Пролицейская подготовка русский язык
план-конспект урока по русскому языку на тему

Пролицейская подготовка русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc35 КБ
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc47 КБ
Microsoft Office document icon foneticheskiy_razbor.doc36 КБ
Microsoft Office document icon tema_orfogrammy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

1. Какие признаки присущи именам прилагательным?

а) Делают речь более содержательной и выразительной;

б) обозначают признак действия;

в) обозначают признак предмета;

г) изменяются по родам;

д) относятся к одному из трех родов.

2. Что можно сказать об имени прилагательном?

а) Отвечает на вопросы какой? каков?;

б) в предложении обычно является подлежащим;

в) поясняет и определяет имя существительное;

г) его род и число не связаны с числом и родом существительного;

д) в начальной форме имеет окончание - ого, его.

3. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

а) По вопросу;

б) по окончанью;

в) по роду, числу и падежу связанного с ним существительного.

4. Каков падеж имени прилагательного в словосочетании:  шли по безлюдней улице?

а) Родительный; б) дательный ; в) предложный.

5. В каком словосочетании имя прилагательное стоит в предложном падеже?

а) Ехали по новой дороге;

б) остановились посреди широкой дороги;

в) стоял на проселочной дороге.

9. Какие прилагательные имеют одинаковые падежные формы?

а) Женского и мужского рода;

б) женского и среднего рода;

в) мужского и среднего рода.

7. В каком падеже прилагательные мужского и среднего рода единственного числа имеют окончания - ом, ем?

а) творительном; б) в предложном.

8. Какие окончания могут иметь имена прилагательные женского рода в разных падежах единственного числа?

а) -ая; б) -аи; в) - ой; г) -ую; д) -аю.

9. Какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в разных падежах единственного числа?

а) ой: 6) - ого; в) - ово; г) - аго; д) - ому.

10. Можно ли проверить гласный в слабой позиции в окончании имени прилагательного?

а) Нет, правописание окончаний имен прилагательных надо просто запомнить.

б) Да, по ударному окончанию, в падежном вопросе.

11. Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

а) По родам и падежам; б) по родам; в) по падежам.

12. В каком словосочетании имя прилагательное стоит в винительном падеже?

а) Кажутся сказочными великанами;

б) похожи на сказочных великанов;

в) читали о сказочных великанах.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

13. А, О или У?

а) Шли по узк__й тропинке; б) слушали увлекательн__ю историю; в) встретились на главн___ площади; г) горяч__я вода; д) увидел прекрасн__ю принцессу.

 

14. О или Ы?

а) Встретились со знаменит__м путешественником.; б) прочитал в школьн__м учебнике; в) черный с зеленоват__м оттенком; г) сидит на песчан__м берегу;

д) пролетает над необитаем__м островом.

15. О или Е?

а) Заблудился в дремуч__м лесу; б) идти по опасн__му пути, в) после удачн__го боя; г) доспехи могуч__го витязя; д) мечтал о настоящ__м подвиге.

16. Е или И?

а) Помнить о зимн__м морозе; б) возвращаться поздн__м вечером; в) работать на    дальн__м севере; г) запивать горяч__м чаем; д) гулять в осенн__м лесу.

 ДОПИШИТЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

17. а) Радоваться весен_____ дню; б) скатывались с черепичн__й крыши;

в) смотреть на спокойн____ реку; г) парили в безоблачн____ небе; д) зарылись в душист____ сено.                          

18. а) Выйти в лыжн_____ костюме; б) прочитать в сегодняшн_____ газете;

в) посмотрела строг__м взглядом; г) любовались вечерн____ зарей; д) добраться до ближайш______ города.

19. а) Быть в прекрасн____ настроении; б) увидел собствен_______ глазами;

в) поймать ярк____ бабочку; г) стая дик____ гусей; д) познакомиться с белогрив_____ лошадкой

20. а) Подняться по высок____ ступеням; б) рыба с блестящ_____ чешуей; в) согреть горяч______ лучами; г) забраться на стар____ сосну; д) охотился за чернобур____ лисой.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, события, явления природы и отвечает на вопросы: кто? что? (дверь, слякоть, собрание)
  2. Существительные бывают:

а) собственные – названия городов, рек и т.д., имена людей, клички животных (Мурманск, Юрий Гагарин, Тузик)

б) нарицательные – все остальные

  1. Одушевленные – кто? – живые существа (человек, собака, инженер)

Неодушевленные – что? – неживые предметы (аптека, цветок, альбом)

  1. Существительные бывают трех родов:

М.р.

- он мой

- врач, лес

Ж.р.

- она моя

- машина Аня

Ср.р.

- оно мое

- окно, животное

  1. Существительные бывают трех склонений:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.р. и Ср.р.

-  а , -  я

Гор а , дяд я

М.р. –

Ср.р. – о , - е

Шалаш   , сел о

Ж.р.

- ь

Мышь

  1. Существительные изменяются по числам:

Ед.ч. – карандаш        Мн.ч. – карандаш и

  1. Существительные изменяются по падежам:

И.п.

- есть кто? что?

- трав а  , лис а

Р.п.

- нет кого? чего?

- трав ы , лис ы

Д.п.

- дать кому? чему?

- трав е , лис е

В.п.

- вижу кого? чего?

- трав у , лис у

Т.п.

- доволен кем? чем?

- трав ой , лис ой

П.п.

- говорить о ком? о чем?

- о трав е , о лис е

  1. Правописание падежных окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

и

-

и

Д.п.

е

-

и

П.п.

е

е

и

Безударное окончание существительных можно проверить, если подставить вместо него существительное с ударным окончанием такого же склонения.

Пальто на вешалк е

(подставим слово – на стен е

- 1 скл.)

Книги в портфел е

(подставим слово – в стол е

- 2 скл.)

Рисунок на медал и

(подставим слово – в степ и

- 3 скл.)

  1. Схема морфологического разбора:
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма И.п., ед.ч.
  3. Собственные и нарицательные.               постоянные
  4. Одушевленные и неодушевленные.          признаки
  5. Род
  6. Склонение.
  7. Падеж.                                                       непостоянные
  8. Число.                                                           признаки
  9. Член предложения.


Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

I.        Определить, сколько в слове гласных, сколько слогов

II.       Определить, сколько согласных.

III.      Разделить на слоги, поставить ударение.

  1.      Охарактеризовать звуки:

ГЛАСНЫЕ                                                                            СОГЛАСНЫЕ

1) ударный или безударный         1) звонкий или глухой

2)  парный или непарный

3)  твердый или мягкий

V.     Указать количество букв и звуков в слове.

ОБРАЗЕЦ:

я|ма - 2гл., 2 слога, 1 согл.

 

      ''] - согл., зв., непарн., мягк.

 Я    [а]  - гл., ударн.

м — [м] - согл., зв., непарн., тв.

А — [м] - гл., безударн.

3 6:, 4зв.

конь- 1гл., 1 слог, 2 согл.

к   — [к] - согл., согл., глух., парн., тв.

о  — [о] - гл,  ударн.

н — [н'] - согл., зв., непарн., мягк.

             4 б., З зв.

русский язык

Алфавит

Аа    Бб   Вв  Гг  Дд  Ее   Её   Жж  Зз   Ии  Йй   Кк   Лл Мм   Нн   Оо Пп   Рр   Сс   Тт   Уу    Фф Хх  Цц   Чч   Шш Щщ    Ъ     ы        Ь   Ээ   Юю  Яя

Гласные буквы                                                 Гласные звуки

а    о   у     ы   э                                     а   и   о   у    ы    э

я    ё   ю    и   е

Согласные

Парные звонкие и глухие                                              Непарные

б   в     г   д    з    ж                                                           звонкие                  глухие

       и   р   л            ц   щ

п   ф    к    т   с    ш                                       м н

Твердые и мягкие

б     в    г   д     з    к     л     м    н     п    р   с    т     ф     х

б'    в'   г'   д'    з'   к'    л'    м'    н'    п'   р'   с'   т'    ф'     х'

Всегда твердые согласные                                 Всегда МЯГКИЕ согласные

              ц,    ш,     ж                                        ч,    щ,    й



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Тема Орфограммы

Тема: Орфограммы

Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

1.   Заглавная буква в имени собственном.

Название рек, городов, деревень, морей, имена людей , клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2.   Слова с буквосочетанием ОРО: город, ворона.

3.   Проверяемые безударные гласные в корне слова:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной: Лесник-лес

4.   Непроверяемые безударные гласные

Слова с непроверяемыми б/гл. надо запомнить или посмотреть их в словаре

5.   Проверяемые и непроверяемые согласные. Проверяемые согласные в корне (парная по гл/зв)

Позиции согласных:

Сильная                                                                                слабая

-перед гласным                                                            на конце слова

-перед сонорным                                                         перед глухой согласной

Чтобы не ошибиться в написании согласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная: Зуб-зубы

Слова с непроверяемыми согласными надо запоминать: футбол, вокзал, хоккей.

6.   Непроизносимые согласные в корне слова.

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо (сильная позиция)  Поздний – опоздать  

Есть слова, написание которых надо запомнить: лестница, праздник, чувство.

7.   Буквы и, у, а. после шипящих: Ча-ща, чу-щу, жи ши.

8.   Разделительные Ъ и Ь

9.   Буква ь, обозначающая мягкость согласных.

10. Раздельное написание предлогов.

Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

11. Буквосочетания ЧК, Чн пишутся без ь

12. Двойные согласные: мм, нн, жж, сс, бб

13. Правила переноса

При переносе слов нельзя оставлять в конце строчки или переносить на другую строчку часть слова, не составляющую слога.

При переносе слов с приставкой на согласную не разбивать переносом.

-     Нельзя отрывать ъ и ь.

Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной

-     Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строчку одну букву.

-     При переносе слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

-     Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными: жужжать, ново-введение

-     Нельзя разбивать значимые части слова: Шум-ный, Лов-кий, Бит-ва, Кресть-янин

14. Буква ь после шипящих в именах существительных ж,р, в И. П. В конце слова пишется ь Ж.р.: речь, дочь, мышь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к мониторингу в 4-м классе по русскому языку.

Задания предназначены для учителей и учащихся 4-х классов начальной школы для для отработки практических навыков учащихся по подготовке к мониторингу в 4-м классе по русскому языку. Предлагаемые тесты...

Материалы для подготовки к мониторингам по русскому языку в 3 классах

Материал  для  подготовки  учащихся  3  классов  к  тестовым  работам  во  втором  полугодии  3  класса...

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Урок русского языка .4класс. Подготовка к тестам.

Подготовка учеников 4 класса к итоговым тестам....

Пролицейская подготовка русский язык

Материал по пролицейской подготовке по русскому языку ...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Рабочий лист по русскому языку 4 класс. Подготовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20

Подкотовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20 (синтаксис, морфология, озаглавливание текста, восстановление последовательности пунктов плана, составление продолжен...