Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Травкина Любовь Аркадьевна

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_glasnye_zvuki_-_kopiya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Звуки и буквы. Гласные звуки.

Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Личностные  Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Оборудование: электронное приложение.


1.Орг.момент

Урок русского языка.

Ребята, какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

                           Мы пришли сюда учиться,

                           Не лениться, а трудиться.

                           Работаем старательно,

                           Слушаем внимательно!

2.Акт.знаний

ПРОВЕРКА Д/З

Самостоятельная работа

Проверка

Пальчиковая гимнастика

- Скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

(мы изучали тему «Однокоренные слова»)

- Какие слова называются однокоренными?

(Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень, с одним и тем же значением.)

Р.Т. стр.35 Упр.83

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы находить однокоренные слова: я раздаю вам карточки, на которых написаны четыре ряда слов. Ваша задача – внимательно прочитать слова и в каждой группе слов найти лишнее, у однокоренных слов выделите корень.

Работа по рядам.(работают в парах)

I ряд.
1). Белка, белый, белить.
2). Вода, водить, водяной.
3). Горный, горка, городок.
4). Лес, песок, лесник.


II ряд
1). Свет, краснеть, светить.
2). Холод, холмик, холодный.
3). Звон, сдвинуть, звонок.
4). Дом, сдвинуть, домашний.

3 ряд

1).Гусеница, гусь, гусёнок.

2).Моряк, морж, море.

3).Корм, кормушка, коромысло.

4). Звон, звеньевой, звонкий.

На выполнение работы отводится 3 минуты.

- Давайте проверим ваши работы: Сначала 1 вариант. Читаем по одной строчке, по цепочке. Ученик прочитывает группу слов, называет лишнее.

(Белка, белый, белить. Лишнее слово – белка, слова белый и белить – однокоренные, корень бел )https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/11/s_5af58eefa8d22/899388_1.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/11/s_5af58eefa8d22/899388_1.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/11/s_5af58eefa8d22/899388_1.png

Прочитайте предложение на доске

    Ребята хорошо потрудились на уроке.

 Выделите основу предложения, назовите словосочетания.

- Молодцы! Теперь нам предстоит поработать в тетрадях, но сначала выполним пальчиковую гимнастику:


Вышли пальчики гулять, (ладошки вперёд, пальчики в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять. (сжимаем кулачки)

Этот пальчик - дедушка, (по очереди разгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья".


- А теперь откройте рабочие тетради, запишите число: Двенадцатое октября.  Классная работа.

3. Работа по теме урока

Чистописание

Физкультми-нутка

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Повторяй-ка».

Я буду произносить звук, а вы повторяете за мной и затем записывайте в свою тетрадь букву, его обозначающую. Буквы записываем строчные (маленькие), через запятую.

а, о, у, э, ы, и

- Какие буквы мы с вами записали? (мы записали гласные буквы)

- Сколько в русском алфавите гласных букв? (в русском алфавите 10 гласных букв)

- Какие буквы нам ещё надо записать? Запишите их в сои тетради… (я, ё, ю, е)


- На какие 2 группы можно разделить данные буквы?
( на буквы, кот.обзнач. 2 звука, и буквы, кот.обознач. 1 звук.)
- Назовите буквы, кот.обозначает один звук (а, о, у, э, ы, и)
- Назовите буквы, кот .обзнач 2 звука? (я, ё, ю, е)

-В каких случаях «хитрые буквы обозначают 2 звука?

(начало предложения, после разделительного ь знак, после букв, обозначающих гласные звуки) ЯМА- 3 буквы,  4 звука

Копьё- 5 букв, 5 звуков
- Чем отл. звук от буквы?
( Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем).


- Сформулируйте тему нашего урока. (Звуки и буквы. Гласные звуки.)

Из слогов составьте слова: во-суб-лис-ро-ка-на-тья-ран-бо-та-даш

(день недели, наряд дерева, учебная принадлежность, птица).

Какой вывод можем сделать? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласные бывают ударные и безударные.

Записать слова в тетрадь Карандаш, листья, суббота, ворона.


- Открываем учебники на странице 63.

Упражнение 112.

- Рассмотрите таблицу «Гласные звуки».

Эта информация вам уже знакома – прочитайте её внимательно, вспомните. (1 ученик читает вслух)

- Сегодня мы с вами вспомним правило о том, как проверить безударную гласную в корне слова.

Вспомните!... (1 ученик читает вслух)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- Запишите в тетрадях: Упражнение 113.


Читаем задание.

Выполняем задание. (работаем по цепочке: ученик читает слово, выполняет задание, записывает слово на доске (остальные в тетрадях), затем выходит следующий…

Рассуждаем так: ВОЛНА – пишем букву О, проверочное слово ВО’ЛНЫ.

Слово записываем, вставленную буквы подчёркиваем простым карандашом одной чертой:

Волны-волна, …


В( а,о)она(о); с( и,е)стра(е); зв(и,е)зда( е) ; встр (и,е)чать (е); ж(и,е)лтеть(е); см(а,о)треть(о); ч(и,е)тать(и); к(а,о)вёр(о); ст(а,о)рик(а); р(и,е)чной(е), св( и,е)стеть(и); с(о,а)лёный(о); стр(и,е)жи(и); под(а,о)рить(а).

Составьте из слов пословицы и запишите их

Д.ждя, не, мокрый, б.ится (Мокрый дождя не боится)

Д.ма, г.стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше)

Там, сорняк, хлеб, вянет, где, цв.тёт. (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет)
Упр 114.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Юлиана Тувима…


КАртошка, кАпуста, мОрковка, гОрох, пЕтрушка, свЁкла.
- Ребят, что обозначают эти слова? (овощи)
- В тетрадях записываем Упражнение 114.

Овощи: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла.


Упр115.
1). пОмидоры
2). Огурцы
- Объясните написание слов с орфограммами?
- Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?

4. Итог урока. Рефлексия

Чему с вами учились на уроке?
- Чем отличается звук от буквы?
- Как звуки обозначаются на письме?
- Какие гласные буквы имеют 2 звука?


Молодцы ребята!

1 ряд

1). Белка, белый, белить.
2). Вода, водить, водяной.
3). Горный, горка, городок.
4). Лес, песок, лесник.

2 ряд

1). Свет, краснеть, светить.
2). Холод, холмик, холодный.
3). Звон, сдвинуть, звонок.
4). Дом, сдвинуть, домашний.

3 ряд

1).Гусеница, гусь, гусёнок.

2).Моряк, морж, море.

3).Корм, кормушка, коромысло.

4). Звон, звеньевой, звонкий.

Из слогов составьте слова: (день недели, наряд дерева, учебная принадлежность, птица).

 во-суб-лис-ро-ка-на-тья-ран-бо-та-даш

Ка-ран-даш, суб-бо-та,

лис-тья, во-ро-на.

Составьте из слов пословицы и запишите их

Д.ждя, не, мокрый, б.ится.

(Мокрый дождя не боится)

Д.ма, г.стях, а, лучше, в, хорошо.

(В гостях хорошо, а дома лучше)

Там, сорняк, хлеб, вянет, где, цв.тёт.

(Где сорняк цветёт, там хлеб вянет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...

конспект урока по русскому языку в 1 классе "Гласные звуки и обозначение их буквами"

Конспект предназначен для учителей начальных классов....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе. «Гласные звуки и буквы»

Тема: гласные звуки и буквыЦель: Закрепить умение определять гласные звуки и буквы. Вспомнить основные признаки гласных звуков...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова

В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...