Конспект урока русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зинченко Ольга Николаевна

Тема: "Изменение имен существительных по падежам (склонение)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.16 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx292.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 б  классе

Учитель: Буцык О.Н.

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Предмет: русский язык УМК «Перспектива» Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи урока: обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму);активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Формируемые УУД:

- познавательные УУД (получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам) - личностные УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала)

- коммуникативные УУД (сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание) - регулятивные УУД (ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания)

- предметные УУД (определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать орфограммы в новых словарных словах, писать слова с известными орфограммами)

Оборудование: - ПК, проектор; - таблица «Падежи русского языка»; - авторские мультимедийные продукты (презентация «Изменение имен существительных по падежам (склонение)»; мультимедиа файл «физкультминутка»)

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Самоопределение к деятельности

4. Сообщение темы урока. Постановка задач.

5. Изучение нового материала

6.Физкультминутка

7. Изучение нового материала (продолжение)

8. Закрепление полученных знаний

9. Подведение итогов. Рефлексия

10.Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.(Слайд 1)

-Здравствуйте. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня урок русского языка у вас буду вести я.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Садитесь.

У вас на парте тучка и солнышко. Покажите мне ваше настроение (солнышко – хорошее, тучка - плохое).
– А сейчас пора за работу. Сядьте правильно, запишите дату в тетрадь.

2.Актуализация знаний.

1 ученик на интерактивной доске, остальные в тетради.

Л_опата, П_ссажир, П_года, П_мидор, М_ороз.

Запишите слова, вставив пропущенную букву. Простым карандашом подчеркните ее.       

-Какие это слова? (словарные)

-Почему? (написание нужно запомнить или проверить в словаре)

-Что общего у всех этих слов? (имена существительные)

-Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? обозначает предмет)

-Что вы знаете об этой части речи? (изменяется по числам, бывает одушевленное неодушевленное, собственное, нарицательное)

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?

 - А хотите узнать о нём что - то новое?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем

 существительным.

3. Самоопределение к деятельности.

 Наблюдение над изменением слова весна.

-Сейчас я предлагаю вам поработать в  группах.

- Прочитайте текст, который написан на карточках.

Наступила весна.

Солнце весны радует всех.

Все рады весне.

Мы любим весну.

Люди любуются весной.

Зимой мы мечтали о весне.

Работа в группах.

-Выпишите на листы слово, которое встречается в каждом предложении, в той форме, в которой оно стоит. Представьте свои работы. Вы помните, что в каждой группе есть командир, который представляет работу группы.

-Все согласны, что это слово весна?

-Какой частью речи оно является? (Существительным.)

-Какие это слова: однокоренные слова или формы одного и того же

слова? (Это формы одного и того же слова.)

- Какие изменения со словом наблюдаем?  (Изменяются окончания.) 

-Давайте проверим, правы ли мы.(картинка)

4. Сообщение темы урока. Постановка задач.

- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам? (Предполагаемые ответы детей.)

-Послушайте, что нам говорит Иван Иваныч.

- Где еще мы можем найти ответ на этот вопрос? (В учебнике прочитать.)

-Правильно, откройте учебники на странице 20 и прочитайте «узелки на память». (Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. У каждого из них своё название, свои вопросы и окончания.)

-Ребята, все ли слова из правила вам знакомы? (нет, слово падеж и склонение)

- Что такое изменение по падежам? (Склонение)

- Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем, т.е. меняем форму слова.

-Опираясь на опорные слова, сформулируем цели урока. (слайд)

  • Повторить …( повторить пройденное об имени существительном как части речи.) •
  • Учиться…(изменять в словах окончание) •
  • Познакомиться с...( с названиями падежей и падежными вопросами )

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (изменение имен существительных по падежам) (слайд)

5. Изучение нового материала

1. Наблюдение над изменением формы слова. Работа на карточках в парах.

Выполним задания на карточках, работая в парах.

-Прочитайте текст и дополните предложение словом каток.

        В городском саду открылся большой _________________. Для __________________ залили водой целую площадку. Мои друзья по достоинству оценили новый _______________. В солнечный воскресный день ребята радостно спешат к ________________. А за ___________________ построили большую снежную горку. Весело зимой на ________________________!

-Проверим. Читают несколько пар.

-Что вы делали со словом каток? (изменяли)

-Как думаете для чего мы изменяли слово каток? (для связи слов в предложении )

6 Физкульминутка. (связать с темой)

7. Изучение нового материала (продолжение)

3. Знакомство с таблицей падежей.

-Включаю речь самоварова до слов ОКОНЧАНИЕ.

 И.п.      есть              кто?    что?       

 Р.п.      нет                кого?  чего?

 Д.п.     дать               кому?  чему?

 В.п.      вижу            кого?   что?

 Т.п.     любовался    кем?    чем?

 П.п.     говорил        о ком?  о чем?

 

- Почему у каждого падежа по два вопроса? (одушевленные и неодушевленные)

- А вы знаете, почему падежи получили такие названия? (нет)  Хотите узнать?   Послушайте  сказку, которую рассказал мне И. И. Самоваров.  (Слайд 8 - сказку читает учитель)

 Грамматическая сказка «Откуда пошли названия

падежей»

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и

решили назвать – именительным. Родился – стал

родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все

давали, и он стал дательным. Но он был большим

озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал

винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела

и называться творительным. Он всем стал предлагать

свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь

предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали

его.

- Теперь понятно, откуда произошли такие названия падежей?

8. Закрепление полученных знаний.(на карточках)

ДАВАЙТЕ попробуем просклонять существительное.

А чтобы узнать, какое существительное, отгадайте загадку. (про лес)

9. Подведение итогов. Рефлексия

- Чтобы знанья были впрок, кратко подведем итог. Проведем игру «Плюс-минус». Поставьте плюсы, если согласны с утверждением, минус – если не согласны.

-Верно ли, что изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением?

-Верно ли, что в русском языке 10 падежей?

-Верно ли, что в русском языке 6 падежей?

-Верно ли, что имена существительные в Р. П. отвечают на вопросы Кто? Что?

-Верно ли, что имена существительные в И. П. отвечают на вопросы Кто? Что?

  - Наш урок подходит к концу.

Я хочу чтобы вы продолжили фразы:

-Сегодня на уроке  я узнал….. (Сегодня на уроке я узнал, что имена существительные изменяются по падежам. Я узнал, что изменение окончаний имён сущ. по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Мне понравилось…

Какую цель мы поставили на уроке?

-Достигли её или нет?

 Что мы сегодня сделали для её достижения?

- С  каким настроением вы заканчиваете урок. (Поднимают тучку или солнышко)

Вот и закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много вспомнили друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили,

А теперь внимание

Домашнее задание!

10.Домашнее задание. (Слайд 12)

 Упражнение 31 поможет выполнить образец на с. 20. Выучить правила на с. 20

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наступила весн а . Солнце весн ы радует всех. Все рады весн е . Мы любим весн у . Люди любуются весн ой . Зимой мы мечтали о весн е .

Слайд 2

Цели урока: Повторить пройденное об имени существительном Учиться Познакомиться изменять существительные по падежам с названиями падежей и вопросами

Слайд 3

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Слайд 4

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Именительным Родительным Дательным Винительным Творительным Предложным

Слайд 5

И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? весн а весн ы весн е весн у весн ой весн е

Слайд 6

Дом открыт со всех сторон, В доме тысяча колонн, Над колоннами – шатры, Под колоннами ковры. Там живут и на коврах, На колоннах и шатрах. Лес

Слайд 7

Проверь себя! 1 2 3 4 5 + - + - +

Слайд 8

Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал…… Мне понравилось……….

Слайд 9

Домашнее задание Упражнение 31 стр 21 Выучить правила на с. 20. Всем доброго дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...