Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Гласные о-а в суффиксах на конце наречий.

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Цель: формирование навыков правописания гласных -О,- А на конце наречий.

    Задачи урока: 

    образовательные:

    - уточнить представления детей о наречии;

    - познакомить с правописанием суффиксов -а и -о в наречиях;

    - графически объяснять написание гласных на конце наречий.

    развивающие:

    - развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий;

    - развивать навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения (умение работать в парах, группах) как средств формирования учебной деятельности;

    - развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё.

    воспитательные:

    - воспитание таких качеств личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon glasnye_o-a_v_suffiksah_na_kontse_narechiy.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Гласные о-а в суффиксах на конце наречий.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Цель: формирование навыков правописания гласных -О,- А на конце наречий.

    Задачи урока: 

    образовательные:

    уточнить представления детей о наречии;

    - познакомить с правописанием суффиксов -а и -о в наречиях;

    - графически объяснять написание гласных на конце наречий.

    развивающие:

    - развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий;

    - развивать навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения (умение работать в парах, группах) как средств формирования учебной деятельности;

    - развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё.

    воспитательные:

    воспитание таких качеств личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.

    Ожидаемые результаты: 

    Предметные:

    Систематизировать знания учащихся о наречиях.

    Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях.

    Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

    Использовать наречия в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

    Познавательные:

    Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию, выполнять анализ, сравнение, делать умозаключения, выводы, обобщения.

    Применять общий способ действия (алгоритм) для решения конкретных практических задач.

    Коммуникативные:

    Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

    Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

    Регулятивные:

    Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

    Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.

    Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

    Личностные:

    Развивать навык сотрудничества в группах, парах;

    Развивать самостоятельность в суждениях и тактичное отстаивание своей точки зрения;

    Развивать навык оценивания своих достижений.

    Технологии: проблемное обучение, игровое обучение, работа в группе.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    1. Минутка чистописания

    1) Расшифровать слово.

    Я Яя Яр ар  ма рк рм ка мар яр кА

           2) Подобрать синонимы к слову  ярмарка.

    Ярмарка, рынок, базар, торг, торжище.

            2. Ярмарка огневая, яркая!

                Ярмарка плясовая, жаркая!

            Гляньте налево – лавки с товаром!

            Гляньте направо – веселье даром!

    - Я приглашаю вас на ярмарку, ярмарку необыкновенную – ярмарку знаний.

    II.  Сообщение темы урока

    - Послушайте стихотворение Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли внимание поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

    Наш язык и скромен и богат.

    В каждом слове скрыт чудесный клад.

    Слово «высоко» произнеси –

    И представишь сразу неба синь.

                    Вспомнится наречие «светло» -

                    И увидишь: солнышко взошло.

                    Если скажешь слово ты «темно»,

                    Сразу вечер поглядит в окно,

    Если скажешь «ароматно», ты

    Сразу вспомнишь ландыша цветы.

    - На какие слова обратила внимание поэтесса? (высоко, светло, темно, ароматно)

    - К какой части речи относятся эти слова?

    - Какая тема нашего урока?

    - Предметом нашего сегодняшнего урока будет особенности правописания наречий.

    1. Актуализация опорных знаний
    1. Приём «Корзина» идей.

    - Перед нами лавка «Наречие»

    - Любая часть речи держится на трёх китах: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Опираясь на этот план, вспомните и запишите всё, что знаете о наречии. (Индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).

    - Поделитесь  друг с другом информацией. (Групповая работа, продолжительность 1 минута).

    - Назовите по кругу какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного. (Составляется список в «корзинке» идей).

                2. Зрительный диктант. Записать предложения. Подчеркнуть наречия, определить разряд.

    Ярко светит весеннее солнце.

    Летом над цветами порхают бабочки.

    Ветер подхватил пыльцу и понёс её вверх.

    Лес приятно пахнет цветочным мёдом.

    3.Заменить фразеологизмы наречиями, определить разряд. (Групповая работа).

    1). Все товары в гончарной  лавке раскупили в мгновение ока.

    2). Скоморохи, зазывая зрителей в театральный балаган, кричат во всю Ивановскую.

    3). На ярмарочной площади яблоку негде упасть.

    4). Возвращался купец с ярмарки черепашьим шагом.

    5). Игрушек, лакомств, посуды, тканей на нашей ярмарке сколько душе угодно.

               4. Работа с таблицами слов.

    -  Прочитайте слова третьего столбика. Образуйте наречия, запишите. Выделите суффикс. Объясните написание суффиксов.

    - Каким способом образованы данные наречия?

    IV.  Изучение нового материала

    Создание проблемной ситуации.

    - Скоморохи приглашают нас в новую лавку – «Лавка открытий». Что нас здесь ждёт?

    - Прочитайте предложения:

    Справа от дороги расположились купцы заморские.

    Направо повели своих коней крестьяне.

    - Выпишите наречия, разберите по составу.

    - От какого слова образовались наречия спарва и направо?

    - Как они образовались? (приставочно-суффиксальным способом).

    - Нам предстоит открыть новое правило.

    - Спишите наречия с доски, разделив на две группы.

    Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, снова, справа, влево, издалека, засветло, вправо.

    - Выделите приставки и суффиксы в наречиях, которые записали.

    - Сделайте вывод.(в наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –а; с приставками на-, за-, в- пишется суффикс –о).

    Составление схемы «Как лучше запомнить это правило»:

                    из-, до-, с-                                на-, за-, в-

                            а                                        о

    - Мы  знаем, что наречия могут относиться к различным частям речи. Пусть другие части речи помогут лучше разобраться в правописании этих суффиксов.

    - Объясните написание: на ярмарк_.

    - Какие ещё слова помогают правильно записать окончания имён существительных?

    - Подставьте эти слова к наречиям и найдите слово помощник. (групповая работа)

                    Справа                                направо

                    со стены                                на стену

                    со стола                                на стол

                    с  окна                                        на окно

                    со ржи                                на рожь

    - Какое слово поможет правильно записать суффикс наречий с приставками? Мы вывели новое правило.

    - Какое правило легче запомнить?

    V. Физминутка

    Сначала мы пойдём налево- 1,2,3.

    А теперь пойдём направо-1,2,3.

    Станем мы сейчас поближе-1,2,3.

    А потом уйдём подальше-1,2,3.

    Руки вверх поднимем дружно-1,2,3.

    И помашем влево-вправо-1,2,3.

    А сейчас присядем ниже-1,2,3.

    Головы поднимем выше-1,2,3.

    Дружно хлопаем руками-1,2,3.

    Тихо топаем ногами-1,2,3.

    Чтобы веселее стало-1,2,3.

    Всё опять начнём сначала. /повторяем зарядку/

    VI. Закрепление нового материала

    1. Вставьте пропущенные  буквы, прокомментировать свой выбор.

    Глядеть искос_, повернуть влев_, начать сначал_, решить занов_, переписать набел_, отмыть дочист_.

    1. Игра «Молчанка»

    Показать карточку с соответствующей буквой

    изредк_                        снов_                        засветл_

    досыт_                        надолг_                издавн_

    начист_                        влев_                        сначал_

    нанов_                        вправ_                        наглух_

    1. Групповая работа. Построить слова из частей:

    Приставки: из-, до-, с-, на-, за-, в-.

    Корни: -сух, -чист, -лев, -давн, -прав, -долг.

    Суффиксы: -о, -а.

    1. Работа в парах. Составить из слов предложения и правильно записать суффикс.
    1. построились, направ_, и, отряды, налев_
    2. досух_, доску, вытирать, надо
    1. Проверка знаний. Работа на карточках

    Занов_, сначал_, изредк_, сгоряч_, досыт_, наглух_, слев_.

    1. Итог урока
    1. Какое открытие сделали на уроке?
    2. Лавка «Синквейн».
    3. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке, я прошу вас высказать своё мнение.

    На уроке мне было…, потому что… . Особенно … .

    На доске список наречий: хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

    Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

    Правописание гласных на конце наречий

    Урок русского языка был дан для молодых учителей. Получил высокую оценку ШМО....

    Правописание гласных на конце наречий

    Методическая разработка урока поможет провести хороший урок по русскому языку в 4 классе....

    Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

    Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

    Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

    Урок русского языка в 4 классе ( "Начальная школа 21 века"). Тема: «Правописание гласных на конце наречий»

    План-конспекут урока русского языка в 4 классе (программа "Начальная школа 21 века") может быть полезен опытным учителям и молодым педагогам. Тема урока - "Правописание гласных на конце наречий". Урок...