Внеурочное мероприятие по занимательной грамматике "Весёлые фразеологические старты"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Курышкина Оксана Ивановна

- Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю Вас на одно из игровых внеурочных мероприятий по русскому языку в 3 классе «Весёлые «фразеологические» старты».

- Какие УУД будут формироваться в ходе нашего занятия, и какие цели поставим для себя?

v познакомить детей с фразеологическими сочетаниями;

v формировать речевые умения, обогащать свою речь;

v  расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать свои знания;

v раскрывать образность и богатство русского языка; прививать любовь к русскому слову,  развивать устную и письменную речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.rar928.23 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ  В 3 КЛАССЕ

«ВЕСЁЛЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТАРТЫ»

                                                                                     Подготовила:

Курышкина Оксана Ивановна,

                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                МБОУ «Гимназия»

                                                                                                 станицы Каневской

Цели деятельности учителя

Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о фразеологизмах;  формировать речевые умения, обогащать свою речь; расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать свои знания; раскрывать образность и богатство русского языка; прививать любовь к русскому слову,  развивать устную и письменную речь учащихся.

Тип занятия

занятие общеметодологической направленности

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные – получат возможность научиться: иметь первоначальные представления о фразеологизмах; различать, находить и обосновывать фразеологизмы, наблюдать за звуковыми образами слов, осмысливать фразеологические обороты и определять для себя новую информацию, составлять фразеологизмы по рисункам, используя опорные слова, восстанавливать деформированные фразеологизмы (с нарушенным порядком слов). Научатся - применять фразеологизмы в устной и письменной речи, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные  - владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные – имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Методы и формы обучения

коллективная

Образовательные ресурсы

Журнал «Современный урок: начальная школа»

Приложение к газете «1 сентября» - «Начальная школа»

Festival.1september.ru

nsc. 1september.ru

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

презентация, таблички с надписями для команд «Вера», «Надежда», «Любовь», книжки-заготовки для проектов, клей – карандаш, ручки, картинки для фразеологизмов, карточки с заданиями для команд, флажки красные.

Основные понятия и термины

Фразеологизмы.

О р г а н и з а ц и о н н а я    с т р у к т у р а   (с ц е н а р и й)   з а н я т и я

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

1

2

3

4

I.

Органи-зационный  момент

 - Сегодня я проведу с вами интересное внеурочное мероприятие по русскому языку «Весёлые «фразеологические» старты».

    - Для участия в этих стартах, рассаживаясь за парты, вы самостоятельно  разделились на 3 команды: «Вера», «Надежда», «Любовь». Каждая команда должна выбрать капитана, причём этот ученик должен будет выполнять очень важное задание – вписывать после выполнения каждого конкурса в книжечку - заготовку  нужные слова и вклеивать подходящие картинки к полученным фразеологизмам. К концу мероприятия наши гости оценят книгу каждой команды по пятибалльной системе. Правильно выполняя различные конкурсные задания, вы будете зарабатывать баллы. Та команда, которая, подойдя к финишу, наберёт большее количество баллов, станет победителем в «Весёлых «фразеологических» стартах».  Ну, а победителей обязательно  ждут  призы.   (1 слайд)

     Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм работы. Делятся на три команды, каждая команда учащихся выбирает командира. Дети внимательно слушают учителя о правилах игры.

     Показывают умение приветствовать учителя, включаться в деловой ритм работы, организовывать рабочее место.

II.

Постановка учебной задачи

      - В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, вместе они имеют одно целостное значение, а друг без друга они это значение утрачивают. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно только запоминать.

(2 слайд)

        Например: держать язык за зубами – молчать; зарубить себе на носу – запомнить; смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания; море по колено – ничего не страшно; тянуть кота за хвост – затягивать надолго выполнение задания; делать большие глаза – удивляться. (3 слайд)

 -  Участвуя в весёлых соревнованиях, вам необходимо будет поразмышлять над следующими вопросами:

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
  • Нужны ли они?

      Внимательно слушают рассказ учителя о фразеологизмах, рассматривают 3 слайд с примерами фразеологических оборотов.

       Ребята слушают постановку учебной задачи и настраиваются на дальнейшую плодотворную  работу.

Предметные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и презентации.

Личностные – осознают границы своего знания и «незнания»

Регулятивные – осознают и принимают учебную задачу.

Коммуникативные – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации.

III. Проведение игры «Весёлые «фразеологические» старты»

1 конкурс «Разминка» (5-13 слайды)

2 конкурс «Замени фразеоло-гизм одним словом» (13-20 слайды)

3 конкурс «Найди потерянное слово для фразеологиз-ма»

(20-27 слайды)

4 конкурс «Собери фразеоло-гизм со словом вода» 

(27 слайд)

5 конкурс «Верни убежавшего животного»

(28 слайд)

6 конкурс «Определи, с какой профессией связан фразеоло-гизм?» 

(29 слайд)

7 конкурс «Найди концовку фразеологизму» (30 слайд)

8 конкурс «Найди фразеологизмы-синонимы» (31-37 слайды)

9 конкурс «Найди фразеологизмы-антонимы» (38 слайд)

10 конкурс - капитанов.

- Итак, начинаем наши весёлые «фразеологические» старты.

- 1 конкурс «Разминка». Каждой команде нужно подобрать подходящее слово-животное для фразеологизма. Начинает угадывать слово команда «Вера», затем «Надежда», а потом «Любовь». За каждое правильно угаданное слово 1 балл.

- Напоминаю, что капитан должен записать угаданное слово в книжку и ниже вклеить подходящую картинку. Вся команда командиру помогает найти картинку к этому фразеологизму. 

(Члены жюри выставляют баллы командам)

           Голоден, как волк

  • Хитер, как лиса
  • Мокрый, как курица
  • Здоров, как бык
  • Надут, как индюк
  • Труслив, как заяц

- 2 конкурс «Замени фразеологизм одним словом». Каждой команде нужно подумать, что обозначает фразеологизм и выбрать нужное слово. Итак, начинаем с команды «Вера». За каждое правильно названное слово 1 балл.

- Не забываем работать в книжках.

(Члены жюри выставляют баллы командам)

Команда «Вера»

Повесить нос -

1. Смеяться

2. Грустить

3. Веселиться  

Команда «Надежда»

Ломать голову-

1. Печалиться

2. Сердиться

3. Думать  

Команда «Любовь»

Надуть губы-

1. Обидеться

2. Кривляться

3. Хохотать  

- 3 конкурс «Найди потерянное слово для фразеологизма». Каждой команде нужно вспомнить фразеологизм и подобрать ему нужное слово. Итак, начинаем с команды «Вера». За каждое правильно названное слово 1 балл.

- Напоминаю, что капитан должен записать полученный фразеологизм в книжку, найти и вклеить подходящую ему картинку. Вся команда командиру помогает. (Члены жюри выставляют баллы командам)

Команда «Вера» - ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ

Команда «Надежда» - ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

Команда «Любовь» - БРОСАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

- 4 конкурс «Собери фразеологизм со словом вода». Каждой команде нужно правильно составить из слов фразеологизм и объяснить его значение. Итак, возьмите конверты со словами и выполните задание. За правильно составленный фразеологизм - 2 балла.

- Не забудьте записать полученный фразеологизм в книжку, найти и вклеить подходящую ему картинку. Вся команда командиру помогает. (Члены жюри выставляют баллы командам)

(Команды складывают фразеологизм на столе)

Команда «Вера» - КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ

Команда «Надежда» - ТИШЕ ВОДЫ, НИЖЕ ТРАВЫ

Команда «Любовь» - ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ 

 (На доске напечатаны фразеологизмы с пропущенными словами. Дети из трёх картинок выбирают нужную и вешают на доску)

- 5 конкурс «Верни убежавшего животного». Каждой команде нужно выбрать картинку животного и вставить в нужный фразеологизм.  За правильно составленный фразеологизм – 1 балл.

- Не забудьте записать полученный фразеологизм в книжку, найти и вклеить подходящую ему картинку. Вся команда работает сообща. (Члены жюри выставляют баллы командам)

Команда «Вера» - как (заяц, кот, козёл) наплакал

Команда «Надежда» - (индюк, волк, козёл) отпущения

Команда «Любовь» - знает (кошка, собака, лиса) чьё мясо съела

 (Учитель называет фразеологический оборот, а команды называют профессию)

Команда «Вера» - Два сапога пара (сапожник) 

Команда «Надежда» - Закидывать удочку (рыбак) 

Команда «Любовь» - Заметать следы (охотник)

- 7 конкурс «Найди концовку фразеологизму». Каждой команде нужно правильно соединить стрелочками начало и конец фразеологизма. Итак, возьмите карточки и выполните задание. За правильно соединённые фразеологизмы по 1 баллу.

- Карточку вклейте на страничку в книжку. (Члены жюри выставляют баллы командам)

(Команды работают в карточках)

НИ ПУХА                                   А ДВА ЛУЧШЕ

УМ ХОРОШО                             НЕ ДАЛЕКО ПАДАЕТ

ВЕШАТЬ ЛАПШУ                      НИ ПЕРА

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ                НА УШИ

- 8 конкурс «Найди фразеологизмы – синонимы».  Каждой команде нужно назвать и записать в книжку фразеологизмы, похожие по смыслу.  За правильно найденные  фразеологизмы-синонимы  - 3 балла.

 (Члены жюри выставляют баллы командам)

Команда «Вера» 

Ни рыба ни мясо                     куры не клюют

                               ни то ни сё

                               без задних ног

Команда «Надежда»

Как снег на голову                   куры не клюют

                               кот наплакал

                               как гром среди ясного неба

Команда «Любовь» 

Рукой подать                           в двух шагах

                                у чёрта на куличках

                                спустя рукава

- 9 конкурс «Найди фразеологизмы - антонимы». Каждой команде нужно правильно соединить стрелочками фразеологизмы, противоположные по смыслу. Итак, возьмите карточки и выполните задание. За правильно соединённые фразеологизмы по 1 баллу.

- Карточку вклейте на страничку в книжку. (Члены жюри выставляют баллы командам)

(Команды работают в карточках)

РУКОЙ ПОДАТЬ                       СПУСТЯ РУКАВА

ХОТЬ ПРУД ПРУДИ               У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

ЗАСУЧИВ РУКАВА                 КОТ НАПЛАКАЛ

Сдача книжек «Весёлые «фразеологические» старты» 

(39 слайд)

Подсчёт баллов. Выявление победителей. Вручение призов.

- Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и успешно пришли к финишу. Поздравляю Вас с победой, а всех женщин в этом зале поздравляю с наступающим днём Матери. Желаю Вам здоровья, удачи и чтобы с Вами всегда рядом были ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ!!!

      Учащиеся готовятся к первому конкурсу, слушая задание учителя. Затем они рассматривают презентацию, подбирают подходящее слово-животное для фразеологизма. Вписывают недостающее слово в книжку-заготовку  и вклеивают в подходящую картинку для полученного фразеологизма.

       Дети слушают задание учителя ко 2 конкурсу, затем размышляют над значением фразеологизма и заменяют его одним словом. После этого вписывают это слово в книжку-заготовку  и вклеивают в подходящую картинку для полученного фразеологизма.

        Учащиеся готовятся к выполнению третьего задания, слушая условия конкурса. Затем они рассматривают фразеологизмы с пропущенными словами, подбирают подходящее слово. Вписывают недостающее слово в книжку-заготовку  и вклеивают в подходящую картинку для полученного фразеологизма.

       Ребята слушают внимательно учителя. Затем они получают конверт со словами и самостоятельно, работая группой, составляют нужный фразеологизм. После этого вписывают фразеологизм в книжку-заготовку  и вклеивают в подходящую картинку для него.

      Учащиеся готовятся к пятому конкурсу, слушая задание учителя. Затем они рассматривают картинки из конверта, подбирают подходящую для фразеологизма и вывешивают её на доске. Вписывают недостающее слово в книжку-заготовку  и вклеивают в подходящую картинку для полученного фразеологизма.

      Дети слушают фразеологизмы и называют профессию, с которой они связаны.

     Ребята готовятся к 7 конкурсу, слушая внимательно задание учителя. Затем они группой работают в карточках, затем карточки с выполненными заданиями  вклеивают в книжечку.

        Учащиеся рассматривают презентацию, выбирают из данных фразеологизмов фразеологизмы-синонимы, вписывают их в книжку-заготовку.

     Дети работают группой, выполняя задания в карточке. Они соединяют стрелочками фразеологизмы, противоположные по смыслу. Затем вклеивают эту карточку в книжку-заготовку.

       Каждая команда демонстрирует свою книжку с изученными фразеологизмами.

        Победители получают призы.

Предметные - получают первоначальные представления о фразеологизмах; учатся различать, находить и обосновывать фразеологизмы, наблюдать за звуковыми образами слов, осмысливать фразеологические обороты и определять для себя новую информацию составлять фразеологизмы по рисункам, используя опорные
слова,
восстанавливать деформированные фразеологизмы (с нарушенным порядком слов),   проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; осознавать безошибочное письмо как проявление собственного уровня культуры, владеть умением проверять написанное.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют и совершают активные действия, под руководством учителя и самостоятельно добывают знания. Оценивают результаты своей деятельности

Коммуникативные – слушают собеседника и ведут диалог, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему и оценки событий, используют критерии для обоснования своего суждения, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Личностные – проявляют уважительное отношение к иному мнению, имеют мотивы учебной деятельности, осознают личностный смысл учения

IV.

Подведение итогов

– Сегодня на уроке  мы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

- Дети, так как вы думаете, зачем нам нужны фразеологизмы? (ответы учащихся)

Вывод: чем больше вы будете знать фразеологизмов, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

     Дети отвечают на вопросы и  делают выводы по изученной теме.

Предметные – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные – оценивают собственную деятельность на уроке.

 Личностные - имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

V.

Рефлексия

- Вот настал мой звёздный час,

Попрошу, ребята, Вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если был он вам  полезен,

Или просто   интересен,

Приготовьте красный флаг.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем поднимать!

Выше-выше флаг подняли,

Всему залу показали!

В классе праздник, посмотри,

Вот так итог мы подвели!

       Ребята внимательно слушают учителя, готовят и поднимают флажки, подводя, таким образом, итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие "Весёлые старты"

Спортивные соревнования между сборными командами 2-х - 4-х классов в спортивном зале...

Спортивное мероприятие в начальной школе «Весёлые старты»

Пропаганда здорового образа жизни.Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления....

Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...

Внеклассное спортивное мероприятие для начальной школы "Веселые старты"

Данное спортивное мероприятие поможет разнообразить уроки физкультуры и досуг младших школьников....

внеурочное мероприятие "Путешествие в страну Занимательная Экономика"

Внеурочное мероприятие для младших школьников Тема: «Путешествие в страну «Занимательная экономика»» (в рамках реализации национальной программы повышения финансовой грамотност...

Сценарий внеурочного мероприятия, квест-игра "В стране занимательной грамматики"

Сценарий внеурочного мероприятия, квест-игра "В стране занимательной грамматики"...