Конспект урока обучение грамоте "Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шакирова Нина Степановна

Вашему вниманию, я представляю разработку урока обучение грамоте "Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка". УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_bukva_e.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный:

≈3

Здравствуйте, ребята.. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Посмотрите в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши улыбки.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство «Русской азбуки». Для чего?

Нам предстоит  познакомиться с особенной буквой.

Настраиваться на урок

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

 Мотивационный

Словест.: фронтальная работа

Практич.: работа с книгой

3.Решение частных задач

Практич.: чтение слогов

Словест.:фронтальный опрос

Практич.: распознавание звуков в букве «Е»

Словест.: работа со словами

Практич.: чтение правила

Практич.: работа со слогами

Практич.: определение противоположных слов

Слов.: ответы на вопросы

Практич.:чтение рассказа

≈ 7-10

≈20

Сейчас мы с вами поиграем в игру которая называется: «Дополни предложение»:

-фронтально

1) Звуки бывают; ...

2) Звуки слышим, буквы...

3)  После твердых согласных пишутся гласные...

5) После мягких согласных пишутся гласные...

– Как отличить согласный звук от гласного?

-Открываем Стр.72.Рассмотрите рисунок. Как называется эта сказка?(По-щучьему велению) Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем сказка закончилась?

-А кто мне скажет, о чем здесь идет речь?

Едет не скоро, а споро.

Сладкая еда не приходит лёжа.

Работать-мальчишка, а есть – молодец.

К работе «ох!», а ест за трех.

-Какая буква выделена в этой пословице? (буква Е)

-Итак, кто мне скажет какая тема нашего урока?

-Кто прочитает тему на странице 73?

-Правильно тема нашего урока, «Знакомство с буквой Е е и звуками Й Э, э».

-Найдите букву «Е» в своей кассе.(2 буквы)

-Давайте с Вами прочитаем слоги на стр. 73, которые расположены справа под схемой. (се, ре, ле, ве, не, ке, те)

-Какие согласные звуки в этих слогах?(мягкие)

-Почему?(Потому что, если после согласного стоит гласная Е, то она обозначает мягкость предшествующего согласного).

-Это и есть первая роль буквы Е.

-Знаете ли вы ребята, что эта буква не такая простая как вы думаете, она очень хитрая.

-А как вы думаете почему она хитрая?(Она может обозначать 2 звука).

-Если буква «Е» стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука.

-Давайте с Вами еще раз произнесем эту букву [Й Э].

-Может быть уже кто-нибудь догадался, что это за звуки? (звуки й э)

-Чтение правила, на стр.73.

- Давайте прочитаем с вами слова на стр.73, сразу после темы урока.

Ели                   Сосны

Еловые             Сосновые

Роет                   Лает

Воет                   Кусает

-Ребята, что в этих словах общего?(во всех кроме одного слова, присутствует буква «Е»).

-Во всех этих словах, сколько звуков обозначает эта буква? (обозначает 2 звука)

-Почему? (Потому что, если гласная буква Е стоит в начале слова или после предыдущего гласного звука, то она обозначает 2 звука).

-Так, что же мы узнали про букву «Е»?(Если буква стоит в начале слова или после гласного то она обозначает 2 звука, а если буква стоит после согласного то она обозначает его мягкость и 1 звук Э).

-Кто мне прочитает правило на стр.73.(Буква Е обозначает 2 звука если она стоит в начале слова или после гласного  и один звук после мягкого согласного).

ФИЗМИНУТКА 
А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

-Открываем стр.75 в рамке вы видите слоги, найдите среди них слоги с буквой «Е». (не, ке, те, се, ре, ле, ве).

-Чем они похожи?(они обозначают мягкость согласного звука)

-Откройте стр.74.

-Вверху страницы, вы видите слова, прочитайте первую пару слов.

-Что это за слова ребята?(Это слова с противоположным значением)

-Давайте с Вами подберем противоположные слова к остальным словам.(на слайд)

Старые –новые

Высокие-низкие

Толстые-тонкие

-Ребята, а чем эти слова похожи?( буква «Е» стоит после гласного и обозначает 2 звука).

-Давайте прочитаем рассказ на странице 75, который называется «Река».

-Читаем по цепочке, по одному предложению.

-Сколько предложений в рассказе?(5 предложений)

-Кто прочитает весь рассказ?

-Найдите в 3-ем предложении, слово где буква «Е» обозначает 2 звука.(тонкие)

-Почему вы решили, что это именно то слово?

-На экране вы видите 2 слова, вам нужно правильно составить схему этих слов.(на слайде слова: ели, лес)

-Как правильно составлять схему, каким цветом мы обозначаем гл.(красным), согл.(зеленым)?( 2 человека выходят и возле доски составляют схему).

Дополнять предложения

Работать с иллюстрацией

Отвечать на вопросы

Слушать и формулировать свою точку зрения

Распознавать повторяющуюся букву

Определять тему урока

Работать с кассой

Читать слоги

Формулировать свой ответ

Отвечать на вопросы

Произнести букву «Е»

Определение звуков

Читать слова с учебника

Отвечать на вопросы

Читать правило

 

Отвечать на вопросы

Определять значение слов

Определять противоположные по смыслу слова

Отвечать на вопрос

Читать по цепочке

Искать слово где буква «Е» обозначает 2 звука

 

Составлять схему

Р: принимают и сохраняют уч задачу

целеполагание

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно слушают текст

П: строят речевое высказывание

Р:сохранять учебную задачу

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

Р: планировать свою деятельность с поставленной задачей

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

целеполагание

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно слушают текст

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5-7

-Вот и подходит к концу наш урок.

-Какие две роли играет буква Е в словах?

- А почему ее называют хитрой?

-А кто мне может повторить это правило?

Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите зелёный карандаш, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите красный карандаш. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Подводить итоги

Выполнять рефлексию

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют рефлексию

Тема урока: Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя: познакомить с двойной ролью буквы Е е.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; формирование языковых ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитание познавательного интереса к предмету.
  • Предметные: научатся определять роль буквы Е в слове, исходя из её позиции.
  • Оборудование: учебник «Азбука» под ред. Г. Горецкого, презентация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"

Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....

Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.

Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...

Конспект урока обучения грамоте "Звук у. Строчная буква У"

УМК "Перспектива" 1 класс, учебник "Азбука" авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [х], [х], буквы Х, х». 1 класс.

В конспекте представлен иговой дидактический материал по обучению грамоте, подборка стихотворений и других материалов....

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [л], [л`]. Буква Л л» (1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со звуками [л`], [л] и с буквой Л л; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...