конкурс Педагог-2017 конспект урока русского языка 4 класс + презентация
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Занина Елена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка в 4 классе,

проведенного в рамках конкурсного задания очного этапа I тура

«Педагогическое призвание»

городского профессионального конкурса «Педагог – 2017»

учителем начальных классов МБОУ СШ №13 г.Волгодонска

Заниной Е.Е.

Программа: «Школа 2100»

Технология: деятельностного типа обучения

Тип: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Форма: урок-семинар

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о прилагательном  как части речи,
  • знать происхождение слова «прилагательное»,
  • знать роль прилаг. в  предложении, в речи,
  • овладевать нормами русского литературного языка, развивать умение осознанно употреблять прилаг. в речи,
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебное  умение сравнивать, устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки прилаг.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, уметь сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развивать самостоятельность;
  • развивать внимание, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование: план проведения семинара, презентация к уроку, задания по группам, бейджи с именами, названия групп, лист самооценки работы учащегося, плакат учебный «Имя прилагательное».

Ход урока.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

                                               Прозвенел уже звонок,

                                               Начинается урок.

                                               Мы сегодня не одни,

                                               Гости на урок пришли.

                                               Повернитесь поскорей,

                                               Поприветствуйте гостей.

     Прошу садиться. Меня зовут Елена Евгеньевна и урок русского языка

     проведу у вас я.

Чтобы наша совместная работа была успешной, давайте хором прочитаем девиз.

                                                    Слайд

       Никто не знает так много, как все мы вместе!

      II.        Определение темы и цели урока

Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-семинар.

                                               Слайд

Ребята, может кто-нибудь из вас объяснит, что значит это слово?

Семинары появились еще в Древнем Риме и Древней Греции. Именно на семинарах древние мыслители обменивались получ. знаниями, спорили, выбирали единое направление мысли по проблеме. В наше время семинар – это групповое занятие по теме, заданной учителем.  А тему нашего семинара вы узнаете из стихотворения.

У существительных  подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но, если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

 Итак, мы определили тему семинара «Имя прилагательное».

                                                   Слайд

Наш класс поделился на творческие группы:

1. Умники и умницы;  2. Знайки;  3. Знатоки;  4. Эрудиты.

Вспомним правила работы в группе

Слайд

Прочитаем хором:

  • Вместе не трудно,
  • Вместе не тесно,
  • Вместе легко
  • И всегда интересно!

Далее нам нужно определить  учебную цель семинара.

Повторение и обобщение знаний и умений по теме «Имя прилагательное».

Чтобы достигнуть поставленных целей, мы будем работать по плану

                                                     Слайд

Имя прилагательное                 

План

  1. Этимология слова «прилагательное»; что такое имя прилагательное.
  2. Связь прилагательного с существительным. Начальная форма имени прилагательного.
  3.  Склонение имен прилагательных. Изученная орфограмма в правописании прилагательных.
  4. Роль прилагательных в предложении, в речи.
  5. Подготовка памятки.
  6. Подведение итогов семинара.

Приступаем к семинару

Открываем тетради, записываем дату.

Какие опасные места вам встретятся при записи числительного «Шестнадцатое»

Проверяемая безударная гл. «е», проверяемая непроизносимая согл. «т», непроверяемая непроизносимая согл. «д».

                                                            Слайд

         Работа по группам

Группа № 1 Умники и умницы

Вопрос № 1: Происхождение слова «прилагательное».

Этимология (происхождение) слова прилагательное.

Слово прилагательное имеет латинские корни и происходит от глагола, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или, выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет какими – либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

                                                      Слайд

 Ребята поработали с толковыми словарями и нашли  толкование слова  «прилагательное».                                                                                  

В словаре  Владимира Даля это слово толкуется так:      

Прилагательное имя, прилагаемое к сущ, для означенья свойств или качеств его.

В словаре  Сергея Ожегова это слово толкуется так:
В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и изменяющаяся по падежам, числам и родам.

 А какое определение дали мы имени прилагательному на уроках?

Имя прилагательное – это самостоятельная, изменяемая, склоняемая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? или чей?

Например: снег (какой?) белый, страна (какая?) огромная, желание (какое?) сильное, любовь (чья?) материнская.


                                                       Слайд

 Мы заполнили первый раздел памятки.

Слайд

Прочитайте высказывание писателя К.Паустовского о русском языке.

Объясните смысл этого высказывания.

Русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. И помогают в этом имена прилагательные.

                                                            Слайд

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 1. 

По каким признакам  можно описать яблоко?

По форме, размеру, цвету, вкусу, запаху.

Запишем по одному прилагательному для характеристики  каждого признака.

 Как оформим запись в тетради? С новой строки.

Яблоко большое, круглое, красное, сладкое, ароматное.

 Группа № 2 «Знайки»

Вопрос № 2 Связь прилагательного с существительным. Начальная форма имени прилагательного.

Имя прилагательное связано с именем существительным. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится. Начальная форма имени прилагательного – это форма м.р., И.п.; вопрос какой?

Мы заполнили второй раздел памятки.

                                               Слайд

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 2. 

Выполняется задание из учебника стр.51 №2

Сущ.: утка, утенок, веревочка, тропинка, нос, курица.

Прил.: длинный, сухой, черненький, самый (?), важный.

         А сейчас физминутка.

          Попрошу ребят я встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонились вправо, влево.

И беремся вновь за дело.

Группа № 3 «Знатоки»

Вопрос № 3 Склонение имен прилагательных. Изученная орфограмма в правописании прилагательных.

Имена прилагательные изменяются по числам,  падежам и в ед. числе по родам. Склонением имени прилагательного называется его изменение по числам и падежам.

В словосочетании сущ.+ прилаг. Имя существительное всегда является главным словом, а имя прилагательное  -  зависимым словом.

Чтобы правильно написать безударную гласную в окончании прилагательного, нужно задать вопрос от существительного к прилагательному. По окончанию вопроса определить окончание имени прилагательного. Например: друга (какого?) близкого, картины (какой?) чудесной.

Мы заполнили третий раздел памятки.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 3

Выполняется задание из учебника стр.51 № 4

Читают ученики.

Из золотой бумаги (I скл., Р.п.),

на синюю крышечку;

для кукольных перчаток;

синими строгими глазами.

          Группа № 4 «Эрудиты»

          Вопрос № 4 Роль прилагательного в предложении, в речи.

В предложении имя прилагательное является второстепенным членом, который называется определением и подчеркивается волнистой линией.

Термин на доску!

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким и красочным.

Ребята, в процессе совместной работы мы сделали памятку. Она перед вами на экране.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 4

Вставить в известное стихотворение Афанасия Фета   имена прилагательные.

                                                  Слайд

Афанасий Фет

__________ картина,

 Как ты мне родна:

 __________ равнина,

 ___________ луна,

 Свет небес ____________,

 И ______________ снег,

 И саней _______________

 _________________ бег.

Слова для справок: одинокий, белая, высоких, чудная, блестящий, полная, далеких.

Проверяем.                                    Слайд

Афанасий Фет

Чудная картина,

 Как ты мне родна:

 Белая равнина,

 Полная луна,

 Свет небес высоких,

 И блестящий снег,

 И саней далеких

 Одинокий бег.

Каким членом предложения являются прилагательные? Как их нужно подчеркнуть? Прошу сделать это.

Задание  № 5

 Подготовить выступление по теме: « Что я знаю об имени прилагательном» по плану

                                                         Слайд

Имя прилагательное

1.  Понятие (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает)

2. Связь с именем существительным ( род, число, падеж)

3. Как написать  безударное окончание имени прилагательного.

4. Роль имени прилагательного в предложении, в речи.

Подведение итогов семинара.

     

Рефлексия. Образовательная

http://festival.1september.ru/articles/556084/img15.jpg

                                                                               Слайд

Домашнее задание в трех вариантах по выбору учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...