Урок русского языка "Имя числительное" для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Киреева Марина Николаевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Киреева Марина Николаевна

ОУ

МБОУ  « Школа №21»

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

Что такое числительное?

Используемая образовательная технология

Технология деятельностного метода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Тип урока

ОНЗ

Цели учителя

Организовать учебную деятельность, направленную на  усвоение знания определения и значения понятия « числительное», умение отличать числительное от других частей речи.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Создать условия для воспитания уважительного отношения друг к другу, умения слушать ответы учащихся, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Узнать, как называется часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который?  Приобрести умение находить в предложениях  имена числительные и отличать их от других частей речи.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы учителя: Как называется часть речи, которая обозначает число? На какие вопросы отвечает? Сформулируйте правило: имя числительное-это...

Выполнение задания на карточке №3.

Опорные знания

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Новые знания

Имя числительное.

Задачи урока

1.Организовать мотивацию к учебной деятельности.

2.Организовать актуализацию знаний.

3.Организовать выявление затруднения и

постановку учебной цели.

4.Организовать построение и реализацию проекта выхода из затруднения.

5.Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Организовать самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

7.Организовать включение в систему знаний и повторение.

8.Организовать рефлексию учебной деятельности.

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, классная доска с оформлением, учебник для 3 класса В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  карточки с заданиями.

                                                                                             

                                                                                         Сценарий урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые личностные результаты

Формируемые УУД

1.Мотивация

 к учебной деятельности

(2 мин.)

СЛАЙД 1, 2

-Прозвенел звонок, начинается урок!

-Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Повторим девиз этого месяца. 

СЛАЙД 3

С малой удачи начинается большой успех!

Ответы детей.

 

Дети повторяют девиз.

Смыслообразование

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Актуализация знаний

(4 мин.)

СЛАЙД 4

-Словарный диктант:

орех, пшеница, малина, четыре, животное, овёс, восемь, сирень, тарелка, погода.

-Над какой темой мы с вами работали на прошлых уроках?

-Какие части речи вы знаете?

-Что такое имя существительное?

-Что такое имя прилагательное?

-Что такое глагол?

Запись слов по памяти.

Части речи.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, союз, предлог.

Ответы детей.

Коммуникативные

УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.Выявление затруднения.

Постановка учебной цели

(4мин.)

-Пользуясь этими знаниями,

распределите слова на три группы.

СЛАЙД 5

Линейка, говорить, письмо, ласковый, осень, разговор,
летать, гладкий, большой, десять, ходить, гибкий,

юбка, думать, бежать, добрый.

СЛАЙД 6

-Проверяем. Докажите, что вы правильно определили часть речи.

-Какое слово оказалось лишним?

Запишите его в 4 столбик.

- Что обозначает это слово?

 

-Какой вопрос к нему можно поставить?

-Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число?

-Где мы можем узнать, как называются такая часть речи?

-Откройте учебник на с.59, прочитайте тему урока.

Карточка с  темой на доске: 

«Что такое имя числительное?»

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какую цель мы перед собой поставим?

Карточка  на доске: 

«Научиться распознавать

 имена числительные»

Один ученик работает у доски.

Ответы детей.

десять

число

сколько?

В учебнике.

Читают тему

«Что такое имя числительное?»

Учиться распознавать имена числительные.

Коммуникативные

УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД

Анализ, сравнение; поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД

Определение  и формулирование познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

(открытие новых знаний)

(8 мин.)

- Чтобы безошибочно находить имена числительные в речи,  нужно знать их признаки. Для этого проведите небольшое исследование, работая в группах.

-Повторите правила работы в группах.

-Ответьте на вопросы на карточках и сделайте вывод, какие же части речи называются числительными.

Карточка № 1.

Прочитайте предложения. 

Мы решили три примера.

В нашем доме пять этажей.

В феврале двадцать восемь дней.

В нашем классе двадцать девять учеников.
1)Что обозначают выделенные слова?


2) На какие вопросы отвечают выделенные слова? 

Карточка № 2.

Выберите правильный ответ:

Имя числительное-это…

1.Член предложения;

2.Часть речи;

3.Часть слова.

Обозначает:

1.предмет;

2.часть речи;

3.часть слова.

Отвечает на вопросы:

1. Кто? Что?

2. Какой? Какая? Какое? Какие?

3 Что делает? Что сделает?

4. Сколько?

Вывод:
1.Имя  числительное – это _________

2. Обозначает ____________________

 3. Отвечает на вопрос__________


- Проверим работу групп. Какие же выводы вы сделали? Какие же слова можно назвать именами числительными?

-Проверим, такое ли правило нам составили  авторы  учебника на  стр. 60

Дети повторяют правила работы в группах.

Сверяют с эталоном

Познавательные УУД

Определение  и формулирование познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; планирование учебного сотрудничества

со сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

( 5 мин.)

Физминутка

-Рассаживаемся по местам.

-Что вы ещё узнали из правила об именах числительных?

-Да, ребята, имена числительные делятся на группы.

Карточки на доске:

       Имя числительное

         /                     \

Количественное.     Порядковое.

Сколько?                  Который?

-Имена числительные, которые называют количество предметов

 отвечают на вопрос сколько?  Они называются количественные числительные;

- Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте отвечают на вопрос который?

(какой?какая?какое?какие?) Они называются порядковыми числительными.

 

-В тетради в 4 столбике у вас записано числительное,

дополните список словарными словами-числительными,

найдите ещё одно числительное, которое спряталось у вас в тетради.

-Какие имена числительные количественные, а какие порядковые?

- Называю числительные:

восемь, третий, десять, пятнадцатый, пятьдесят,  двадцать второй, восемнадцать, восемнадцатый, один, сорок шестой, одиннадцать, тридцать третий, четыре.

-Игра «Лови мяч»

Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

Отвечают  на вопрос  который?

Обозначают порядок при счёте.

десять

четыре, восемь

восьмое

Если слышат количественное имя числительное - руки вверх и потянуться.

Порядковое – приседают.

Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый…

Познавательные УУД

Анализ, сравнение, обобщение; моделирование.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 учёт разных мнений;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(6 мин.)

-Предыдущие задания мы выполняли вместе. Теперь хотите проверить, насколько в новой теме разобрался каждый.

-Подпишите карточку №3.

-Выполнение задания на карточках.

Карточка №3

Работа с фразеологизмами.

Вставьте пропущенные числительные. 

СЛАЙД 7

______ сапога пара.

Как телеге ______ колесо.

На все ________ стороны.

Плакать  в ______ ручья.

_________ вода на киселе.

Проверяем.

Два сапога пара.

Как телеге пятое колесо

На все четыре стороны.

Плакать в три ручья.

Седьмая вода на киселе.

-Кто выполнил без ошибок, поставьте +

-Кто допустил ошибку?Где?

Работа в парах.

- Из данного текста первый ученик выписывает предложения с порядковыми числительными,

 а второй-

с количественными.

Предложений с порядковыми числительными меньше. Договоритесь, кто их будет выписывать.

-Поменяйтесь работами, проверьте. Если ваш сосед выполнил без ошибок, поставьте +.

СЛАЙД 8

-Фронтальная проверка.

Да

Выполняют задание, сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

Оценивание

Познавательные УУД

Анализ, сравнение, обобщение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений.

Регулятивные УУД

осуществление самоконтроля, оценки, коррекции.

7.Включение в систему знаний и повторение

 (8 мин.)

Выполнение упр. 106 с.60

- Прочитайте.

-Найдите в предложениях имена числительные. Объясните, как вы их распознали.

- Назови количественные и порядковые имена числительные.

-Выпишите имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу.

Семь, первый, второй, два, восемь, два.

Познавательные УУД

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД

осуществление самоконтроля, оценки, коррекции.

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

учёт разных мнений.

8.Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

-Подведём итог урока.

-Какое новое знание вы сегодня открыли?

-Что это такое?

-Чему ещё научились на уроке?

-Какие цели мы перед собой ставили на уроке?

-Достигли мы поставленной целей?

-Подведём итог урока.

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я понял что…

Мы узнали, что такое имена числительные.

Это часть речи, которая обозначает  количество предметов или их порядок при счёте и отвечают на вопросы сколько? который?

Мы научились определять порядковые и количественные числительные.

Научиться распознавать имена числительные.

Да

Продолжают предложения

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД

Осуществление контроля и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....