Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.
статья (3 класс) на тему

Давыденко Наталья Владимировна

Технология формирования грамотности младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос №12

Орфографические понятия:орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника: этапность(постепенное введение теминов).Основные орф. понятия:орфограмма, орфографическое действие, орфографическая зоркость( правило, задача, самоконтроль).

М.Р.Львов выделял 6 ступеней орф. зоркости: найти орф., определить тип, наметить сп-б решения задачи, определить последовательность шагов., выполнить.

М.С,Соловейчик :поставить орф. задачу, выбор способа решения, решить орф. задачи, осуществить орф. самоконтроль.

Знания не достаточно, надо научить применять.Развитие орф. умений:1.Ставить орф. задачи2.Установить тип орфограммы и соотнести с опред. правилом3.Применить правило4.Проверить написанное

Орфографическая зоркость –умение обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.Условия развития орф. зоркости:1.Развитие памяти.2.Развитие фонематического слуха(реч. гимн.)3.Зн-во с опознавательными признаками орфограммы4.Систем. тренировка в нахождении орф.,т.е. в постановке орфографических задач.

Орфографический саконтроль-это умение контролировать ход орф. действия,т.е. правильностьследования алгоритму реш. Задачи письма, и оценивать полученный результат-выбранную букву- с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

Показатели сформир. орф. самоконтроля:1.Способность выявить ошибку.2.Диагностировать причину ошибки,т.е. обнаружить те действия, кот . не были совершены при написании текста.

Приемы работф(диффериенц. подход): подчеркнуть букву, подчеркнуть слово, указать морфему, указать страницу с правилом.

Вопрос №13.Орфографическое упражнение: письмо с пропусками орфограмм.

Орфографическая зоркость –умение обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.Условия развития орф. зоркости:1.Развитие памяти.2.Развитие фонематического слуха(реч. гимн.)3.Зн-во с опознавательными признаками орфограммы4.Систем. тренировка в нахождении орф.,т.е. в постановке орфографических задач.

''Найди опасное место''
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''. 
 Зажги маячок” 
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места” 
Орфографическое чтение, Комментированное письмо с указанием орфограмм ,
Письмо с проговариванием, Зрительный диктант, Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.  
Упражнение- письмо с пропусками.
1.Прослушай слово,2. запиши , столько знаков, ск-ко звуков в слове, 3.обведи кружочком те, кот. обозн. звуки в слабых позициях  = o= =o-(лесник),4. Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местак пропуски.

Работа с памяткой, работа со словарем.

Вопрос№14.Какограграфия –это использование отрицательного языкового материала(письмо с ошибками).

Как применять прием: 1.место –перед знакомствомс правиломписьма , для мотивации их изучения и преимущественно после прочногопрочного усвоения этих правил, для обучения самоконтроля.2.Объем-8-12 отдельных слов или текст 25-30 сл(не более 4-6 ошибок, в начале текста)3.В системе : с исправлениеями, начинать с коллективной работы, а сам-но когда дети усвоят общий способ действия проверки

Этапность (какография)1.Найди ошибку, 2.Определи часть слова, обозначь,3. Выпиши слово с окошком,4.реши , какое правило применить,5.выполни нужное действие и вставь букву,6.вернись к тексту, где была ошибка и исправь ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

В данной работе предложен  практический  материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Конференция на тему: «Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости развития самоконтроля»

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...

Использование орфографических сказок для развития орфографической грамотности

Методика применения орфографических сказок на уроках русского языка....

Методическое пособие "Орфографическая разминка: путь к орфографической зоркости"

Проблема обучения грамоте всегда чрезвычайно остро стояла не только в педагогике, но и в жизни социума, ведь грамотность народа – это его сильная сторона в борьбе за культуру. Поэтому так важно ...