Орфографические нормы
методическая разработка по русскому языку на тему

Соколова Екатерина Владиславовна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Орфографические нормы245 КБ

Предварительный просмотр:

Положение  о едином орфографическом режиме

 1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ,
  2. Настоящее Положение определяет следующие цели введения единого орфогафического режима на ступени начального общего образования:
  • стандартизация требований учителей к учащимся при работе с тетрадями по предметам учебного плана для реализации принципа преемственности и создания единого образовательного пространства;
  • развитие у обучающихся ответственности за результаты своего труда;
  • воспитание у обучающихся прилежания, внимательности и аккуратности;
  • реализация принципа «прозрачности» требований для всех участников образовательного процесса;
  • сформировать актуальные для младших школьников универсальные учебные действия:

а) формируется устойчивый навык самоконтроля и самооценки у учащихся: благодаря стремлению более аккуратно оформить работу у школьника систематически возникает потребность чаще и внимательнее проверять и перепроверять ее;

б) у учащихся воспитывается уважение к тем, кто проверяет их работы, что является частью воспитания общей и внутренней культуры учащихся;

в) происходит организация и мобилизация учащихся для более внимательного выполнения самостоятельной письменной работы.

1.3.Единый орфографический режим определяет следующие функциональные процедуры:

  • количество и название тетрадей, необходимых для ведения обучающимися, требования к их оформлению и проверке;
  • требования к устной и письменной речи обучающихся;
  • требования к письменным работам обучающихся.

2. Требования к устной и письменной речи обучающихся.

                2.1. Формирование речевой культуры младших школьников как необходимое условие их подготовки к полноценной учебной деятельности на ступени основного общего образования, призвана обеспечить начальная общеобразовательная школа.

В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых компетенций: в соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерных программах по учебным предметам для начального общего образования, усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся.

Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех  предметов в начальной общеобразовательной школе, при которой речевая культура младших школьников воспитывается в единстве, а требования, предъявляемые на уроках русского языка, поддерживаются учителем на других уроках, в рамках внеурочной деятельности и внеклассных, внешкольных мероприятий.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.

2.2. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, а также следующие умения младших школьников:

• давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы рекомендуется исключать;

• правильно строить сложноподчиненные предложения;

• давать развернутый устный ответ типа рассуждения, имеющего структуру: тезис – аргументы – вывод;

• говорить на тему, соблюдая ее границы;

• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

• излагать материал логично и последовательно, устанавливать причинно-

следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы;

• правильно и точно отбирать лексический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и  правильной интонации;

• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

2.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

  • правила произношения и постановка ударений;
  • правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
  • правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах людей и т.д.).

2.4. Речь учащихся должна быть выразительной, это проявляется в разнообразии словарного запаса, богатстве грамматического строя, уместном использовании эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи.

2.5. Речевая культура младших школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий учителя, для чего рекомендуется:

• показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости);

• использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;

• для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах, группах.

• тщательно продумывать ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;

• писать разборчивым почерком;

• уделять внимание формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слов учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать сформулировать тему, цели и задачи урока, составить план собственной работы в группе и т.д.;

• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ, сообщение, доклад, презентация исследования или творческого проекта) следует оценивать с учетом содержания высказывания, логического построения и речевого оформления, исправляя допущенные ошибки;

• шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

• систематически учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой и т.д.;

• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. Новые термины произносить и объяснять четко, записывать на доске или в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине;

• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки, каллиграфические недочеты;

• шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, клубы и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;

• при планировании общешкольных и классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в ОУ и дома.

3. Требования к оформлению письменных работ учащихся.

3.1. Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

3.2. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

• упражнения по русскому языку и математике;

• текущие, итоговые письменные контрольные, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и математике;

• фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).

3.3. Затраты времени на выполнение домашних заданий по всем предметам учебного плана не должны превышать (в астрономических часах) 1,5 часа во 2-3 классах, 2 часа в 4 классе.

3.4. Текущие контрольные, самостоятельные и проверочные работы проводятся с целью оценки уровня усвоения программного материала. Их содержание и частотность определяются учителем самостоятельно с учетом специфики предмета, степени сложности и логики изучаемого материала, а также особенностей учащихся конкретного класса, и отражаются в его рабочей программе. Для проведения текущих контрольных самостоятельных и проверочных работ учитель может отводить весь урок либо его часть.

3.5. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых разделов и тем образовательной программы по отдельному предмету учебного плана. Таким образом, итоговые контрольные работы, как правило, проводятся в конце четверти (триместра), полугодия, года.

3.6. Содержание работ для письменного контроля может быть определено по одноуровневым или разноуровневым вариантам, различающимся по степени сложности.

3.7. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения контрольных, самостоятельных и проверочных работ определяется общешкольным графиком, разработанным с учетом общего количества контрольных работ и утвержденным в установленном порядке. Указанный график согласовывается с методическим объединением учителей начальных классов. В один учебный день допускается проведение в классе только одной письменной контрольной, самостоятельной, проверочной работы. В течение учебной недели рекомендуется проведение в классе не более двух подобных работ. При планировании данного вида работ в каждом классе необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение четверти (триместра), полугодия. Не рекомендуется проводить указанные работы в первый день недели, четверти (триместра), в первый день после каникул и праздников.

3.8. Устанавливается следующее распределение видов работ, которое может быть выполнено учащимися в год в зависимости от класса:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Списывание текста

2

4

3

2

Словарный диктант

-

4

4

4

Диктант

1

10

12

12

Изложение (обучающее)

-

1

2

2

Сочинение (обучающее)

-

-

1

2

Математика

Устный счёт

1

4

4

4

Математический диктант

1

4

4

4

Самостоятельная (проверочная) работа

2

5

8

8

Контрольная работа

1

5

5

5

  Проведение письменных итоговых контрольных работ по другим предметам учебного плана не рекомендуется.

  3.9. При определении объема контрольной работы необходимо учитывать следующие рекомендации.

В словарные диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Итоговый контрольный словарный диктант рекомендуется проводить во 2-4 классах один раз в год (апрель/май)

                                                          Объём словарного диктанта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-

8-10

10-12

12-15

Объём диктанта

Классы

Четверти/количество слов

I

II

III

IV

1 класс

15-17

2 класс

20-25

25-35

35-40

40-45

3 класс

45-50

50-55

55060

60-70

4 класс

65-70

70-75

75-85

85-90

Объем текста для контрольного списывания

Классы

Четверти/количество слов

I

II

III

IV

1 класс

15-20

2 класс

20-25

25-30

30-35

35-40

3 класс

45-50

45-50

50-55

55-60

4 класс

60-65

65-75

70-75

75-80

3.10. Поскольку навык письменной речи в начальной общеобразовательной школе только складывается, данный вид работы должен носить обучающий, а не контролирующий характер. Объем текстов обучающих изложений должен быть на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Для письменных обучающих изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией.

3.11. Тесты на ступени начального общего образования рекомендуется использовать с целью диагностики затруднений, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

3.12. В конце учебного года проводится комплексная метапредметная проверочная работа.

4.  Количество и назначение тетрадей, требования к их оформлению и проверке        

 4.1.Количество тетрадей по предметам соответствует норме, определённой программой учебного предмета.

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся выполняют работы в тетрадях на печатной основе(прописи), но по усмотрению учителя работа может выполняться и в обычных тетрадях.

 

Предмет учебного плана

Период обучения

Количество тетрадей

Примечания

текущие

контрольные

Русский

язык

Период обучения грамоте

Прописи

-

Допускается наличие 1-2 тетрадей помимо прописей

2-4

2

1

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Литературное чтение

2-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Иностранный язык

2-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Математика

1-4

2

1

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Окружающий мир

1-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Основы религиозных культур и светской этики

4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Музыка

1-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Технология

1-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

ИЗО

1-4

Альбом

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Физическая культура

1-4

-

-

-

Информатика

2-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

     4.2. Для контрольных работ по математике и русскому языку  используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в классе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. В тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не записывается, а в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы: диктант, изложение , сочинение.

       4.3. Учитель обязан предупредить обучающихся о необходимом количестве тетрадей на первом уроке по предмету текущего учебного года.

       4.4. Обучающийся обязан иметь полный комплект тетрадей, необходимых для работы.

      4.5. Тетради для обучающихсяя 1 класса подписывются учителем. Со второго полугодия 2 класса учащиеся подписывают тетради самостоятельно под руководством учителя.

               4.6. Обложка рабочей тетради подписывается чётко, разборчиво и аккуратно по единому образцу,

Образец:

Тетрадь №1 ( №2)

для работ

по математике (русскому языку)

ученика 1 класса г

МОУ «Лицей №26»

г.о.Подольск

Иванова Олега.

         4.8. Все записи в тетрадях оформляются каллиграфическим аккуратным почерком, с использованием ручки с чернилами синего (фиолетового) цвета.

         4.9. Все подчёркивания, выделения и начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом

         4.10. Рабочие тетради проверяются учителем чернилами красного цвета ежедневно и в полном объёме. В проверяемых работах учитель отмечает  допущенные ошибки, руководствуясь следующими рекомендациями:

  •  Учитель подчёркивает орфографическую ошибку, или пунктуационный знак на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);
  • Неверную цифру, математический знак учитель зачёркивает косой линией

После проверки письменных работ учащимся дается обязаны исправить ошибки (речкой с чернилами зелёного цвета), а при необходимости выполнить работу над ошибками для предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работу над ошибками рекомендуется проводить в тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

        4.11. Все контрольные, проверочные работы обязательно оцениваются учителем в день ее проведения и отметки заносятся в классный журнал. Самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинения, изложения) обучающего характера оцениваются, и отметка за эти работы может быть выставлены в журнал по усмотрению учителя.

       4.12. Письменные работы учащихся оцениваются, начиная со второго класса. При оценке письменных работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется соответствующими нормативными и методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, уставом ОУ, локальными нормативно-правовыми актами.

  1. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку

         5. 1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком.

5.2. Запись даты выполнения работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и первых букв названия месяца (1 с.). По окончании периода обучения грамоте дата записывается полностью (1 марта.). Со 2 класса допускается запись даты выполнения работы с использованием числительных прописью (Первое февраля.).

5.3. Запись названия работы производится на следующей рабочей строке без пропуска по центру и оформляется как предложение (Классная работа. Домашняя работа. Диктант. Работа над ошибками.). При необходимости вариативность работы фиксируется на следующей строке без пропуска по центру (Вариант II.).

5.4. Запись слова «Упражнение» с заглавной буквы в 1 классе допускается в краткой форме (Упр. 142.). Полная форма записи допускается по усмотрению учителя со 2 класса и пишется посередине строки с указанием номера (Упражнение 5.).

5.5. После выполнения работы (классной или домашней) следует отступать две рабочие строки, начиная выполнять очередную работу на третьей рабочей строке.

5.6. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см. Соблюдение красной строки рекомендуется контролировать с 1 класса при оформлении текстов или начала нового вида работы.

5.7. Записи на новой странице тетради начинаются с самой верхней строки и дописываются до конца, включая последнюю рабочую строку. В ходе выполнения работы не допускается пропуск строк или наличие пустых мест на строке. Использование правил переноса обязательно.

5.8. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся:

ветер

край

песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки с большой буквы. Далее слова записываются через запятую (Ветер, край, песок.).

5.9. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращения слов, обозначений и терминов. Слово сокращается до согласного звука (звонкий – зв., согласный – согл., существительное – сущ., мужской род – м.р., прошедшее время – прош.вр., единственное число – ед.ч.). Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п.).

5.10. Все подчеркивания делаются по линейке с помощью простого карандаша, как и обозначения над словами, разбор слова по составу

5.11. При оформлении письменных видов разбора слова (фонетического, морфологического и т.д.) следует соблюдать требования образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК, обращая внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

5.12. Исправление учащимися допущенной ошибки рекомендуется производить ручкой. Зачеркивается неправильно написанное слово, буква или знак тонкой косой либо горизонтальной чертой, надписывая сверху верный вариант. Заключать неверное написание в скобки не допускается.

5.13. Работа в тетрадях в узкую рабочую строку рекомендуется для учащихся 1 класса, если иное не предусмотрено авторской методикой в рамках УМК. Сроки перехода младших школьников к выполнению заданий в тетрадях с широкой рабочей строкой определяется учителем самостоятельно со 3 класса с учетом наличия у учащихся сформированного навыка каллиграфического письма.

6. Требования к оформлению письменных работ по математике

6.1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком.

  1. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися по центру рабочей строки в виде числа и первых букв названия месяца (1 с.). По окончании периода обучения грамоте дата записывается полностью (1 марта.). С 3 класса допускается запись даты выполнения работы на полях, с указанием числа и месяца (01.09.).

Запись названия работы производится на следующей рабочей строке по центру с пропуском 1 клетки от числа и оформляется как предложение (Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Работа над ошибками.). Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух  клеток. При необходимости вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру (Вариант I.).

  1. После выполнения работы (классной или домашней) следует отступать 4 клетки, начиная выполнять очередную работу на пятой клетке. В ходе выполнения работы не допускается необоснованный пропуск строк или наличие пустых мест на строке. Использование правил переноса, принятых в математике, обязательно.
  2. При выполнении работы на странице требуется соблюдать внешние и внутренние поля.
  3. Между столбиками выражений, уравнений, неравенств и другими видами заданий отступаются три клетки вправо. Запись нового столбика начинается с четвертой клетки.
  4. При оформлении письменных заданий по математике не рекомендуется указывать его номер (No 5) и уточнение вида (Неравенства, Выражения), соблюдая требования принятых в математике норм и образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК.
  5. Краткая запись условия задачи оформляется в соответствии с их видом (краткая запись, схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок).
  6. Форма записи решения задачи (по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением и т.д.) определяется учителем самостоятельно с учетом изучаемой темы. При записи решения задачи по действиям с письменными пояснениями (с записью вопроса) или выражением после каждого действия ставится наименование в круглых скобках с использованием правил сокращения слов.
  1. Слово «Ответ» пишется под решением с заглавной буквы с отступлением 1 клетки вниз. В первом классе ответ задачи может быть записан в краткой форме (От. 10 ябл.). Со 2 класса слово «Ответ» записывается полностью (Ответ: 10 яблок.).
  2. Оформление условия задачи при помощи схемы, чертежа, таблицы, диаграммы или рисунка осуществляется с использованием линейки и простого карандаша. При записи условия задачи в виде таблицы ее вычерчивание можно опустить. Учащиеся заполняют графы, отступая между ними три клетки. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы.
  3. Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами.
  4.  При выполнении контрольных, самостоятельных и проверочных работ

по соответствующей тематике для решения текстовой задачи учащиеся могут самостоятельно определять объем записи краткого условия и удобную форму ее решения.

6.14. При оформлении решения выражений на порядок действий необходимо требовать

от учащихся соблюдения следующих норм:

  •  записывать выражение полностью;
  •  указывать цифрами порядок действий;
  •  расписывать выполняемые действия по порядку (применяя устные или

 письменные приемы вычислений);

  •  записывать окончательное значение выражения.
  1. В записи уравнений следует соблюдать требования образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК, обращая внимание учащихся на аккуратность оформления.
  2. При оформлении записи задач геометрического характера необходимо требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
  •  чертежи выполнять простым карандашом по линейке;
  •   геометрическую фигуру чертить в тех случаях, когда этого требует условие

     задачи;

  •  результаты измерений подписывать ручкой;
  •  обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита.

6.17. При оформлении математического диктанта следует записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку.

  1. Нормы контрольных работ

7.1 количество работ

Вид работы

1 класс

всего

2 класс

всего

3 класс

всего

4 класс

всего

Русский язык

к/диктант

-

-

-

-

-

2

2

3

2

9

2

2

3

2

9

2

2

3

3

10

к/списывание

-

-

-

-

-

1

1

1

1

4

1

1

1

-

3

1

-

-

1

2

изложения

-

-

-

-

-

2

1

2

2

7

2

2

3

3

10

2

3

3

3

11

сочинения

-

-

-

-

-

1

2

2

3

8

2

2

3

2

9

2

2

2

2

8

Словарный диктант

-

-

-

-

-

2

2

3

2

9

2

2

3

2

9

2

2

3

2

9

Комплексная работа (ФГОС)

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

математика

Контрольные работы

-

-

-

-

-

2

2

3

3

10

3

2

3

3

11

3

2

4

3

12

Устный счёт

-

-

-

-

-

2

2

3

2

9

2

2

3

2

9

2

2

3

2

9

7.2 объём письменных работ по русскому языку

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

диктант

1 класс

2-3 буквы

2-3 слова

2-3 предложения из 2-3 слов

15 слов

2 класс

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

35-40 слов

3 класс

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

55-60 слов

4 класс

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов

словарный диктант

1 класс

-

-

-

5-6 слов

2 класс

8-10 слов

3 класс

10-12 слов

4 класс

12-15 слов

                            7.3  

классы

 

 

Обязательный уровень 

Возможный уровень 

Зч

Зч

1 класс

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

2 класс

40сл

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

1 10

 

8. Рекомендации к текущей проверке в 1-ом классе

                     8.1 В течение    учебного года осуществляется текущая проверка  знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры,  списывание слов и небольших по объему  предложений и рукописного, и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением.

Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.

В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.

                     8.2 Письмо. При  выявлении уровня развития умений и навыков  по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи.

Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.

В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:

-         объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 19-20 слов, написание которых не расходится с произношением;

-         устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

-         записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);

-         писать печатным и рукописным  шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграф навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся:

  • частичное искажение формы букв;
  • несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
  • наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
  • выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
  • крупное и мелкое письмо;
  • отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

        8.3 Орфография 

Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.

Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

                   8.4 Устная речь. Критериями оценки  сформированности устной речи являются:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
  • последовательность изложения;
  • культура речи.

Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.

Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание  излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний  или предложений.

                     8.5 Чтение. При определении уровня развития умений и  навыков по  чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

                            1 уровень: 10-15 слов в минуту

                            2 уровень: 20-30 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

                           1 уровень: 20-30 слов в минуту

                           2 уровень: 30-40 слов в минуту.

Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.

Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

9. Нормы оценок по русскому языку

9.1 Диктанты

 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

  1. Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

                           9.2 Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

                     9.3 Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

 

                   9.4 Словарный диктант

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

10.  Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :

  • беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

                                                 

                        10.1 Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

                     10.2 Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

                                         

                         10.3 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

                       10.4 Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

11. Оценка письменных работ по математике

                       11.1 Работа, состоящая из примеров:

«5» – без ошибок.

«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.

«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» – 4 и более грубых ошибки.

                       

                      11.2 Работа, состоящая из задач:  

«5» – без ошибок.

«4» – 1–2 негрубых ошибки.

«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.

«2» – 2 и более грубых ошибки.

                      11.3  Комбинированная работа 

                               (1 задача, примеры и задание другого вида)

 Оценка "5" ставится:

-         вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

-         допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий  

   или

-    допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка

или

-  при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

                           11.4 Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

-     допущены ошибки в ходе решения одной из задач или

-         допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

      -    допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач   или

      -    допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки  или

-   допущено в решении

                       11.5 Математический диктант

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3" ставится:

-         не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка "2" ставится:

-   не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

                      11.6 Контрольный устный счет:

«5» – без ошибок.

«4» – 1–2 ошибки.

«3» – 3–4 ошибки.

12. Тест

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий  (76%).

«4» – верно выполнено 3/4 заданий               (75%).

«3» – верно выполнено 1/2 заданий               (50%).

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий (49%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по нормам оценок и орфографическому режиму.

Методические рекомендации оп нормам оценок и орфографическому режиму. Для родителей и учителя....

Орфографические нормы по ведению тетрадей в начальной школе

Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию памятку по ведению тетрадей, составленную на основе методических материалов для администрации школ и обобщения опыта работы учителей начальных классов....

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...

Единые орфографические нормы ведения тетрадей

В презентации представлены единые требования к ведению рабочих тетрадей обучающихся....

Формирование орфографической культуры учащихся 1-ых классов и нормы оценивания письменных работ в начальной школе.

Многие современные ученики и родители не понимают, зачем необходимо аккуратно работать в тетради. Ведь почти все документы сейчас набирают на клавиатуре компьютера. Но соблюдение орфографического режи...