Разработка урока русского языка(период обучения грамоте) в 1 классе " Звонкие и глухие согласные звуки,их смыслоразличительная роль".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_statnikovoy_l.a.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе

(система РО Д.Б. Эльконина_-В.В. Давыдова)

ФИО Статникова Лариса Анатольевна

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи (*этапы урока выделены согласно структуре построения урока в рамках технологии развивающего обучения).

Место и роль урока в изучаемой теме: 8 урок в рамках изучения раздела «Звуковой анализ слова», 1 урок в рамках изучения темы « Звонкие и глухие согласные звуки».

Цель: сформировать у учащихся представление о звонких и глухих согласных звуках и их роли в слове.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Обучающиеся умеют различать слова по их называющей функции, моделируют высказывания. Умеют выделять гласные и согласные звуки в слове, определяют место ударения в слове. Определяют звуковой состав слова с указанием звонкости-глухости звучания с помощью открытого способа.

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- принимают от учителя задачу, ставят задачу в коллективно-распределенной деятельности, удерживают задачу с помощью учителя;

- осуществляют контроль и взаимоконтроль за выполнением предыдущих действий по критериям, выделяют трудности собственной работы и определяют хотя бы один способ ликвидации трудности;

- оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Прогнозируют действия.

-решают частные задачи поискового характера в учебной деятельности в группе;

-выделяют способ решения под руководством учителя или самостоятельно.

- работают в группе, договариваются, приходят к общему мнению, представляют результаты.

-используют речевые средства для презентации результатов своей работы.

-учащиеся испытывают учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

-осуществляют сотрудничество на основе доброжелательности.

Ход  урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена

(в рамках достижения планируемых

результатов урока)

Формы  организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные

регулятивные)

Результат

взаимодействия учителя и учащихся  по достижению

Диагностика достижения планируемых

результатов урока

1

Организационный момент.

Эмоциональная рефлексия.

Организация внимания. Эмоциональная рефлексия.

индивидуальная

Приветствие. Просьба показать готовность к уроку.

Предлагаю соотнести свое настроение с одной из трех предложенных картинок со смайликами:

☺😐☹

Учащиеся встают около своих мест. Настраиваются на работу.

 Показывают тот смайлик, который соответствует их настроению.

Учащиеся готовы работать на уроке.

Учащиеся поднимают картинки со смайликами, делается вывод о том, с каким настроением приступают к уроку.

2.

Актуализация знаний.

Осуществление контроля и взаимоконтроля за выполнением предыдущих действий по критериям.

Индивидуальная,фронтальная

Задаю вопросы: Что интересного вчера узнали на уроке обучения грамоте? Чему научились?

 Какие для этого умения были необходимы?

Фиксирую умения в виде «линеечек успеха» на доске.

Помогаю  выделить умения и схематически записать в оценочный лист. Прошу оценить выделенные умения на «линеечке успеха».

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

-Учились определять ударение в слове,- умеем делить слова на слоги, умеем находить ударный слог.

С помощью учителя выделяют умения,  схематически записывают их в листах оценивания, на «линеечках успеха», производят оценку.

Выделяют  предметные умения, которыми овладели в процессе изучения предыдущей темы.

Учащиеся заполняют листы оценивания, где зафиксирован уровень владения выделенными умениями.

3

Создание ситуации успеха.

Принятие от учителя задачи, удерживание  задачи с помощью учителя.

Выделение знакомых

способов решения и знакомых предметных знаний. - договариваются, приходят к общему мнению, представляют результаты.

индивидуальная, групповая

Предлагается игровая ситуация, где необходимо помочь сказочному герою записать высказывания с помощью моделей:

Пасутся рогатые козы.

Аня заплела косы.

Прошу оценить  умения на линеечке успеха.

Моделируют  из предметных моделей высказывания, пользуясь уже известными способами .

Оценивают свои умения на линеечках успеха.

Учащиеся успешно справляются с заданной ситуацией, пользуясь знакомыми способами, соотносят свои модели с готовым образцом.

Различают слова по их называющей функции,

фиксируют с помощью моделей высказывания.

4

Постановка учебной задачи.

Выделение трудности собственной работы. Прогнозирование действий. Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Осуществляют сотрудничество на основе доброжелательности

групповая

Предлагаю замоделировать третьи слова из обоих высказываний.

козы

косы

-Почему слова разные, а модели абсолютно одинаковые?

-Разве такое может быть?

-У нас на модели видно, что звуки разные?

-Какую цель поставим на сегодняшний урок?

-Давайте попарно сравним звуки в словах.

= =  ≠  =

-А чем отличаются 3-и звуки в этих словах?

Учащиеся в ходе анализа фокусируют внимание на том, что модели совпали.

Моделируют на листах, представляют работу групп.

Оценивают работу групп.

Обнаруживают дефицит предметных умений.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают гипотезы, делают предположения.

Учащиеся предлагают свои значки для различения звонких и глухих согласных звуков.

Моделирование учебной задачи.

5

Физминутка

Физическая разгрузка

фронтальная

6

Поиск решения учебной задачи. Открытие нового.

Вызвать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

Выделение способа решения под руководством учителя.

фронтальная

Организовываю учебный диалог.  В ходе учебного диалога вводятся понятия звонкие, глухие согласные и способ определения звонкости-глухости согласного звука.

Вступают в учебный диалог.

В процессе обсуждения и представления результатов работы учащиеся открывают новый значок для обозначения звонких и глухих согласных звуков.

Учащиеся овладевают новым способом определения звонкости-глухости согласных, фиксируют с помощью модели.

Введение нового значка при моделировании согласных звуков.

Овладение способом различения звонких и глухих согласных звуков.

7

Целеполагание.

Решение частных задач.

Решают частные задачи в процессе учебной деятельности .

Фронтальная, индивидуальная

Организую целеполагание на следующий этап урока.

Даю ряд частных задач на применение общего способа по определению звонкости-глухости согласных звуков (с опорой на иллюстративный материал в Букваре).

Прошу учащихся соотнести их работу с образцом на интерактивной доске.

Учащиеся ставят для себя цель на дальнейшую работу на уроке. Упражняются в применении нового способа при анализе других пар слов: горка-корка.

Определяют звуковой состав слова с указанием звонкости-глухости звучания с помощью открытого способа, осуществляют действие моделирования.

Учащиеся составляют модели, соотносят свою работу с образцом.

8.

Рефлексия.

Эмоциональная рефлексия.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала.

Прогнозирование деятельности.

Фронтальная, индивидуальная.

Предлагаю вернуться к оценочным листам и дополнить их.

Прошу выразить своё настроение с помощью смайликов.

Организую содержательную рефлексию и целеполагание на следующий урок.

Учащиеся дополняют оценочные листы с учетом новых предметных знаний и умений.

Обозначают свое настроение. Предполагают, чем мы займемся на следующем уроке.

Учащиеся испытывают учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

Зафиксирован на листах оценивания уровень владения новыми предметными умениями; выражают эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....

Урок русского языка. 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

Урок направлекн на формирование представления о парных по звонкости - глухости согласных на конце слова как  орфограмме....

Методическая разработка урока "Буква С с". Обучение грамоте. 1 класс

Знакомство с буквой С. Знакомство со звуками, которые обозначает буква с. Знакомство с правильным написанием прописной и заглавной буквы с,С....