Конспект урока по русскому языку "За какими буквами прячется звук [Й]?"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Урок открытия нового знания. Построен в технологии деятельностного метода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Разработала: Кошкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов КОГОАУ «Вятский многопрофильный лицей»

Тема: За какими буквами прячется звук [Й]?

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Урок построен в технологии деятельностного метода.

Основные цели:

Цели урока:

предметные: открыть новый способ обозначения звука [Й]. Научиться применять этот способ; закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Обобщение, умение действовать по алгоритму; развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения; осуществлять сравнение, классификацию

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, развитие  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные  результаты у учащихся по русскому языку.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение в построении осознанного высказывания;

5) формируем умение ставить и формулировать проблему;

6) формируем  умение самостоятельно ставить познавательные цели;

7) формируем умение планировать и прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

1)   формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)   формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;

4)   формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1)  формируем умение выполнения пробного действия;

2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем ответственность за общее дело;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем самооценку на основе успешности.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Какое домашнее задание выполняли дома? Что у вас получилось?

-Так как ни у кого не было затруднений при выполнении домашнего задания, мы можем перейти к изучению нового.

-А как вы изучаете новое? (Мы должны понять, что мы не знаем, и сами найти новый способ действия).

-Вы готовы к открытию нового знания? Тогда вперед!

-Что нам надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить то, что нам пригодится для открытия нового знания).

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й'])

 - Какими буквами обозначается звук [й']? (й, е, ё, ю, я)

- Послушайте рассказ и постарайтесь запомнить слова со звуком [Й].

От жабы большая польза. У нее клейкий язык, которым она ловит вредных жучков, слизней. Жабы выходят на охоту, когда стемнеет.

- Какие слова со звуком [Й] встретились в этом тексте?

- Назовите уже известные вам способы обозначения звука [Й].

- Что мы с вами сейчас повторили?

Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу выполнить новое задание. Как вы думаете, с какой целью, я вам предлагаю выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы еще не знаем).

-Как будете выполнять новое задание? (Каждый сам.)

- Обозначьте звуки букв и запишите слова. (Транскрипции слов записаны на доске. На выполнение работы отводится 1 мин.)

[хлоп,й,а], [л,й,ут], [сй,эл], [ружй,о],[падй,эхал]

- Кто не смог выполнить задание? Почему? (Мы не  знаем, каким еще способом можно обозначить звук [Й]).

- Кто записал слова? Докажите, что вы правильно написали слова, предъявив правило. (Мы не можем доказать, что правильно написали слова, так как не знаем правила).

Фиксация затруднений.

а) Я не смог записать слова, потому что не знаю об этом способе обозначения звука [Й]

б) Я записал слова, но не знаю нового правила (способа) обозначения звука [Й].

3.Выявление места и причины затруднения.

  - Какое задание вы выполняли?

- Чем новое задание отличалось от заданий, которые мы выполняли раньше?

- Какие знания применили?

- Почему у вас не получилось?  (Мы никогда раньше не выполняли такое задание и не знаем такого способа определения звука [Й].)

4. Построение проекта выхода из затруднения. 

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие цели вы поставите перед собой на урок? (Должны открыть новый способ обозначения звука [Й]. Научиться применять этот способ.)

- А теперь я вам предлагаю поработать в группах по следующему плану (каждой группе раздается листочек с планом)

План.

  1. Понаблюдайте, после каких букв прячется звук [Й]?
  2.  Какими буквами обозначается звук [Й]?
  3. Какие буквы помогают обозначать буквам е, е, ю, я звук [Й]?
  4. Расскажите о новом способе обозначения звука [Й].

5. Реализация проекта выхода из затруднения. 

 (Выслушивается выступление групп)

- Проверьте свой вывод по учебнику.

- Что еще нужно добавить к вашему выводу?

- Давайте вернемся к пробному действию и запишем слова, проговорив новый способ обозначения звука [Й].

- Теперь все выполнили пробное задание? Почему вам удалось справиться с затруднением? (Мы сформулировали правило и узнали новый способ обозначения звука [Й]).

5. Первичное закрепление во внешней речи. 

- Какой следующий шаг? (Потренироваться в правописании слов со звуком [Й]).

(Работа с учебником).

- Спишите слова, наблюдая за звуком [Й], подчеркните буквы, которыми он обозначен. (Фронтальная работа)

- С оставшимися словами поработайте в парах. (Проговаривание во внешней речи)

- Сверьте свою запись с записью на доске.

- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему?

- Кто все написал правильно?

- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу).

- Почему нужно выполнить самостоятельную работу? ( Чтобы проверить, как каждый из нас научился применять новое правило).

6. Самостоятельная работа.

- Выпишите слова, в которых звук [Й] обозначен новым способом.

Подъезд, юла, поет, Дарья, платье, енот, маяк, вьюга, съехал.

- Проверьте написание слов по образцу.

Оцените свою работу. Пользуясь таблицей:

+(5)- отлично

+(3-4) – хорошо

+(1-2) – ? (необходимо доработать материал)

Фиксация результатов самостоятельной работы.

- У кого было затруднение? Какое домашнее задание вы бы себе предложили?

- У кого не было затруднения? Что вы можете сказать?

7. Включение в систему знаний.

- Где вам пригодится новое знание? (В написании диктантов, сочинений, изложений и т.д.)

а) Составьте и запишите слова с комментированием.

под          с        с

с        ехал        под        ел               под

от        от        от           езд

в                в

        раз

б) Измените слова так, чтобы каждое называло несколько предметов. Запишите получившиеся слова с комментированием.

Дерево –

Соловей –

Прут –

Воробей –

* Придумайте и запишите предложение с любым словом из упражнения.

8. Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока.  

- Какую цель вы перед собой поставили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что интересного было на уроке?

- Встаньте те, кому сегодня удалось справиться с  затруднениями.

- У кого еще остались затруднения?

Дифференцированное домашнее задание.

  1. Для детей, у  которых не осталось затруднений.

- Подберите примеры слов с разными способами обозначения звука [Й]. (по 5 слов на каждый способ)

  1.  Для детей, у  которых остались затруднения.

- Выполните упр. из учебника.

Использованная литература:

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам» -мозговая гимнастика.
  2. И.Н. Корбакова «Деятельностный метод обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?"

Урок  русского языка по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?" составлен с целью познакомить  учащихся с новым  способом обо...

Конспект урока по русскому языку "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Конспект урока по русскому языку во втором классе. Программа "Школа России". Тема "какие имена пишутся с заглавной буквы?"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 класс. Начальная школа 21 века.

Тема урока: « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 классЦель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собстве...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....