щелчку появляется это слово) Слайд 8 - Покажите смайлик. Как вы оцените эту работу. (Показывают смайлики) | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | ||
VI. Включение в систему знаний и повторений Цель: повторить и закрепить знания об антонимах. | Слушают, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы | Организация учебного диалога | Работа с текстом. Работа в группе. - Все жители этого города очень активные люди, всегда решают разные проблемы. - Почитайте текст в учебнике на странице 35. Какое настроение создаёт текст? (Весёлое, радостное) - Сейчас нужно в тексте заменить выделенные слова словами противоположными по смыслу, словами антонимами и записать. - Каждый в группе человек должен заменить выделенное слова на антоним и записать по очереди. Памятка работы в группе Слайд 9 Уважайте мнение друг друга Говорите по – очереди Не согласен предлагай (Полученный текст) Пасмурный день Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По тёмной воде быстро плывёт кораблик. -Давайте послушаем, что у вас получилось. (Группы зачитывают полученный текст) - О каком времени года идёт речь в вашем тексте? (Об осени) Какой по настроению получился текст? (Грустный) -Какую роль играют в нашей речи антонимы? ( Антонимы делают нашу речь точной и выразительной) | Уметь подбирать антонимы для текста, уметь объяснять роль антонимов в речи | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли | ||
VII. Рефлексия Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учащиеся работают индивидуально на карточках – снежинках. Подбирают самостоятельно антонимы к данным словам. | Организация самостоятельной работы по карточкам Организует рефлексию. | Работа индивидуальная - Ребята, о каком городе вы узнали на уроке? (Зима) У этого города, как и у всех городов, есть свой флаг. Посмотрите на слайд. Слайд 10 - Фигуры и цвета Зиминского города отражают его природные и производственные особенности. -Название города зашифровано в образе зимней снежинки. Три ёлочки символизируют богатство хвойных деревьев. Ель считают символом вечности. - Давайте и мы попробуем показать эти символы на нашей ёлочке. На парте у каждого есть снежинка. На снежинке слово. Запишите антоним к этому слову и прикрепите снежинку на ёлку с соответствующим магнитиком. Зелёный означает – подобрал быстро, жёлтый – сомневался, красный – не смог подобрать. (Дети вывешивают снежинки на ёлку) | ||||
VIII. Подведение итогов урока Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, самооценка | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - О каких словах вы сегодня узнали? (Об антонимах) Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по значению, называются антонимами. Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? - Покажите карточку – смайлик, как бы вы оценили свою работу? | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | ||
IX. Домашнее задание | Домашнее задание творческого характера. | - Дома предлагаю вам составить, а потом самостоятельно записать рассказ на тему «Мой город», используя в рассказе слова антонимы. - Урок закончен! Всем спасибо! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метель, зима, вьюга, пурга, буран
ТЕПЛО – ХОЛОДНО БОЛЬШИЕ – МАЛЕНЬКИЕ МЯГКИЙ – ТВЁРДЫЙ
Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)
Доброе – худое, мало – много, ленивый - проворный
ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ ПРИБАВИТЬ - ОТНЯТЬ СМЕЛЫЙ - ТРУСЛИВЫЙ ЛАСКОВЫЙ - ГРУБЫЙ
Памятка работы в группе Уважайте мнение друг друга Говорите по – очереди Не согласен - предлагай
Флаг города ЗИМА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...