Использование орфографических сказок для развития орфографической грамотности
статья по русскому языку по теме
Методика применения орфографических сказок на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование орфографических сказок для развития
орфографической грамотности
Никитина Екатерина Борисовна, учитель начальных классов
МБОУ « Льговсквя ОШ» Кировского района Республики Крым
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общеязыковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Пути решения этой задачи мы видим в следующем: в использовании орфографических сказок с целью формирования орфографической зоркости, в проведении словообразовательных упражнений в период обучения грамоте. Орфографическая сказка помогает детям полюбить русский язык и проявить больший интерес к этому предмету. Она не только доносит до ребёнка программный материал в легкоусвояемой форме, но и даёт возможность поработать над нравственным содержанием, которое есть в сказке. Попробуйте использовать на практике орфографическую сказку и увидите, как поднимется интерес к учебному процессу, материал урока станет более доступным, улучшится качество восприятия информации и улучшится настроение учеников.
Для формирования первичных представлений об орфограмме сказки используются с учётом психологических особенностей детей семилетнего возраста.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначально умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:
- для правописания безударных гласных – буквы О-А, Е-И-Я; положение в безудар-ном слоге;
- для правописания парных звонких и глухих согласных – буквы Г-К, З-С, В-Ф,Ш-Ж, Д-Т, Б-П; положение в конце слова и перед глухими согласными;
Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказ-ки о звуках и буквах.
Некоторые сказки хочу предложить вашему вниманию. Возможно, кто-нибудь тоже захочет, подобно мне, использовать на уроке сказкотерапию.
- Сказка о безударных гласных
«Однажды гласные А-О гуляли по лесу и собирали ягоды. Вдруг они так рассо-рились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья по-никли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда глас-ные А-О стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на по-мощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встре-чались безударные гласные А и О. С тех пор дети пишут грамотно слова с безударными гласными.
- Сказка о парных звонких и глухих согласных
«Жили – были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов согласные оказались в конце слов. И началась между ни-ми ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слы-шаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, поми-рили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные согласные на концах слов, надо позвать на помощь гласные.
- Сказка о букве Ч. «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я. Грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался.» И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что она никогда больше не будет дружить с буквами Я и Ю и никогда больше не встанет с ними рядом. Отныне она будет дружить с буквами А и У. Вот с тех пор слог ЧА пишется с буквой А, а слог ЧУ – с буквой У.
Ча- ща
Ча и ща,ча и ща-
Роща,чаща и свеча,
Пища,туча, саранча-
С буквой «а» и ча, и ща.
Чу – щу
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Кричу, ворчу, ищу, тащу
Я с у пишу и чу, и щу.
- Новоселье друзей ЖИ И ШИ
На берегу очень дикой реки
Жили два друга: друг Жи и друг Ши.
Решили они: "Надо выстроить дом,
Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"
Собрали бамбук, камыши и листву,
Наметили план – сей работы канву.
И вот подниматься строение стало,
И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи,
Да шифер приделать, чтоб не было стужи.
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать,
Ши скатерть широкую стал вышивать.
Потом скороспелые дрожжи достали,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье:
Плясали и пели, чтоб было веселье.
А после устали все, сели за стол,
Жи, Ши угощали, вели разговор:
"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,
Вам, серые мыши, мы сделали каши.
Ерши, вы берите осоку речную,
А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока!
Стрижи, ешьте шиповник пока.
А вам, журавли, мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колюче-пушистые,
Попробуйте груши душистые.
И вдруг в тишине рев мотора раздался,
С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катит
И что-то невнятное слугам кричит.
А слуги-то едут, держа за вожжи
Гуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой.
Пажи сняли волка манером особым.
– Что здесь за собрание? – волк говорит.
(А сам весь от ярости так и дрожит.)
– Как смели меня обойти стороной,
Ведь уши большие имею я..."
"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –
Сначала, волк серый, с нами сдружись.
Не надо кричать и топорщить усы,
Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"
Вот волк призадумался, понял ошибку
И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.
Вокруг, под и над закружили стрижи,
И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.
Наверное, все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок.
- Сказка о том, как буквы поссорились, как праздновали Новый год, и что из этого всего вышло
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы Е, Ё, Ю, Я с буквами Д, Т, Б, З, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы Е, Ё, Ю и Я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу. А в доме букв-подружек Е, Ю, Я и Ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог прийти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу. "Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква Ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес, – "Обездная улица, дом 5, подезд2, кв.3.» "Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква З. «А что такое подезд?" – спросила буква Е. Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Воскли-цательному Знаку, но ничего не поделаешь.
Буква Я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5". "Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква Т. "А что такое подезд?" – заплакала буква Е. "Ник- то не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква Ю. "А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!" Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти. "Я, кажется, поняла, – сказала буква Е. – Мы обидели Твер-дый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!" Буквы взяли конверты: "Объездная улица!" – про-читала буква Т. "Оказывается, это подъезд!" – закричала буква Е. "И это Разъездной пере-улок", – молвила буква Ё. Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я дол-жен стоять после согласной в приставке и перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Такова моя судьба –разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
Кто-то скажет: на дворе высокотехнологичный ХХI век, инновационные технологиu, миро-вой кризис, а мы о каких-то сказках! Но сказки – драгоценное наследие человечества. Их нельзя забывать и недооценивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-279172-1424880277.jpg)
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369457-1387296595.jpg)
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-802909-1469091681.jpg)
Использование пословиц и поговорок для развития орфографической грамотности
Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-279172-1424880277.jpg)
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
обобщение педагогического опыта...
Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.
Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1440898-1670042169.jpg)
Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка
В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...