Три склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кизоркина Нина Алексеевна

1.     Учить детей определять склонение имён существительных на основе

          исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

          существительном в практической деятельности.

2.     Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

3.     Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

  1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе

          исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

          существительном в практической деятельности.

  1. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
  2. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Ход урока:

1. Оргмомент  

Эмоциональный настрой детей. Объявление о начале урока. Чтение загадки:

Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели.

Не сочтёте белых мух, что летают словно пух.        (снежинки)

  • О чём эта загадка?
  • Почему снег сравнивают с мухами?
  • Какое настроение у вас вызывает зима?
  • Зима для здоровья - говорит русский народ. Мороз бодрит, заставляет двигаться быстрее. Мы тоже    постараемся сегодня работать в темпе, бодро.        

2. Повторение изученного о падежах.

1. Игра «Узнай падеж».

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж).

а) кому? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого? (В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что? (И.п., В.п.)

л) о. об (П.п)

2. – Запишите предложение, определите падеж и род имён существительных.

(Проверка с помощью карточек, на которых написаны названия падежей)

  В солнечный день листва слегка поблёскивала и лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.

3. Введение в раздел.

- Прочитайте название раздела.

- Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)

- судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на все эти вопросы.

4. Постановка проблемы.

- Прочитайте предложение.

 Старая женщина волновалась о сестре и о дочери.

- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать? Что у них общего? Что разное? Какие вопросы возникают? ( Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего это зависит?)

5. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

1. На доске таблица с пустыми столбцами], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист  с  существительными с пропущенными окончаниями.

      Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

 (один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели  также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)

2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)

      Задание:

  • Сравнить окончания существительных.
  • Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
  • Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 [на доске].

     Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод].

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

              на конце.  [В таблице прикрепляется вывод].

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

- В русском языке это называется склонение

4. Как назовём нашу таблицу? [Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных]

5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение            2 склонение           3 склонение

             

ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

  в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

   -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

6. Работа по учебнику с. 123-124

    Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)

6. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

7. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

 

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о сестре и дочери  разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

                                              Алгоритм

                                  определения склонения

     

              о сестре                о дочери

                 нач. ф.- сестра                       нач. ф - дочь

               

                    род – ж. р.                         род – ж. р.

               окончание – а                    окончание - нулевое

                склонение – 1                     склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

Итоговый вопрос:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

8. Первичное закрепление.

1. Упр.159 выполняется на доске под руководством учителя.

2. Игра «Узнай слово»

- Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:

1-скл. Знак препинания. (Точка)

2-скл. Начало сказки. (Зачин)

3-скл. Все. Что говорит и пишет человек. (Речь) 

9. Итог урока.

            - Что нового узнали на уроке?

            - Что такое склонение?

            - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

 Оценки за урок.

10. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...