3 класс. Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дубровская Елена Викторовна

Аннотация урока русского языка

Тема урока: «Звуки и буквы. Гласные звуки»

Дубровская Елена Викторовна,

учитель начальных классов

На уроке использовалась игра с целью активизации внимания, для демонстрации определенных этапов урока, а также для ускорения темпа работы учащихся. От этапа к этапу используемый материал усложнялся и был развивающего характера, что активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся.

На уроке использовался частично-поисковый метод: знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать, работая в парах.

В течение урока прослеживалось поэтапное обращение сначала к теоретическому материалу, а затем к практическому, что способствовало получению более прочных знаний по теме.

Учащиеся учились анализировать и кратко характеризовать звуки речи, различать произношение и написание слов. В процессе работы высказывали свои мысли, предположения, сравнивали, сопоставляли и делали выводы. Формирование самостоятельности, уважительного отношения друг к другу осуществлялось через работу в группах, парах.

На уроке осуществлялись междисциплинарные связи, а именно: для изучения, исследования и анализа материала использовались творческие минутки как вид устного народного творчества, что позволило расширить и углубить межпредметные знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovskaya_ev_urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (3 класс)

Дубровская Елена Викторовна,

учитель начальных классов

муниципальной общеобразовательной

 школы-интерната среднего общего

 образования с.Самбург

Пуровский район

Тема: «Звуки и буквы. Гласные звуки».

Цели: 1) формировать представление о различиях между звуком и буквой;

2) учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

а) какие слова называются однокоренными? (Расскажите правило);

б) прочитайте однокоренные слова каждой группы, назовите корень;

в) назовите лишнее слово каждой группы, докажите.

 

  1. Актуализация знаний
  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Спишите. Найдите в каждой строчке однокоренные слова, выделите корень.

1 ученик

Белка, белый, белить. Горный, горка, городок. Холод, холмик, холодок.

2 ученик

Вода, водяной, водить. Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

3 ученик

Пёс, песочный, песок. Моряки, морские, моржи. Корень, корневой, коржи.

4 ученик

Носик, носит, носок. Семя, семечко, семья. Вдруг, подруга, друзья.

  1. Коллективная работа. Игра «Как зовут мастера?»

От названия предметов образуйте названия профессий, запишите слова, выделите корень: баян - …, груз - …, кран - …, почта - …, рация - ..., рыба - …, трактор - ... .

Взаимопроверка.

  1. Самоопределение к деятельности

На доске два облака и магнитные буквы: Е, Э, О, Ё, А, Я, У, Ю.

  • На какие две группы можно разделить буквы?
  • Назовите буквы, которые обозначают один звук.
  • Какие это звуки?
  • Назовите буквы, которые могут обозначать два звука?
  • Чем отличается звук от буквы?

  1. Работа по теме урока
  1. Слово учителя. В русском алфавите 33 буквы, а звуков - 42. Вы, конечно поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве, того что мы слышим и произносим, а буквы – в царстве того, что мы пишем, видим, называем. А ведь есть ещё и «неразлучные» звуки: йа, йэ, йо, йу, которые обозначаются соответственно буквами я, е, ё, ю, они могут одновременно обозначать два звука.
  2. Работа по учебнику

Стр. 63 упр. 112. Работа в парах. Ученики готовят сообщение о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.

  • Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?

Стр. 63 упр. 113. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

  • Прочитайте слова. Объясните написание слов, называя безударный гласный в слове.
  • Как правильно обозначить безударный гласный в слове?

  1. Физкультминутка «Сколько звуков в слове»
  • Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.
  • Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
  • Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано слово язык.
  • Хлопните в ладоши столько раз, сколько звуков в слове пять.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа по учебнику: стр. 64 упр. 114
  • Прочитайте строчки из стихотворения Ю.Тувима.
  • Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом? Овощи.
  • Кто знает, чем закончился спор овощей?
  1. Творческая минутка.

А какой бы вы составили рассказ на тему: «Спор овощей». Заслушать два-три рассказа.

  1. Работа по учебнику: стр. 64 упр. 115. Самостоятельная работа, с взаимопроверкой.
  2. Работа со словами из орфографического словаря
  • Найдите названия овощей из упр. 114 в орфографическом словаре, а ещё овощи и огород, запишите их в тетрадь, обозначьте орфограммы
  • Составьте предложения с этими словами. Запишите одно предложение.

  1. Рефлексия. Составьте синквейн со словом: язык. 
  • Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
  • Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.
  • Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
  1. Подведение итогов урока
  • Как звуки обозначаются на письме?
  • Чем отличается звук от буквы?

  1. Домашнее задание

Стр. 64 упр. 116.