"Трудяга мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудяга мягкий знак»

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Цель: углубить знания детей о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих (его грамматическая роль)

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Чистописание. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

ь   ь   ь   ь   ь   ы   ы   ы   ы   ья   ья   ья

соль, боль, мальчик

листья, колья, звенья

рожь, мышь, печь

- Объясните, какую роль выполняет мягкий знак в словах первой строки?

(показатель мягкости согласных)

-  Какую роль выполняет мягкий знак в словах второй строки?

(Разделительный мягкий знак. Он отделяет согласный звук от гласного, показывает, что нет слияния звуков)

-  А что же показывает мягкий знак в третьей строке?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 - Это тема нашего сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

  1. Наблюдение за существительными, оканчивающимися

на Ж, Ч, Ш, Щ. Первичное усвоение новых знаний

- Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки, определите род существительных.

Хвост во дворе, нос в конуре.

Кто хвост повернет, тот в дом и войдет.

(ключ)

По небу лебедь черный рассыпал чудо-зерна.

(ночь)

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

Потому что прячется она.

(мышь)

Не похож на человечка, но имеет он сердечко

И работе круглый год он сердечко отдает.

(карандаш)

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(мяч)

Зимой дрова ест, а летом спит.

(печь)

Ходит вдоль каравая, его разрезая.

(нож)

Утка в море, хвост на заборе.

(ковш)

- В каких существительных вы писали мягкий знак, а в каких нет?

(в существительных женского рода после шипящих писали ь, а в в существительных мужского рода не писали)

- Значит, что же показывает мягкий знак в существительных ночь, рожь и т.д.?

(что это существительные женского рода)

- Итак, мы познакомились с новой ролью мягкого знака, который является показателем женского рода в существительных, оканчивающихся на шипящие Ж, Ч, Ш, Щ

- Сформулируйте правило

Вывод:

В конце существительных женского рода начальной формы с нулевым окончанием после Ж, Ч, Ш, Щ пишется писали. В этих существительных мягкий знак указывает на женский род.

 

  1.  Первичное закрепление. Самостоятельная работа

- Прочитайте слова. На какой звук оканчивается основа каждого слова? Плющи, вещи, рощи, товарищи, стрижи, крыши, багажи, печи, баржи, речи, камыши, лучи, лужи, силачи, суши, дачи, речи.

- Поставьте каждое существительное в начальную форму и запишите. Разберите по составу. Объясните, почему в одних существительных нужно писать ь, а в других – нет.

  1. Ф. М.

Еж по деревом бредет, ключ от норки он несет. (ходьба)

А в сторонке мышь бежит, об листву хвостом шуршит. (бег на месте)

Мы же делаем зарядку: руки в стороны, вприсядку,

Встали, руки вверх подняли. Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться, три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

- Ребята, какие существительные с шипящим звуком на конце вы услышали? (еж, ключ)

- Какого рода эти существительные? Как их нужно писать? (без мягкого знака)

  1. Творческое применение знаний в новой ситуации

- А сейчас подарок от мягкого знака – игра «Скажи одним словом». Слова запишите, определите род.

1.Домик, сделанный из веток и соломы. (шалаш)

2.Высокое болотное растение. (камыш)

3.Человек, играющий на скрипке. (скрипач)

4.Человек, который лечит больных. (врач)

5.Непромокаемое пальто. (плащ)

6.Позднее, темное время суток. (ночь)

7.Краска, название которой оканчивается на мягкий знак. (гуашь)

8.Весенняя птица, которая ходит за плугом кормиться. (грач)

9.Вещи пассажира. (багаж)

10.Слово, противоположное по смыслу слову правда. (ложь)

- В каких существительных вы писали мягкий знак, а в каких нет? Почему?

  1. Обобщение. Работа по карточкам

(по вариантам)

- Допишите, де нужно в прорезях мягкий знак. Взаимопроверка.

  1. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что не всегда получалось?

- Над чем надо поработать еще?

- Спасибо за активную работу на уроке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Выпишите из словаря 2 слова, оканчивающихся на шипящий. Составьте с каждым предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...