Урок русского языка. Развивающее обучение. Звуки речи как «материал» языка.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сорокина Дарья Игоревна

Система Эльконина-Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_rechi_kak_material_yazyka.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

План урока. Русский язык. 20 октября.

Тема 2.1. Звуки речи как «материал» языка.

Цели:

  • Выделить звуки речи как «строительный материал» языка.
  • Понять, что звучащее слово состоит из звуков, которые произносит человек. Уяснить механизм образования звуков.
  • Сформировать в ребенке умение прислушиваться к звукам и анализировать их
  • Сформировать уважение ученика к учителю и мнению другого ученика

Ход работы.

Действия учителя

Время

Содержание

Действия ученика

Орг-момент

5 мин.

Акцентуация внимания на уроке.

Постановка цели: выяснить, из чего состоит наша речь?

Концентрация внимания на учителе

УС №1.

  • Цель: Выделить звуки речи как «строительный материал» языка.

Учитель включает по очереди разные звуки (топот лошади, поезд, сверчки, соловей)

Учитель включает звук мяуканья кошки.

Вопрос: а это что за звук? Для чего он нужен кошкам?

Правильно! Кошки разговаривают не только друг с другом, но и с человеком

А как они это делают? Кто изобразит?

Очень хорошо! Теперь мы знаем, как общаются кошки друг с другом.

А каким образом общаются друг с другом люди?

Словами? Правильно.

Давайте изобразим, как это работает. Дима выходит к доске и я буду с ним общаться.

- Дима, привет!

-Здравствуйте!

-Как ты провел выходные?

-Хорошо…

Это можно назвать общением?

Скажите, если я Диме напишу письмо, где спрошу то же самое, и запечатаю его в конверт, отправлю по почте, он получит его, прочитает, напишет ответ. Это можно назвать общением? Почему?

А если я ему позвоню на сотовый?

А в чем разница такого общения? Написать письмо или поговорить? Информация-то одна и та же!

Разница в том, что письмо – это написанное слово, а разговор – это звучащее слово.

А кто знает, из чего состоят слова???

Правильно, из букв. А если я это слово произнесу – из чего оно будет состоять?

Подумайте! Что происходит с нашим ртом и горлом, когда мы говорим слова?

Скажите «я хороший гимназист». А теперь прикоснитесь пальчиками к горлышку и почувствуйте, как звуки, которые вы произносите, шевелятся внутри!

Физминутка. Звук з на выдохе.

А теперь послушайте внимательно

 [Мама] – что я произнесла? (слово)

[м] ,[а] ,[м], [а] – что я произнесла? (звуки)

 Ребята! Так что же это получается? Наша речь состоит из слов, а слова состоят – из чего?

Значит, для чего нужны звуки в нашей речи?

5 мин

15 мин

3 мин

5 мин

Включение воображения ребенка и восприятия звуковой стороны речи.

Дети слушают и определяют, что это за звуки.

Чтобы общаться и т.д.

Дети изображают мяуканье кошки по очереди (три человека).

Словами – возможный ответ.

Да

Вы же ему пишете словами, которые понятны каждому человеку.

Да.Вы же говорите понятными словами.

Из букв

Из звуков!

Для составления слов

Конечный продукт (КП):

Ребенок слышит звуки речи и отличает из от слов, которые написаны. Ребенок понимает, что звучащая речь состоит из произносимых человеком звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

3 класс. Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки».

Аннотация урока русского языкаТема урока: «Звуки и буквы. Гласные звуки»Дубровская Елена Викторовна,учитель начальных классовНа уроке использовалась игра с целью активизации внимания, для демонстрации...

Разработка урока русского языка(период обучения грамоте) в 1 классе " Звонкие и глухие согласные звуки,их смыслоразличительная роль".

Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль....

Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.

Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...